г. Казань |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А55-14533/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Нафиковой Р.А., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
истца - Мигуновой А.А. (доверенность от 25.12.2018),
ответчика - Филатовой Т.В. (доверенность от 31.10.2017), Тишиной И.М. (доверенность от 25.07.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога и акционерного общества "СИБУР-Транс"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019
по делу N А55-14533/2018
по исковому заявлению акционерного общества "СИБУР-Транс" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевская железная дорога о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "СИБУР-Транс" (далее - истец, АО "СИБУР-Транс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российское железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 1 135 840 руб. штрафа за период с 30.09.2017 по 28.10.2017 за нарушение срока уборки вагонов по договору от 18.05.10 N 3/126/СТ.7089.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2018 иск удовлетворен.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 решение отменено. По делу принят новый судебный акт. С ответчика в пользу истца взыскан штраф в размере 950 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 23 848 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Обжалуя постановление суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, ответчик просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Кассационная жалоба ответчика мотивирована неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец также обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой на постановление суда апелляционной инстанции, которое просит отменить с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба истца мотивирована нарушением норм материального права судом апелляционной инстанции и несоответствием выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании 21.05.2019 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 15 час. 00 мин. 27.05.2019. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела, между АО "СИБУР-Транс" (владелец) и ОАО "РЖД" (дорога) заключен договор N 3/126/СТ.7089 от 18.05.2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "СИБУР-Транс" при станции Химическая Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего со стороны нечетной горловины стрелками N 1 и N 9, обслуживаемого локомотивом владельца.
В соответствии с условиями договора вагоны с железнодорожного пути необщего пользования доставляются локомотивами владельца на выставочные пути N 1 -4 станции Химическая и готовые к уборке вагоны убираются дорогой с выставочных путей N 1-4 станции Химическая в течение 6 часов с момента получения станцией уведомления от владельца о готовности их к уборке (пункты 9-12 договора).
Согласно пункту 11 договора о готовности вагонов к сдаче приемосдатчик АО "СИБУР-Транс" информирует маневрового диспетчера станции Жигулевское Море по телефону с последующим письменным подтверждением.
В силу пункта 26 договора по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Федеральными законами, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС.
В обоснование исковых требований истец указал, что за период с 30.09.2017 по 28.10.2017 ОАО "РЖД" были нарушены условия договора, в результате чего уборка вагонов производилась с превышением установленных 6 часов.
Уведомления на сдаваемые вагоны подписаны представителем ОАО "РЖД" без замечаний.
Вагоны приняты с подъездного пути АО "СИБУР-Транс" по памяткам приемосдатчика на уборку вагонов, которые подписаны представителем ОАО "РЖД2.
В соответствии со статьей 100 Устава истец начислил ответчику штраф и направил претензии о его уплате, которые ответчиком были оставлены без удовлетворения.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 100, 119, 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, Правил N 374, оценив условия спорного договора, признал ответчика нарушившим установленные договором сроки уборки спорных порожних вагонов, в связи с чем применил к ответчику предусмотренную статьей 100 Устава ответственность.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы ответчика об отсутствии оснований для применения указанной меры ответственности.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, отменил решение суда.
Принимая новый судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа в размере 950 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 23 848 руб. и отказывая в удовлетворении исковых требований в оставшейся части, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с абзацем 2 статьи 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно статье 2 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе; грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона.
Частью 10 статьи 44 Устава, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, установлено, что после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза (далее - владелец вагона), или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования не установлено иное.
Согласно части 12 статьи 44 Устава, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу части 13 статьи 44 Устава, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, перевозчик освобождается от ответственности, установленной статьей 100 настоящего Устава, если задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 374 отправителем порожних вагонов является:
- владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона);
- грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
Пунктом 68 Правил N 374 предусмотрено, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что по 28 вагонам истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил перевозочные документы, которые являются основанием для взыскания штрафа по статье 100 Устава, и правомерно отказал в удовлетворении требований в части взыскания штрафа в размере 23 760 руб.
По остальным вагонам наличие перевозочных документов ответчик не оспаривал.
Кроме того, руководствуясь положениями статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ходатайство ответчика о снижении размера неустойки, а также, учитывая факт нарушения обязательств как со стороны ответчика, так и со стороны истца (несвоевременное оформление перевозочных документов, отсутствие в материалах дела части документов), обосновывающих требования истца, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер начисленного штрафа является несоразмерным последствиям нарушения обязательств и подлежит снижению с 1 112 080 руб. до 950 000 руб.
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что на выставочный путь часть вагонов выведена без оформления перевозочных документов, в связи с чем, начисление штрафа в размере 194 640 руб. за период с момента вывода вагонов без перевозочных документов до их оформления в системе ЭТРАН также не может быть включено в расчет суммы штрафа, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в указанной части, поскольку перевозочные документы фактически были оформлены, а факт их несвоевременного оформления был учтен судом апелляционной инстанции при решении вопроса о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы ОАО "РЖД" также являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы истца о необоснованном уменьшении размера штрафа основаны на неверном толковании положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующих разъяснений, данных в пунктах 72, 73, 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", поскольку основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут являться лишь нарушение или неправильное применение норм материального права.
Иные доводы кассационной жалобы АО "Сибур-Транс" также направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А55-14533/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы ответчика о том, что на выставочный путь часть вагонов выведена без оформления перевозочных документов, в связи с чем, начисление штрафа в размере 194 640 руб. за период с момента вывода вагонов без перевозочных документов до их оформления в системе ЭТРАН также не может быть включено в расчет суммы штрафа, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в указанной части, поскольку перевозочные документы фактически были оформлены, а факт их несвоевременного оформления был учтен судом апелляционной инстанции при решении вопроса о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Доводы кассационной жалобы истца о необоснованном уменьшении размера штрафа основаны на неверном толковании положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующих разъяснений, данных в пунктах 72, 73, 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", поскольку основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут являться лишь нарушение или неправильное применение норм материального права."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2019 г. N Ф06-46569/19 по делу N А55-14533/2018