г. Казань |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А57-19262/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Степура С.М.)
по делу N А57-19262/2018
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области (ОГРН 1046401303860, ИНН 6413521870), заинтересованные лица: Путря Олег Григорьевич (Саратовская обл., с. Александров Гай), общество с ограниченной ответственностью "Алгайские коммунальные системы" (ОГРН 1086422000169, ИНН 6401902409) о привлечении руководителя общества с ограниченной ответственностью "Алгайские коммунальные сети" Путря Олега Григорьевича к административной ответственности по части 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении руководителя общества с ограниченной ответственностью "Алгайские коммунальные сети" Путря Олега Григорьевича (далее - руководитель ООО "Алгайские коммунальные сети" Путря О.Г.) к административной ответственности по части 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2019 заявленные требования удовлетворены. Руководитель ООО "Алгайские коммунальные сети" Путря О.Г. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации на срок 6 месяцев.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд явилось повторное, по мнению заявителя, нарушение руководителем ООО "Алгайские коммунальные сети" требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве), выразившееся в неисполнении обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании общества несостоятельным (банкротом) в срок с 16.04.2018 по 27.08.2018.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Алгайские коммунальные сети" имеет задолженность по состоянию на 22.08.2018 по платежам в бюджет в размере - 1 770 056,59 руб., в том числе основной долг -1 563 525,39 руб., пеня - 176 483,60 руб., штраф - 30 057,60 руб.. Из них задолженность, длящаяся более трех месяцев по основному долгу, составляет 611 555,53 руб.
Инспекцией в адрес общества направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа - N 9787 от 11.04.2017, сумма задолженности по требованию налог - 189347,97 руб., пени - 473,07 руб., N 32518 от 20.02.2018, сумма задолженности по требованию налог -11066,00 руб. и пени 0,00 руб., N 34375 от 26.04.2018, сумма задолженности по требованию налог -411141,56 руб. и пени - 12170,90 руб., N 34474 от 08.05.2018, сумма задолженности по требованию налог - 170625,00 руб. и пени - 9260,03 руб., N 36095 от 26.06.2018, сумма задолженности по требованию налог - 1944,14 руб. и пени - 11763,38 руб., от 23.07.2018 N 37075 сумма задолженности по требованию налог - 571954,67 руб. и пени - 10408,26 руб.
В связи с неисполнением вышеуказанных требований налоговым органом приняты решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика (N 3661 от 30.05.2017, N 10261 от 29.03.2018, N 11109 от 07.06.2018, N НПО от 07.06.2018, N 11379 от 04.07.2018, N 12009 от 19.07.2018, N 12966 от 07.08.2018, N 13224 от 17.08.2018), решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 64130003005 от 13.06,2017, N 64130002724 от 06.08.2018, а также постановления о взыскании за счет имущества: N 64130003005 от 13.06.2017, N 64130002724 от 06.08.2018.
По состоянию на 27.08.2018 задолженность ООО "Алтайские коммунальные сети" по вышеперечисленным требованиям не оплачена.
Таким образом, как указала Инспекция, за период с 15.11.2017 (срок уплаты налога по страховым взносам за 12 мес. 2017 г.) по 16.04.2018 (срок уплаты по страховым взносам за 1 кв. 2018 г.) прошло 5 месяцев и сумма задолженности составила 1356 079,34 руб. из них по требованиям: N 9787 от 11.04.2017, сумма задолженности по требованию налог - 189347,97 руб., пени 473,07 руб. N 32518 от 20.02.2018, сумма задолженности по требованию налог -11066,00 руб. и пени 0,00 руб. N 34375 от 26.04.2018, сумма задолженности по требованию налог - 411141,56 руб. и пени -12170,90 руб. Общая сумма задолженности составляет 611 555,53 руб. (189347,97 руб. + 11066,00 руб. + 411141,56 руб.).
За неисполнение обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании ООО "Алгайские коммунальные сети" несостоятельным (банкротом), постановлением налогового органа Путря О.Г. ранее (24.11.2017) был привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ
Как посчитал заявитель, руководителем - Путря О.Г. не были устранены нарушения, обязанность по подаче заявления в арбитражный суд не была выполнена, задолженность также не была погашена. Названное бездействие руководителя ООО "Алгайские коммунальные системы" повлекло повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ, что образует состав административного правонарушения по части 5.1 статьи 14.13 настоящего Кодекса.
В отношении руководителя составлен протокол об административном правонарушении от 20.08.2018, который вместе с материалами проверки направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности.
Частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет административную ответственность.
Удовлетворяя заявление налогового органа, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормативными правовыми актами и исходил из наличия в действиях Путря О.Г. элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь частями 1, 2 статьи 9 Закона о банкротстве, пунктом 2 части 1 статьями 4.3, 4.6, частями 5 и 5.1 КоАП РФ, а также, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в абзаце втором и третьем пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не согласилась с выводами суда первой инстанции, посчитавшим доказанной в рассматриваемом случае объективную сторону вмененного Путря О.Г. правонарушении. Как указал суд апелляционной инстанции, административным органом в нарушение части 5 статьи 205 АПК РФ не представлены доказательства возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 9 Закона о банкротстве, являющихся основанием для появления у Путря О.Г. новой обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Алгайские коммунальные сети" несостоятельным (банкротом).
Суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права, поскольку считает, что наличие кредиторской задолженности в определенный момент само по себе не подтверждает наличие обязанности по подаче соответствующего заявления в суд.
Кроме того, налоговым органом не подтверждено, что обстоятельством, с возникновением которого у руководителя общества появилась обязанность по подаче заявления в арбитражный суд, являются неплатежеспособность и недостаточность имущества ООО "Алгайские коммунальные сети", возникшие и неутраченные им к моменту возбуждения дела об административном правонарушении по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В связи с изложенным судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, признавшего факт отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы, изученные судом, подлежат отклонению как несостоятельные, направленные на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Поскольку при принятии обжалуемого судебного акта нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебный акт законен и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А57-19262/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционная инстанция, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь частями 1, 2 статьи 9 Закона о банкротстве, пунктом 2 части 1 статьями 4.3, 4.6, частями 5 и 5.1 КоАП РФ, а также, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в абзаце втором и третьем пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не согласилась с выводами суда первой инстанции, посчитавшим доказанной в рассматриваемом случае объективную сторону вмененного Путря О.Г. правонарушении. Как указал суд апелляционной инстанции, административным органом в нарушение части 5 статьи 205 АПК РФ не представлены доказательства возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 9 Закона о банкротстве, являющихся основанием для появления у Путря О.Г. новой обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Алгайские коммунальные сети" несостоятельным (банкротом).
Суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права, поскольку считает, что наличие кредиторской задолженности в определенный момент само по себе не подтверждает наличие обязанности по подаче соответствующего заявления в суд.
Кроме того, налоговым органом не подтверждено, что обстоятельством, с возникновением которого у руководителя общества появилась обязанность по подаче заявления в арбитражный суд, являются неплатежеспособность и недостаточность имущества ООО "Алгайские коммунальные сети", возникшие и неутраченные им к моменту возбуждения дела об административном правонарушении по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2019 г. N Ф06-47906/19 по делу N А57-19262/2018