г. Казань |
|
03 июня 2019 г. |
Дело N А12-32833/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Яковлевой О.В. (доверенность от 27.09.2017 N 94), Гавриковой А.И. (доверенность от 27.09.2017 N 93),
ответчика - Типиловой Э.А. (доверенность от 09.01.2019 N 01-03-033-16),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.11.2018 (судья Самсонов В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Степура С.М.)
по делу N А12-32833/2018
по заявлению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210) от 06.07.2018 по делу N 18-01-18.1-03/440, заинтересованное лицо: Ревизонский Виталий Юрьевич (Калининградская область),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган, Волгоградское УФАС России) от 06.07.2018 по делу N 18-01-18.1-03/440.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.11.2018 заявление Департамента удовлетворено, признано недействительным решение Волгоградского УФАС России от 06.07.2018 по делу N 18-01-18.1-03/440.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А12-32833/2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.11.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Волгоградское УФАС России просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третье лицо в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Ревизонский В.Ю. обжаловал в Волгоградское УФАС России действия комиссии по проведению торгов департамента при проведении продажи объектов муниципального имущества без объявления цены в электронной форме (лоты N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) (извещение N 250518/0072225/02).
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 06.07.2018 вынесено решение N 18-01-18.1-03/440, которым: 1. жалоба Ревизонского В.Ю. на действия комиссии по проведению торгов департамента при проведении продажи объектов муниципального имущества без объявления цены в электронной форме (лоты N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) (извещение N 250518/0072225/02) признана обоснованной; 2. продавец - департамент признан нарушившим подпункт 13 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). Предписание антимонопольным органом не выдавалось.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, оспорил его в судебном порядке.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что решение Волгоградского УФАС России не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
Наличие предусмотренной статьёй 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, влечёт в силу части 2 статьи 201 АПК РФ принятие решения о признании ненормативного правового акта недействительным.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Судами обеих инстанций установлено, что в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 06.12.2017 N 62/1815 "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и на основании протокола заседания комиссии по подготовке планов приватизации объектов муниципального имущества от 18.05.2018 N 18/6 департаментом издано распоряжение от 21.05.2018 N 1899р "Об утверждении условий приватизации муниципального имущества", в соответствии с которым продаже подлежат объекты муниципального имущества без объявления цены в электронной форме по 11 лотам.
Торги по продаже муниципального имущества проводились департаментом на универсальной торговой платформе ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://utp.sberbank-ast.ru в торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав".
Порядок проведения торгов определён Законом о приватизации, Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 860 (далее - Положение N 860), Регламентом торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" универсальной торговой платформы ЗАО "СбербанкАСТ" (далее - Регламент).
Извещение о проведении продажи муниципального имущества без объявления цены в электронной форме от 25.05.2017 N 18-37 (далее - Информационное сообщение) размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, (извещение N 250518/0072225/02), на официальном сайте администрации Волгограда www.volgadmin.ru, на электронной площадке - универсальная торговая платформа ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://utp.sberbank-ast.ru в сети "Интернет" (торговая секция "Приватизация, аренда и продажа прав", извещение N SBR012-1805250061).
В соответствии с представленной оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" информацией до окончания указанного в извещении о проведении продажи муниципального имущества без объявления цены срока подачи заявок на участие в продаже поданы и зарегистрированы в журнале регистрации заявок: по лоту N 1 - 4шт., по лоту N 3 - 3 шт., по лоту N 4 - 4 шт., по лоту N 5 - 3 шт., по лоту N 6 - 4 шт., по лоту N 7 - 4 шт., по лоту N 8 - 5 шт., по лоту N 9 - 4 шт., по лоту N 10 - 4 шт.
В соответствии с представленной оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" информацией о предложенных участниками продажи ценах приобретения имущества по лотам N N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Комиссия приняла решение об отказе в принятии к рассмотрению предложений о цене приобретения имущества в связи с экономической нецелесообразностью отчуждения объектов муниципального имущества по предложенным ценам (протоколы об итогах продажи от 27.06.2018 N 18-37/1, N 18-37/3, N 18-37/4, N 18-37/5, N 18-37/6, N 18-37/7, N 18-37/8, N 18-37/9, N 18-37/10).
