г. Казань |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А57-5994/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Бубновой Е.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2018 (судья Павлова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-5994/2017
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003) об обязании произвести капитальный ремонт, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" в лице ликвидационной комиссии, Прокуратура Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - ассоциация, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации МО "Город. Саратов" (далее - администрация, ответчик) об обязании за счет средств казны в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 6 по ул. Днепропетровская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 05.07.2017 N 2395/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (N 1-7) жилого дома на сумму 3 380 918 рублей; ремонт циркуляционного трубопровода, стояков и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 547 011 рублей; ремонт стояков по квартирам, лежаков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 863 764 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 1 432 297 рублей; ремонт розлива и стояков системы центрального отопления жилого дома на сумму 6 970 640 рублей; ремонт системы электроснабжения жилого дома на сумму 1 257 354 рублей; ремонт кровли (над подъездами N 2, 3, 4, 5) жилого дома на сумму 1 553 586 рублей; ремонт отмостки жилого дома на сумму 339 441 рублей; ремонт цоколя жилого дома на сумму 107 700 рублей; ремонт фасада (утепление торцевых стен подъездов N 1,7) жилого дома на сумму 2 135 991 рублей, а также во всех подъездах дома (с N 1 по 7 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 12 по ул. Днепропетровская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 05.07.2017 N 2395/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (N 1 - 4) жилого дома на сумму 1 931 898 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 1 168 086 руб.; ремонт стояков и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 131 714 руб.; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 483 553 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 895 172 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 488 571 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 227 682 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 56 936 руб.; ремонт фасада (утепление торцевых стен подъездов, ремонт межпанельных швов) жилого дома на сумму 4 990 077 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен N А57-1304/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.09.2017, дополнительным решением от 12.10.2017, оставленными без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2018 N Ф06-30951/2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018, дополнительное решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А57-1304/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании администрации за счет средств казны МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 10 по ул. им. Уфимцева К.Г. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 05.06.2017 N 2130/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: утепление поверхности торцевых стен подъезда N 1 и уступы подъездов N 1, 2, 3, 4 жилого дома на сумму 1 188 531 руб.; ремонт поверхности кровли жилого дома на сумму 1 407 211 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 646 598 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 51 559 руб.; замену мусоропроводов жилого дома на сумму 2 068 670 руб.; ремонт отмостки дома на сумму 172 492 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 2 по ул. им. Уфимцева К.Г. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 05.06.2017 N 2130/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: утепление торцевых стен и выступов зала жилого дома на сумму 1 998 157 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 667 866 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 832 226 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 063 159 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 52 887 руб.; замену мусоропроводов жилого дома на сумму 2 068 670 руб.; ремонт отмостки дома на сумму 196 459 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен N А57-2938/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017, исковые требования Ассоциации удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по делу N А57-2938/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании администрации за счет средств казны МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. им. Уфимцева К.Г. в г. Саратове, в частности - замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 N 2255/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы): утепление торцевых стен подъездов NN 1,2,3,5,6,9,10,15 и выступов зала подъездов с N 1 по N 15 жилого дома на сумму 7 837 567 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 15 включительно) - капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс, в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен N А57-2935/ 017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N А57-2935/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании администрации за счет средств казны МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 62 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 31.05.2017 N 2135/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли дома на сумму 1 129 559 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 231 251 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 6) жилого дома на сумму 911 990 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 46 471 руб.; ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму 722 371 руб.; ремонт розлива и стояков водоотведения жилого дома на сумму 311 250 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 218 038 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения дома на сумму 216 743 руб.;
