г. Казань |
|
06 июня 2019 г. |
Дело N А49-9740/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 1" - Кондратюк А.А. - представителя по доверенности от 14.08.2018,
от Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области - Меньшакова В.Д. - представителя по доверенности от 22.06.2018, Гавро В.В. - представителя по доверенности от 05.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.12.2018 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Драгоценнова И.С., Сергеева Н.В.)
по делу N А49-9740/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 1" (ОГРН 1116376002060, ИНН 1116376002060) к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 1" (далее - заявитель, Общество, ООО "СМУ N1") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) о признании незаконным ответ от 14.05.2018 N 16-3-3-3004, об обязании устранить допущенные нарушения в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, включив участок недр местного значения "Ендашевский" в Перечень участков недр местного значения Пензенской области для геологического изучения, разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых по заявке исх. N 232 от 08.11.2016.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19.12.2018 заявленные требования удовлетворены. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.12.2018 оставлено без изменения. Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что Министерство является уполномоченным органом по утверждению перечней участков недр местного значения, оснований для отказа в согласовании участка недр в составе перечней участков недр местного значения, предусмотренных пунктом 8 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного Приказ Роснедр от 15.06.2012 N 687 (далее Порядка), не имеется.
Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены без учета того, что подготовка и утверждение участков недр местного значения осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами; выводы судов о том, что геологическое изучение участка не проводилось неверны.
Представители Министерства в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, исходя из следующего.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.07.2016 Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 58:21:0830206:246 площадью 50000 кв. м, расположенного по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, д. Ендашевка. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Общество обратилось в Министерство с заявлением N 232 от 08.11.2016 о включении указанного выше земельного участка в Перечень участков недр местного значения Пензенской области (далее - Перечень) для геологического изучения, разведки и добычи общераспространённого полезного ископаемого. К заявлению приложены копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, копия заключения Приволжскнедра об отсутствии полезных ископаемых, копия каталога географических координат земельного участка, оригинал пояснительной записки о геологическом строении участка недр в Нижнеломовском районе Пензенской области, копия выписки из ЕГРЮЛ.
Письмом от 14.05.2018 N 16-3-3/3004 Министерство сообщило о необоснованном включения земельного участка "Ендашевский" в перечень, а рассматриваемую заявку - не подлежащей удовлетворению. Основание - данные геологического изучения, не выявившие перспективности участка в целях добычи общеполезных ископаемых, а также то, что участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что положения Закона о недрах и Порядка, в совокупности с Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области", утверждённого Постановлением Правительства Пензенской области от 22.12.2011 N 965-пП и указали, что в данном случае геологическое изучение участка "Ендашевский" не проводилось, что является препятствием для отказа включения участка недр в кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; основания, указанные в пункте 8 Порядка для отказа в согласовании перечней участков недр местного значения отсутствуют; оценка участка недр может быть произведена только в результате геологического изучения, что требует предоставления права пользования участком недр, которое, в свою очередь возможно только при включении участка недр в перечень участка недр местного значения.
Между тем, выводы, сделанные судами, не согласуются с нормативно-правовым регулированием правоотношений по недропользованию и затрагивают права и законные интересы иных лиц, не привлеченного к участию в деле лица, что не может отвечать принципам законности принятия судебных решений.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (пункт 1 части 1 статьи 2.3. Закона о недрах). Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней утвержден Приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687.
Согласно пункту 5 Порядка N 687 орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует проект перечня участков недр местного значения по форме, приведенной в приложении к данному порядку. В проект перечня участков недр местного значения включаются участки недр, в границах которых отсутствуют земельные участки из состава земель обороны, безопасности. Подготовленный проект перечня участков недр местного значения направляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на согласование в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию.
Основания для отказа в согласовании перечней участков недр местного значения производится в пункте 8 Порядка N 687.
Суды, обязывая Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области устранить нарушения законных прав и интересов Общества путем включения участка недр "Ендашевской" (земельный участок с кадастровым номером 58:21:0830206:246 по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, д. Ендашевка) в Перечень участков недр местного значения нарушили установленный законодательством порядок включения участков недр местного значения в соответствующий перечень. Судами без участия Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа в Пензенской области пришли к выводу, что оснований, предусмотренных Порядком, для отказа в согласовании перечня участков недр местного значения для включения в него участка недр "Ендашевской" (земельный участок с кадастровым номером 58:21:0830206:246 по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, д. Ендашевка), не имеется.
Таким образом, судами сделан правовой вывод об обстоятельствах, подлежащих установлению при разрешении спора, находящихся в компетенции уполномоченного органа Российской Федерации - Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа в Пензенской области.
Суды, разрешив спор по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняли решение о включении участка недр в Перечень участков недр местного значения без согласования и без учета мнения федерального органа управления государственным фондом недр, то есть фактически приняли решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
В соответствии с частью пунктом 2 часты 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Основаниями для отмены судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда в любом случае являются принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Указанные нарушения материальных и процессуальных норм не устранены судом апелляционной инстанции. Следовательно, обжалованные судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права в соответствии с частью 3 статьи 288 являются основанием для отмены принятых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установить круг лиц, права и обязанности которых затрагивает разрешение настоящего спора, рассмотреть вопрос о привлечении их к участию в деле, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон спора, и на основе всесторонней оценки представленных доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 по делу N А49-9740/2018 отменить.
Дело за указанным номером направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7.1 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (пункт 1 части 1 статьи 2.3. Закона о недрах). Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней утвержден Приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2019 г. N Ф06-47076/19 по делу N А49-9740/2018
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60244/20
23.01.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21685/19
11.11.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-9740/18
06.06.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47076/19
01.03.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1662/19
19.12.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-9740/18