При принятии решения об отказе в принятии к рассмотрению предложений о цене всех претендентов в связи с экономической нецелесообразностью отчуждения объектов муниципального имущества департамент руководствовался диапазоном минимальных значений экономически целесообразного размера цены 1 кв.м неликвидного муниципального имущества при отчуждении его посредством продажи без объявления цены в 2018 году, который рассчитан в зависимости от районов г. Волгограда, подвала, этажа и здания и установлен в протоколе от 04.04.2018 N 18-26 об экономически целесообразном размере цены отчуждения муниципального имущества Волгограда при продаже объектов муниципального имущества без объявления цены, установленный на основании исследования рынка коммерческой недвижимости и земельных участков г. Волгограда во втором квартале 2018 года.
Продажа объектов муниципального имущества без объявления цены в электронной форме по указанным лотам признана несостоявшейся в соответствии с пунктом 118 Положения N 860 и разделом III информационного сообщения в связи с тем, что по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не принято к рассмотрению.
Согласно пункту 6 статьи 32.1 Закона о приватизации размещение информационного сообщения о проведении продажи в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьёй 15 Закона о приватизации.
В информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме, размещаемом на сайте в сети "Интернет", наряду со сведениями, предусмотренными статьёй 15 Закона о приватизации, указываются электронная площадка, на которой будет проводиться продажа в электронной форме, порядок регистрации на электронной площадке, правила проведения продажи в электронной форме, дата и время её проведения.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 4 Положения N 860 продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при продаже имущества организует подготовку в порядке, установленном Законом о приватизации, информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Законом о приватизации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением N 860.
В силу подпункта 13 пункта 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных Законом о приватизации, сведения о порядке определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены).
В разделе III Информационного сообщения от 25.05.2018 N 18-37 содержится указание на то, что продавец (уполномоченная комиссия) принимает решения об отказе в принятии предложения о цене приобретения имущества в случае, если цена предложения значительно ниже рыночной цены продаваемого имущества и (или) отчуждение такого имущества по предлагаемой цене экономически нецелесообразно.
Критерии установления порядка определения победителя законодательством Российской Федерации не предусмотрены, то есть департамент, как инициатор продажи, был вправе самостоятельно определять такого рода порядок.
В этой связи в разделе III Информационного сообщения "Порядок проведения продажи без объявления цены в электронной форме, определения победителей и место подведения итогов продажи без объявления цены в электронной форме" департаментом установлено, что покупателем имущества признаётся:
а) в случае регистрации одной заявки и предложения о цене имущества - участник, представивший это предложение;
б) в случае регистрации нескольких заявок и предложений о цене имущества - участник, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество;
в) в случае, если несколько участников предложили одинаковую наибольшую цену за продаваемое имущество, - участник, заявка которого была подана на электронную площадку ранее других.
Таким образом, порядок определения победителей (лиц), имеющих право приобретения муниципального имущества, Комиссией определён в Информационном сообщении.
В этой связи судами первой и апелляционной инстанций отклонены доводы об отсутствии в Информационном сообщении департамента перечня оснований, по которым отчуждение имущества по предлагаемой претендентом цене экономически нецелесообразно, а также об отсутствии диапазона цен.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32.1 Закона о приватизации в случае проведения продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не указывается.
Порядок проведения продажи имущества без объявления цены в электронной форме установлен Положением N 860, а также Информационным сообщением.
Согласно пункту 108 Положения N 860 для участия в продаже имущества без объявления цены претенденты заполняют размещённую в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведённым в информационном сообщении о проведении продажи имущества без объявления цены, а также направляют свои предложения о цене имущества.
Указанные в пункте 108 Положения N 860 документы регистрируются организатором в журнале приёма заявок с указанием даты и времени поступления на электронную площадку (пункт 109 Положения N 860).
В пункте 110 Положения N 860 предусмотрено, что зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя лицом, заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене имущества.
По результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи без объявления цены в порядке, установленном Положением N 860 (пункт 115 Положения N 860).
В пункте 116 Положения N 860 установлено, что покупателем имущества признаётся:
в случае регистрации одной заявки и предложения о цене имущества - участник, представивший это предложение (подпункт "а");
в случае регистрации нескольких заявок и предложений о цене имущества - участник, предложивший наибольшую цену продаваемое имущество (подпункт "б");
в случае, если несколько участников предложили одинаковую наибольшую цену за продаваемое имущество, - участник, заявка которого была подана на электронную площадку ранее других (подпункт "в").