- в многоквартирном доме N 8 по ул. им. Куприянова А.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 31.05.2017 N 2135/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 883 123 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 189 713 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома на сумму 1 460 152 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 67 724 руб.; ремонт кровли дома на сумму 2 019 966 руб.; утепление торцевых стен жилого дома на сумму 886 691 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 5 089 456 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения дома на сумму 1 119 267 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 12 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 13 по ул. им. Куприянова А.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 4 к заключению эксперта от 31.05.2017 N 2135/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли дома на сумму 1 163 087 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 209 727 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома на сумму 800 307 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 48 756 руб.; утепление торцевых стен жилого дома на сумму 2 715 599 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения дома на сумму 558 418 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 308 698 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 226 162 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен N А57-1451/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017 по делу N А57-1451/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании администрации за счет средств казны МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 4 по ул. им. Бардина И.П. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения N 2 к заключению эксперта от 05.06.2017 N 2131/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома, на сумму 481 139 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 9) жилого дома на сумму 10 210 903 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 117 330 руб.; электромонтажные работы жилого дома на сумму 1 755 385 руб.; ремонт стояков и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 743 684 руб.; ремонт стояков и розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 9 155 711 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 1 543 814 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 2 513 079 руб.; ремонт фасада (утепление фасада) жилого дома на сумму 6 494 522 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 9 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 60 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения N 3 к заключению эксперта от 05.06.2017 N 2131/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно, ремонт отмостки жилого дома на сумму 139 966 руб.; ремонт фасада (утепление фасада) жилого дома на сумму 2 140 731 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 42 178 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 576 359 руб.; ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 194 844 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 293 453 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 2) жилого дома, на сумму 687 256 руб.
Делу присвоен N А57-1448/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу N А57-1448/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании администрации за счет средств казны МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 1 по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам приложения N 2 к заключению экспертизы от 18.07.2017 N 2417/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 406 237 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 114 959 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 35 199 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 369 367 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 187 805 руб.; ремонт розлива и стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 137 533 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 343 198 руб.; ремонт системы электроснабжения жилого дома на сумму 317 530 руб.;
- в многоквартирном доме N 9 по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению экспертизы от 18.07.2017 N 2417/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 406 237 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 35 080 руб.; ремонт подъезда N 1 жилого дома на сумму 502 732 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 10 724 руб.; ремонт стояков, розлива, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 676 494 руб.; ремонт стояков, розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 179 899 руб.; ремонт розлива и стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 132 260 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 347 062 руб.;
- в многоквартирном доме N 10 по ул. Электронная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам Приложения N 4 к заключению экспертизы от 18.07.2017 N 2417/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 787 150 руб.; ремонт подъездов (N 1, 2) жилого дома на сумму 1 798 102 руб.; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 286 857 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 491 187 руб.; ремонт розлива и розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 149 570 руб.; ремонт розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 86 165 руб.; утепление стен фасада жилого дома на сумму 3 972 746 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 26А по ул. Деловая в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 5 к заключению экспертизы от 18.07.2017 N 2417/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (с N 1 по 4) жилого дома на сумму 487 817 руб.; ремонт стояков, розлива, циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 312 194 руб.; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 887 581 руб.; ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 724 014 руб.; ремонт стояков, розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 862 214 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 1 717 328 руб.; ремонт фасада (утепление торцов) жилого дома на сумму 2 208 479 руб.
