г. Казань |
|
18 июня 2019 г. |
Дело N А55-28674/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Шпагиной Л.Н., доверенность от 18.03.2019,
ответчика - Валиевой Т.С., доверенность от 19.03.2019,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2018 (судья Мешковой О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Сергеева Н.В.)
по делу N А55-28674/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТК-Модуль" (ОГРН 1107847088007, ИНН 7811459609) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании недействительным заключения, при участии третьего лица: акционерного общества "Предприятие тепловых сетей", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТК Модуль" (далее - общество "СТК Модуль") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным заключения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 05.09.2018 N РНП-63-37-18/7 о признании общества "СТК Модуль" уклонившимся от заключения договора по результатам проведенного открытого запроса цен на поставку плит Ж/Б дорожных индивидуального изготовления для нужд акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" (извещение N 31806720735) и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков сведений об обществе "СТК Модуль" (реестровая запись N Р 18045 80) (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" (далее - общество "ПТС").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Заказчиком - обществом "ПТС" 16.07.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31806720735 о проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки "Плит Ж/Б дорожных индив. изгот." для нужд общества "ПТС".
По результатам проведенной процедуры закупки победителем признано общество "СТК-Модуль" (30.07.2018).
01.08.2018 сотрудниками заявителя обнаружена техническая ошибка в подсчетах сметы и невозможность выполнить контракт по заявленной цене, в связи с чем победитель незамедлительно направил в адрес заказчика письмо от 01.08.2018 N 518 о невозможности заключения договора на поставку продукции. Данное письмо получено обществом "ПТС" 03.08.2018.
В связи с этим общество "ПТС" разместило в Единой информационной системе протокол от 06.08.2018 о признании победителя уклонившимся от заключения договора и подписало протокол о признании победителем общество с ограниченной ответственностью "ПЗСК", занявшим второе место по итогам предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) общество "ПТС" направило в антимонопольный орган заявление о включении общества "СТК-Модуль" в реестр недобросовестных поставщиков.
Заключением антимонопольного органа от 05.09.2018 N РНП-63-37-18/7 заявитель признан уклонившимся от заключения договора по результатам проведенного открытого запроса цен на поставку плит Ж/Б дорожных индивидуального изготовления для нужд общества "ПТС" (извещение N 31806720735), сведения об обществе "СТК-Модуль", его ИНН, местонахождение, дата проведения итогов закупки, реквизиты подтверждающих документов, сведения о договоре и другие сведения включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с принятыми заключением управления, общество "СТК-Модуль" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств и предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о закупках предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о закупках осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила ведения реестра), установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (пункт 2).
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (часть 2 статьи 5 Закона о закупках).
В соответствии правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 N 13-П, от 21.11.2002 N, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Оспариваемым заключением антимонопольного органа заявитель признан уклонившим от заключения договора по результатам проведенного открытого запроса цен.
Удовлетворяя заявление общества "СТК-Модуль" суды исходили из того, что положения Закона о закупках и Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.
Судами установлено, что отказ общества "СТК-Модуль" от заключения договора с заказчиком был обусловлен не умышленными действиями, направленными на уклонение от заключения договора ввиду недобросовестных действий, а вызван невозможностью выполнить контракт по заявленной цене ввиду обнаруженной существенной технической ошибки в подсчетах сметы стоимости изготовления подлежащих поставке железобетонных плит, обусловленной ошибкой, допущенной в смете (файл Microsoft Excel КП ТПлюс Самара от 20.07.2018), рассчитанной программным продуктом Microsoft Excel, вследствие заражения компьютера вирусом, что подтверждается представленным обществом в дело заключением специалиста от 30.11.2018 N 21452, выполненным Северо-Западным региональным Центром Экспертиз, а также актом от 30.07.2018 N 2/3007, объяснительной Сергеева С.Н. - работника общества, объяснениями директора общества "СТК-Модуль", представленными в антимонопольный орган.
При этом судами учтено, что предметом закупки являлась поставка плит Ж/Б дорожных индивидуального изготовления. Соответственно, для определения стоимости поставки обществу необходимо было произвести сложный расчет сметы на изготовление продукции, поскольку общество "СТК-Модуль" является производителем железобетонных изделий, а не посредником, который может определить стоимость товара путем запроса информации у своих поставщиков и добавлением соответствующей наценки на товар для обеспечения рентабельности сделки
Таким образом, судами установлено, что заявитель на момент подачи заявки не знал о том, что имеется ошибка в работе используемой им программы, своевременно не смог повлиять на ситуацию, об ошибке незамедлительно оповестил заказчика для избежания убытков последним. Поэтому суды пришили к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об отсутствии в действиях общества "СТК Модуль" признаков недобросовестности, а также о принятии им всех возможных мер по извещению заказчика о возникновении объективных препятствий для подписания контракт. Отказ от заключения договора с его стороны произошел по не зависящим от общества причинам, предвидеть и своевременно предотвратить которые он не имел возможности.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что антимонопольный орган ограничился формальным принятием заключения на основании поступившей в его адрес информации заказчика.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суды правомерно пришли к выводу о том, что заключение антимонопольного органа не соответствует нормами действующего законодательства и подлежит отмене.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 по делу N А55-28674/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила ведения реестра), установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (пункт 2).
...
В соответствии правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 N 13-П, от 21.11.2002 N, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2019 г. N Ф06-47248/19 по делу N А55-28674/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47248/19
07.03.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1730/19
28.12.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28674/18
04.10.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-28674/18