г. Казань |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А55-20146/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хайбулова А.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ФИА-БАНК", Самарская область, г. Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.11.2018 (судья Шлинькова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 (председательствующий судья Борисова Н.В., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-20146/2018
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", г. Самара (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666) к акционерному обществу "ФИА-БАНК", Самарская область, г. Тольятти (ОГРН 1026300001980, ИНН 6452012933) о взыскании долга по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - НО "ФКР", истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "ФИА-БАНК" (далее - АО "ФИА-БАНК", ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 46 732 руб. 22 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 14, расположенном по ул. Баныкина в г. Тольятти, за периоды с 01.08.2014 по 30.11.2014, с 01.05.2015 по 31.07.2015, с 01.12.2015 по 31.03.2016, 25 866 руб. 77 коп. пени за период с 11.09.2014 по 04.07.2018.
Определением арбитражного суда от 25.07.2018 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
В связи с наличием предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ оснований, арбитражным судом вынесено определение 18.09.2018 о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.11.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019, исковое заявление о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 31.03.2016 и начисленной на указанную задолженность неустойки оставлено без рассмотрения. С ответчика в пользу истца взыскано 13 614 руб. 83 коп. неустойки, а также 545 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "ФИА-БАНК" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части взыскания пеней, а также расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
Указывает, что ответчиком заявлялось ходатайство о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суды необоснованно не применили положения названной нормы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указано на неправомерность начисления взносов на капитальный ремонт, поскольку право собственности на помещение возникло у ответчика 22.06.2015, на пропуск истцом срока исковой давности по требованию за период с 01.08.2014 по а также на то, что задолженность за период с 18.07.2015 по 31.03.2016 является реестровой, поскольку приказом Банка России от 08.04.2016 N ОД-1179 у кредитной организации АО "ФИА-БАНК" отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2016 по делу N А55-9320/2016 АО "ФИА-БАНК" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Вместе с тем, как указывает ответчик, оплата текущей задолженности за период с апреля 2016 года по февраль 2018 года осуществлена по платежному поручению от 25.05.2018 N 87729.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования к кредитной организации, за исключением требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также требований по текущим обязательствам, предусмотренным статьей 189.84 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в деле о банкротстве в порядке, установленном статьями 189.73-189.101 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 189.84 Закона о банкротстве под текущими обязательствами кредитной организации понимаются обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации.
В силу пункта 2 части 9 статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) под текущими обязательствами кредитной организации понимаются обязанности по уплате обязательных платежей, возникших в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии.
Из указанных норм права следует, что обязательства по уплате обязательных платежей, возникшие до дня отзыва у кредитной организации лицензии, текущими не являются, следовательно, исходя из положений подпункта 4 пункта 1 Закона о банкротстве могут быть предъявлены только в деле о банкротстве в порядке, установленном статьями 189.73-189.101 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Принимая во внимание, что лицензия на осуществление банковских операций отозвана у АО "ФИА-БАНК" 08.04.2016, требования истца о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 31.03.2016 в размере 46 732 руб. 22 коп., а также неустойки, начисленной на задолженность за указанный период, подлежат оставлению без рассмотрения. В этой связи оснований для рассмотрения судом заявленного ответчиком ходатайства о применении срока исковой давности не имеется.
В данной части судебные акты сторонами не оспариваются.
Доводы ответчика, что истцом было заявлено требование о взыскании пеней в размере 26 425 руб. 31 коп., начисленных как на текущие платежи, так и на задолженность, подлежащую включению в реестр требований кредиторов, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Как указано выше, суд первой инстанции оставил без рассмотрения требования о взыскании неустойки начисленной на сумму задолженности, подлежащей включению в реестр требований кредиторов.
Судом проверен расчет неустойки, начисленной и предъявленной к взысканию на текущую задолженность, возникшую с апреля 2016 года по февраль 2018 года, которая оплачена ответчиком 25.05.2018.
Согласно абзацу 30 статьи 20 Закона N 395-1 с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств.
НО "ФКР" создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 N 79, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 N 357.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 2 статьи 28 Закона N 60-ГД является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (статьи 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно частям 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 169 ЖК РФ, частями 2, 3 статьи 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена 29.11.2013 постановлением Правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (статья 171 ЖК РФ, часть 1 статьи 9 Закона N 60-ГД (в редакции Закона Самарской области от 07.04.2014 N 3).
Согласно части 1 статьи 9 в редакции закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2016, 2017, 2018 годы производится на основании постановлений Правительства Самарской области от 11.06.2015 N 333, от 08.06.2016 N 293, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2016, 2017, 2018 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 руб.
С 01.07.2016 по 31.12.2017 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 руб. Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 14 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "ФКР".
Ответчику в данном многоквартирном доме на праве собственности с 22.06.2015 принадлежит нежилое помещение площадью 1 030,5 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН N от 27.06.2018 99/2018/125601084, свидетельством о государственной регистрации права от 22.06.2015.
Согласно части 4 статьи 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с апреля 2016 года по февраль 2018 года оплачена ответчиком 25.05.2018 по платежному поручению N 8772, суд первой инстанции признал правомерным начисление пеней за период с 11.05.2016 по 25.05.2018 в размере 13 614 руб. 83 коп.
Оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ и снижения размера неустойки суды не усмотрели.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения. Снижение судом неустойки ниже указанного размера допускается в исключительных случаях, при этом присужденная денежная сумма не может быть меньше той, которая была бы начислена на сумму долга исходя из однократной учетной ставки Банка России.
Как установлено судами, неустойка начислена истцом исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, в связи с чем оснований для ее снижения не имеется, поскольку ее размер составляет менее двукратной учетной ставки Банка России, существовавшей в период нарушения, а рассчитана исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России.
Доказательств того, что средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника (г. Самара) в период нарушения обязательства был ниже двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в тот же период, ответчиком в материалы дела не представлены, равно как и не представлены доказательства наличия исключительного случая, позволяющего снизить неустойку до предела, установленного в пункте 1 статьи 395 ГК РФ.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении ходатайства ответчика о снижении неустойки судом первой инстанции правомерно отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 по делу N А55-20146/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2019 г. N Ф06-47015/19 по делу N А55-20146/2018