Делу присвоен N А57-3061/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А57-3061/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании администрации за счет средств казны МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 77 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 612 361 рублей; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму 2 153 283 рублей; ремонт стояков, розлива водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 207 282 рублей; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 281 740 рублей; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 204 177 рублей; ремонт стояков, розлива, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 579 021 рублей; ремонт отмостки жилого дома на сумму 107 728 рублей; ремонт подъезда (N 2) жилого на сумму 605 682 рублей; ремонт цоколя жилого дома на сумму 40 297 рублей, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 15.06.2017 N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт фасада (утепление стен фасада, ремонт межпанельных швов) жилого дома на сумму 2 776 696 рублей; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 300 610 рублей; ремонт розлива и стояков системы центрального отопления жилого дома на сумму 3 312 201 рублей; ремонт отмостки жилого дома на сумму 146 072 рублей; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома на сумму 2 552 739 рублей; ремонт цоколя жилого дома на сумму 68 585 рублей, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен N А57-2070/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по делу N А57-2070/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании администрации за счет средств казны МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 5 по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 2 к заключению эксперта от 04.08.2017 N 2757/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 224 040 рублей; ремонт стояков, розлива и циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 073 709 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 843 713 рублей; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 460 666 рублей; ремонт стояков и розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 247 149 рублей; ремонт фасада (утепление уступов) жилого дома на сумму 1 030 548 рублей, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 10А по ул. Электронная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 3 к заключению эксперта от 04.08.2017 N 2757/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: замена оконных блоков подъездов жилого дома на сумму 878 784 рублей; ремонт кровли жилого дома на сумму 911 143 рублей; ремонт отмостки жилого дома на сумму 219 758 рублей; ремонт фасада (утепление уступов) жилого дома на сумму 1 030 548 рублей; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 345 453 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 536 908 рублей; ремонт стояков, розлива и циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 831 842 рублей;
- в многоквартирном доме N 10 по ул. Днепропетровская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома в том числе, замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 4 к заключению эксперта от 04.08.2017 N 2757/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 1 153 281 рублей; ремонт стояков, розлива и циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 120 219 рублей; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 460 666 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 684 588 рублей; ремонт стояков и розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 145 030 рублей; замена мусоропроводов, ремонт мусороприемных камер жилого дома на сумму 907 391 рублей; замена оконных блоков подъездов жилого дома на сумму 1 020 436 рублей; ремонт фасада (утепление торцевой стены подъезда N 4) жилого дома на сумму 407 191 рублей, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 19 по проспекту Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 5 к заключению эксперта от 04.08.2017 N 2757/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: замена оконных блоков подъездов жилого дома на сумму 154 723 рублей; ремонт стояков, розлива, полотенцесушителей системы центрального отопления жилого дома, на сумму 2 107 122 рублей; ремонт стояков и розлива системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 167 297 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 278 825 рублей.
Делу присвоен N А57-5994/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2018 N Ф06-30945/2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А57-5994/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2018 дела N А57-3061/2017, N А57-2070/2017, N А57-1451/2017, N А57-1304/2017, N А57-1448/2017 объединены в одно производство с делом N А57-5994/2017 для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному производству N А57-5994/2017.
При новом рассмотрении вышеуказанных дел судом были приняты заявленные истцом уточнения исковых требований, в соответствии с которыми последний просил увеличить срок производства работ по капитальному ремонту до 9 месяцев после вступления судебных актов в законную силу и исключил из исковых требований стоимость работ по капитальному ремонту, установленную в экспертных заключениях.
При новом рассмотрении дела суд привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Прокуратуру Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2018,оставленным без изменения постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019, в удовлетворении исковых требований ассоциации было отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Ассоциация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на необходимость проведения капитального ремонта общего имущества домов и правомерность возложения соответствующей обязанности на муниципальное образование.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что исковые требования касались исключительно общего имущества спорных многоквартирных домов, которые муниципалитет никогда не ремонтировал, никакие дополнительные условия их приема-передачи не составлялись (так как это не было предусмотрено никаким нормативно-правовым актом и ни какой "сложившейся практикой" по этому вопросу не существовало), никаких решений судов по капитальному ремонту этих домов не выносилось; полагает, что суды обжалуемыми судебными актами обязанность муниципалитета по исполнению им статьи 16 Закона о приватизации жилья переложили на плечи граждан, которые в свою очередь из своих средств формируют фонды капитального ремонта спорных многоквартирных домов.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Данная обязанность возникает у наймодателя с момента первой приватизации и при ее невыполнении сохраняется в последующем до приватизации последней муниципальной квартиры в доме, то есть эта обязанность является длящейся.
