г. Казань |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А12-17200/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королёвой Н.Н., Галиуллина Э.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Фахрутдиновой Ч.Р.,
при участии в Арбитражном суде Волгоградской области представителя:
истца - Ушениной О.А. по доверенности от 03.02.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский союз автострахователей"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019
по делу N А12-17200/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский союз автострахователей" к публичному акционерному обществу Страховая компания "Росгосстрах" о взыскании страхового возмещения в сумме 60 294 руб., расходов на отправку заявления в сумме 132,94 руб., расходов на оплату услуг эксперта в сумме 32 000 руб., расходов по направлению досудебной претензии в сумме 136,44 руб., расходов по направлению копии иска ответчику в сумме 54,28 руб., расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в сумме 3 777 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русский союз автострахователей" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к публичному акционерному обществу страховая компания "Росгосстрах" (далее - ПАО СК "Росгосстрах", ответчик) о взыскании страхового возмещения в сумме 60 294 руб., расходов на отправку заявления в сумме 132,94 руб., расходов на оплату услуг эксперта в сумме 32 000 руб., расходов по направлению досудебной претензии в сумме 136,44 руб., расходов по направлению копии иска ответчику в сумме 54,28 руб., расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в сумме 3 777 руб.
До рассмотрения спора по существу судом принято уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец просил взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 74 407 руб., расходы на отправку заявления в размере 132,94 руб., расходы на оплату услуг эксперта в размере 32 000 руб., расходы на эвакуацию в размере 2 000 руб., расходы по направлению досудебной претензии в размере 136,44 руб., расходы по направлению копии иска ответчику в размере 54,28 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 777 руб., расходы за проведение судебной экспертизы в размере 8 447 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2018 с ответчика пользу истца взыскано страховое возмещение в сумме 74 407 руб., расходы по направлению заявления в сумме 132,94 руб., расходы на услуги эксперта в сумме 25 000 руб., расходы на эвакуатор в сумме 2 000 руб., а также расходы по направлению досудебной претензии в сумме 128 руб., расходы на отправку копии иска в сумме 51 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 9 355 руб., расходы по уплате государственной пошлине в сумме 3 502 руб., расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 8 447 руб. В остальной части в удовлетворении иска и во взыскании судебных расходов отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает, что у ответчика имелась вся необходимая информация для идентификации клиента (истца) в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закона N 115-ФЗ), поскольку истцом вместе с заявлением о страховой выплате был представлен полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) и пунктом 3.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Центрального Банка Российской Федерации 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО).
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы отказом ответчика в выплате страхового возмещения и расходов по страховому случаю (причинение механических повреждений автомобилю марки ВАЗ 21102, государственный регистрационный знак А053МЕ134, принадлежащему Трыханкину А.О., в результате произошедшего 27.11.2017 дорожно-транспортного происшествия) в связи с непредставлением истцом дополнительных документов, затребованных в целях исполнения страховой компанией требований Закона "N 115-ФЗ и Положений Банка России N 444-П от 12.12.2014 "Об идентификации не кредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефицирных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь пунктом 1 статьи 929, пунктом 1 статьи 930, статьями 15, 931 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал отказ ответчика в выплате страхового возмещения и расходов неправомерным, поскольку счел, что у ответчика имелась вся необходимая информация для идентификации истца. Кроме того, суд отметил, что указанный закон не регулирует отношения между страхователем и страховщиком.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии действий ответчика требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку иное толкование привело бы к выведению денежных операций в рамках страховых отношений из-под действия предусмотренных названным законодательством механизмов.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда апелляционной инстанции.
Закон N 115-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также во исполнение обязанностей Российской Федерации по противодействию отмыванию доходов, полученных от преступной деятельности, и борьбе с финансированием терроризма закрепляет в статье 7 обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, принимать меры по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, для целей данного Федерального закона относятся, в том числе страховые организации.
Согласно пункту 3.10 Правил ОСАГО потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению:
- заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
- документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о дорожно-транспортном происшествии;
- копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, потерпевший в зависимости от вида причиненного вреда представляет страховщику документы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и (или) 4.13 настоящих Правил.
Между тем статьей 7 Закона N 115-ФЗ также определены основания, условия и порядок идентификации клиента, а также сведения, подлежащие установлению.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения, в том числе: в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.
Подробный перечень сведений, которые некредитным организациям допустимо получать в целях идентификации физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, определен в приложениях 1 - 3 к Положению Банка России от 12.12.2014 N 444-П, в том числе: наименование; организационно-правовая форма; идентификационный номер налогоплательщика; сведения о государственной регистрации; адрес юридического лица; ОКАТО; ОКПО; состав имущества, находящегося в управлении; сведения об органах юридического лица; номера телефонов и факсов и иная контактная информация; сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с некредитной финансовой организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности; сведения (документы) о финансовом положении; сведения о деловой репутации; сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента; сведения о бенефициарном владельце клиента; банковский идентификационный код и т.д.
При этом закон не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.
Поскольку перечень сведений в целях идентификации юридических лиц, определенный Законом N 115-ФЗ, Положением Банка России от 12.12.2014 N 444-П, более подробным, чем перечень документов, предусмотренных Правилами ОСАГО и необходимых при предъявления страховщику требования о страховой выплате, довод заявителя кассационной жалобы о том, что у ответчика имелась вся необходимая информация для идентификации истца, является несостоятельным.
Письмом от 09.01.2018 N 28 ответчик уведомил истца о необходимости предоставления сведений, получаемых в целях идентификации клиента - юридического лица, с приложением образца для заполнения.
Истец на запрос ответчика не ответил.
Согласно пункту 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В связи с этим необходимо признать, что ответчик действовал в рамках, возложенных на него Законом N 115-ФЗ публично-правовых обязанностей по осуществлению контроля за расчетными операциями, а непредставление ООО "РСА" запрошенных у него документов явилось в силу пункта 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ достаточным основанием для отказа в выплате страхового возмещения.
Поэтому применение ответчиком в рассматриваемом случае положений Закона N 115-ФЗ является правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правомерность выводов суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются кассационной коллегией.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 по делу N А12-17200/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2019 г. N Ф06-46859/19 по делу N А12-17200/2018