На основании подпункта "в" пункта 117 Положения N 860 протокол об итогах продажи имущества без объявления цены подписывается продавцом в день подведения итогов продажи имущества без объявления цены и должен содержать сведения об отказе в принятии заявок с указанием причин отказа.
Согласно пункту 118 Положения N 860 если в срок для приёма заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены, ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества без объявления цены признаётся несостоявшейся.
В разделе III Информационного сообщения установлено, что продавец в день подведения итогов продажи без объявления цены по результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества в установленном законодательством порядке. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества без объявления цены.
Также в разделе III Информационного сообщения указано, что продавец (уполномоченная комиссия) принимает решение об отказе в принятии предложения о цене приобретения имущества в случае, если цена предложения значительно ниже рыночной цены продаваемого имущества и (или) отчуждение такого имущества по предлагаемой цене экономически нецелесообразно.
Исходя из перечисленных пунктов Положения N 860 и Информационного сообщения, в установленную в извещении дату Комиссией рассматриваются поступившие заявки и прилагаемые к ним документы. По каждой зарегистрированной заявке принимается отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Для признания продажи муниципального имущества без объявления цены в электронной форме состоявшейся, Комиссией не только должна быть принята к рассмотрению заявка претендента, но и предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке. Отказ продавцом в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества прямо предусмотрен Положением N 860. При этом основания, по которым продавец вправе отказать (причины отказа) в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества, ни Законом о приватизации, ни Положением N 860 не предусмотрены.
Из Информационного сообщения следует, что решение об отказе в принятии предложения о цене приобретения имущества принимается в случае, если цена предложения значительно ниже рыночной цены продаваемого имущества и (или) отчуждение такого имущества по предлагаемой цене экономически нецелесообразно. При этом в Информационном сообщении не указаны ни рыночная цена продаваемого имущества, от которой претендент может отталкиваться при предложении своей цены имущества, ни перечень оснований, по которым отчуждение имущества по предлагаемой претендентом цене экономически нецелесообразно, а также не раскрывается понятие "значительно ниже рыночной цены продаваемого имущества".
Вывод антимонопольного органа о том, что претенденты находятся в условиях неведения, поскольку, участвуя в продаже, они не осведомлены ни о рыночной цене имущества, ни о цене, по которой отчуждение имущества экономически целесообразно, признан судами необоснованным.
Согласно пункту 7 раздела I Информационного сообщения сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества приведены в таблице по каждому лоту отдельно (приложение N 1 к Информационному сообщению).
Из приложения N 1 к Информационному сообщению видно, что оно содержит не только перечень объектов муниципального имущества, предлагаемого к продаже без объявления цены в электронной форме (продажа 27.07.2018 в 09 час. 00 мин.), с указанием технических характеристик (площадь, местоположение и пр.), но и начальную цену аукциона, который ранее был признан несостоявшимся.
В этом же разделе Информационного сообщения департаментом специально указано на то, что претенденты могут ознакомиться с документацией по продаваемым объектам в департаменте по указанному адресу.
В этой связи суды признали, что в Информационном сообщении имелись все необходимые данные, позволяющие претендентам сориентироваться и сделать ценовое предложение с учётом той рыночной цены, по которой имущество ранее предлагалось к продаже и от которой можно отталкиваться при предложении своей цены имущества.
В пункте 1 статьи 24 Закона о приватизации предусмотрено, что при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.
В этом случае претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении (пункт 2 статьи 24 Закона о приватизации).
Поскольку цена, предложенная участниками за приобретение имущества, значительно ниже начальной цены проводимых ранее аукционных торгов, цены отсечения проведённой продажи посредством публичного предложения, средних цен, сложившихся по итогам продаж муниципального имущества Волгограда без объявления цены в 2016-2017 годах, отчуждение объектов муниципального имущества по предложенным ценам влекло для муниципального образования значительные экономические потери, то есть было экономически нецелесообразно, в то время как основной целью торгов в любой форме является установление объективных цен на товары (работы, услуги).
Таким образом, претендент (участник) продажи был заранее извещён о возможном отказе в принятии предложения о цене приобретения имущества комиссией, если отчуждение объектов муниципального имущества по предложенной цене экономически нецелесообразно.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии управления с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.11.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А12-32833/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2019 г. N Ф06-47750/19 по делу N А12-32833/2018