Вывод судов о том, что истец не доказал, что на момент последних приватизаций квартир в спорных домах эти дома не нуждались в капитальном ремонте опровергается постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П, которым утверждена Областная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Саратовской области, в которую вошли также и спорные многоквартирные дома.
В отзывах на кассационную жалобу комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" просят оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, с 01.09.2015 ассоциация ТСЖ на основании заключенных договоров управления от 24.08.2015, утвержденных решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, оформленных протоколами от 21.08.2015 и лицензии N 064-000149 от 30.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской области осуществляет в качестве управляющей организации управление многоквартирными домами в г. Саратове (включенного в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом Саратовской области) по следующим адресам: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 6, д. 10, д. 12; ул. им. Уфимцева, д. 2, д. 10, д. 12; ул. им. Лебедева-Кумача В.И., д. 60, д. 62, д. 77, д. 81; ул. им. Куприянова, д. 8, д. 13; ул. им. Бардина И.П., д. 4; ул. Чемодурова, д. 1, д. 9; ул. Электронная, д. 10, д. 10А; ул. Деловая, д. 26А; ул. им. Тархова С.Ф., д. 5; ул. пр. Строителей, д. 19.
Данные договоры являются действующими и заключены на срок с 01.09.2015 по 31.08.2020 (пункт 8.1. договора).
В соответствии с пунктом 4.2.4 указанных договоров управления Ассоциация в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности имеет право представлять их законные интересы в судах; предъявление иска в суд об обязании бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт домах в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда)); а также предъявление иных исков, связанных с управлением, содержанием и ремонтом общего имущества дома).
При проведении общих осмотров спорных многоквартирных домов выявлено, что они требуют капитального ремонта. По результатам осмотра в сентябре 2015 года составлены акты общего осмотра спорных многоквартирных домов.
В свою очередь, в спорных многоквартирных жилых домах, в соответствии с пунктом 1 постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 327 от 30.09.2010 "О приватизации жилищного фонда" комитет по управлению имуществом города Саратова от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" производил и производит приватизацию муниципальных жилых помещений.
Согласно договорам на приватизацию жилых помещений последняя приватизация (в пределах 3-х годичного срока) производилась по следующим муниципальным квартирам (жилые помещения): ул. Уфимцева, д. 2, кв. 97 - договор от 12.10.2015, ул. Уфимцева, д. 2, кв. 246 - договор от 29.02.2016, ул. Уфимцева, д. 2, кв. 341 - договор от 02.02.2016, ул. им. Куприянова А.И, д. 8, кв. 186 - договор от 20.02.2015, ул. им. Куприянова А.И., д. 13, кв. 14 - договор от 13.06.2015, ул. им. Куприянова А.И., д. 13, кв. 110 - договор от 16.10.2015, ул. им. Лебедева-Кумача В.И., д. 62, кв. 86 - договор от 25.09.2015, ул. им. Лебедева-Кумача В.И., д. 62, кв. 8 - договор от 05.10.2015, ул. им. Лебедева-Кумача В.И., д. 62, кв. 25 - договор от 17.04.2015, ул. Деловая, д. 26А, кв. 102 - договор от 27.03.2015, ул. им. Чемодурова В.И., д. 9, кв. 30 - договор от 08.07.2015, ул. Электронная, д. 10, кв. 43 - договор от 27.11.2015, ул. Электронная, д. 10, кв. 75 - договор от 31.03.2015, ул. Лебедева-Кумача, д. 77, кв. 6 - договор от 22.01.2016, ул. Лебедева-Кумача, д. 77, кв. 24 - договор от 11.03.2016, ул. Лебедева-Кумача, д. 77, кв. 63 - договор от 13.04.2015, ул. Лебедева-Кумача, д. 81, кв. 12 - договор от 18.02.2016, ул. Лебедева-Кумача, д. 81, кв. 124 - договор от 15.09.2015, ул. Лебедева-Кумача, д. 81, кв. 138 - договор от 25.12.2014.
Полагая, что бывший наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирных домах до момента исполнения обязательства, поскольку на момент приватизации квартир дома требовали капитального ремонта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В ответе на вопрос 5 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, сохраняется ли у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта, дано следующее разъяснение.
Согласно статье 16 Закона о приватизации жилищного фонда приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом.
При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и неисполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Таким образом, согласно вышеуказанному разъяснению Верховного Суда Российской Федерации при проведении бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках помещений данного дома.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов государственной Думы".
Как указал Конституционный Суд в вышеприведенном постановлении, изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе, на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Из материалов дела следует, что приватизация квартир в спорных многоквартирных домах, 1971-го и последующих годов постройки, началась в 1992-1993 годах.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17.11.2003 и ее учредителями являются, в том числе и ТСЖ, которым были переданы дома, находящиеся на балансе МУ "ДЕЗ по Ленинскому району".
Между указанным товариществом собственников жилья и Ассоциацией заключены типовые договоры управления многоквартирными домами, которые в последующем пролонгировались.
Как указали суды, вопреки указанным в исковом заявлении сведениям, спорные дома, приватизация квартир в которых осуществлялась с 1992 года, находились в фактическом управлении Ассоциации не с 2015 года, а с 2004 года. При этом доказательства того, что на момент принятия домов в управление Ассоциации, равно как и на момент первых приватизаций квартир в спорных домах, требовался их капитальный ремонт, в материалах дела отсутствуют.
Вопреки доводам заявителя жалобы, согласно сложившейся практике оформления правоотношений между МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" и ТСЖ в случае наличия дефектов и недостатков общего имущества домов составлялись Дополнительные условия приема-передачи жилых домов, в которых выявленные дефекты и недостатки подробно фиксировались.
Как усматривается из материалов дела, спорные дома не были включены в дополнительные условия, которые являлись предметом рассмотрения арбитражных дел.
Следовательно, обязанность по их капитальному ремонту при участии ответчика, как субсидиарного должника, либо была исполнена, либо необходимость проведения капитального ремонта отсутствовала.
Доказательств наличия дефектов и недостатков спорных многоквартирных домов материалы настоящего дела не содержат.
При этом уровень физического износа спорных элементов общего имущества многоквартирных домов по состоянию на начало приватизации помещений муниципального жилищного фонда и на дату передачи домов МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" в управление ТСЖ на предмет превышения нормативных показателей, установленных Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий (ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р), определяющих минимальную продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, а также, относительно замены лифтового оборудования, - установленных соответствующей нормативной документацией, допустимой к применению, исходя из даты ее вступления в законную силу, определить невозможно, на что указали эксперты при проведении судебной экспертизы по настоящему делу.
Осмотры спорных домов, результаты которых были положены в основу исковых требований, произведены истцом спустя существенный промежуток времени как после начала приватизации, так и после приватизации последних помещений в спорных домах, и не могут быть признаны доказательством неисполнения ответчиком его обязанности по выполнению капитального ремонта.
При названных обстоятельствах, как верно указано судами предыдущих инстанций, доказательств неисполнения ответчиком его обязательств по проведению капитального ремонта на даты начала приватизации в спорных домах, в период, когда дома передавались в управление ТСЖ, а также на даты приватизаций помещений в домах, истцом не представлено, а в дальнейшем при ухудшении состояния общего имущества такая обязанность возложена быть не может, соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Иное толкование позволило бы до окончания приватизации всех жилых помещений в каждом многоквартирном доме по мере наступления необходимости в выполнении капитального ремонта, производить его только за счет бывшего наймодателя и исключить из данного процесса собственников, на которых такая обязанность возложена статьей 158 ЖК РФ и статьей 210 ГК РФ.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что суды обжалуемыми судебными актами переложили обязанность муниципалитета по исполнению им статьи 16 Закона о приватизации жилья на плечи граждан, которые, в свою очередь, из своих средств формируют фонды капитального ремонта спорных многоквартирных домов, не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку средства на капитальный ремонт спорных домов аккумулируются на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Сами собственники должны принимать решения о необходимости проведения капитального ремонта и определять размер взносов, достаточный для его выполнения, что также соотносится с законодательно установленной обязанностью управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе, путем проведения текущего и капитального ремонтов.
По мнению судов, такая обязанность истцом исполнена не была. Поскольку при передаче домов в управление ТСЖ, входившим в состав Ассоциации, ответчиком была исполнена обязанность по выполнению капитального ремонта, в дальнейшем при ухудшении состояния общего имущества повторно такая обязанность возложена быть не может.
Осмотр спорных домов был произведен истцом в сентябре 2015 году, то есть, через существенный промежуток времени после приватизации квартир и установить, нуждались ли данные многоквартирные дома в ремонте на момент первых приватизаций, а также составления актов осмотра (сентябрь 2015), не представляется возможным. Иных доказательств в материалы дела не представлено.
Кроме того, осмотр производился в отсутствие представителей муниципального образования, в связи с чем нельзя признать подтверждёнными доводы, что на момент спорных приватизаций многоквартирные дома нуждались в капитальном ремонте.
Таким образом, истцом не представлено доказательств того, что на момент приватизаций конкретно заявленных квартир в спорных домах, эти дома нуждались в капитальном ремонте, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Кроме того, в определении от 01.03.2012 N 389-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Омска на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конкретные возлагаемые федеральным законодателем на органы местного самоуправления в порядке реализации норм статьи 40 Конституции Российской Федерации обременения должны быть юридически и социально обоснованными, пропорциональными, согласовываться с конституционной природой местного самоуправления и не должны нарушать самостоятельность и иные конституционные принципы, на которых строятся взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления.
Определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).
Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19.10.2010 N 1334-О-О и от 14.07.2011 N 886-О-О).
Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления, это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации в системе действующего законодательства, предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Муниципальным образованием "Город Саратов" также были перечислены на счет ассоциации и входящему в ее состав ТСЖ взносы на капитальный ремонт спорных многоквартирных домов. Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, согласно которой в спорном многоквартирном доме предусмотрено проведение различных видов капитального ремонта в 2017, 2020, 2021, 2024, 2025, 2027, 2033, 2037, 2040 годах.
Как отмечено судами, источником финансирования Программы являются взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме; проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. Начало срока реализации Программы - 2014 год. Приведенные выше включенные в Программу виды капитального ремонта спорных многоквартирных домов полностью соответствуют видам работ по капитальному ремонту, заявленным Ассоциацией.
Доказательств проведения капитального ремонта общего имущества, включенный в адресную Программу, за счет собственников материалы дела не содержат, при том, что обязанность по выполнению капитального ремонта собственниками за счет взносов была установлена еще в 2014 году, то есть с начала действия Программы.
Вместе с тем, вопреки вышеприведенным нормам материального права истец, обращаясь с настоящим иском, посчитал возможным переложить данную обязанность на муниципальное образование в связи с единичными фактами приватизации квартир.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе об обязанности ответчика заметить лифты и отдельные элементы данного оборудования в спорных домах, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, при новом рассмотрении настоящего спора по существу суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили все представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, с достаточной полнотой выяснили имеющие существенное значение для дела обстоятельства, и, руководствуясь положениями действующего законодательства, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда округа в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа также не выявлено.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 по делу N А57-5994/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).
...
Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления, это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации в системе действующего законодательства, предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2019 г. N Ф06-46257/19 по делу N А57-5994/2017
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-46257/19
18.01.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16609/18
26.11.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5994/17
27.07.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-1304/17
27.07.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-1451/17
27.07.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-3061/17
27.07.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-1448/17
27.07.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2070/17
06.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30945/18
11.12.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13641/17
09.10.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5994/17
06.10.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5994/17