г. Казань |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А12-27788/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Серебряковой В.М.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" - Щеголевой Е.В. (доверенность от 25.12.2018),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Донецкого Е.С. (доверенность от 09.01.2019), Фролова В.П. (доверенность от 09.01.2018),
в отсутствие:
Рубцовой В.Н. - извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Степура С.М.)
по делу N А12-27788/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (ОГРН 1143443032468, ИНН 3460019060) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Рубцова В.Н. (г. Волгоград) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (далее - ООО "Концессии водоснабжения", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган, УФАС России по Волгоградской области) от 09.08.2018 N 18-01-9.21-04/271 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.10.2018 отменено. По делу принят новый судебный акт. Постановление УФАС России по Волгоградской области от 09.08.2018 о наложении штрафа по делу N 18-01-9.21-04/271 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, признано незаконным и отменено.
Антимонопольный орган, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу.
Рубцова В.Н. в судебное заседание не явилась, представителя не направила, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без ее участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, 25.07.2017 Рубцова Валентина Николаевна в целях подключения жилого дома N 9 на земельном участке кадастровый номер 34:34:060016:231 по ул. Моисеева в Советском районе г. Волгограда, принадлежащего ей на праве собственности, к сетям холодного водоснабжения, централизованной канализации обратилась в ООО "Концессии водоснабжения" с заявлением N 70099-вх о необходимости выдать технические условия для определения возможности подключения к сетям водоснабжения, централизованной канализации.
К заявлению приложена копия паспорта заявителя, копии правоустанавливающих документов на объект и земельный участок, топосъёмка с указанием места объекта (М 1:500).
ООО "Концессии водоснабжения" 07.08.2018 сообщило Рубцовой В.Н., что в зоне размещения домовладения отсутствуют сети водоснабжения и централизованной бытовой канализации, находящейся в муниципальной собственности. Техническая возможность подключения к муниципальной системе водоснабжения и водоотведения имеется от водопровода Ду 400 мм по ул. Ивановского и канализационного коллектора Ду 150 мм по ул. Владимирская, 56.
Технические условия на подключение к системе водоснабжения и воодоотведения домовладения обществом заявителю не выданы.
12.02.2018 Рубцова В.Н. повторно обратилась в общество с запросом о выдаче технических условий для определения возможности подключения к сетям водоснабжения, централизованной канализации.
20.02.2018 ООО "Концессии водоснабжения" направлены в адрес Рубцовой В.Н. подготовленные и подписанные технические условия подключения домовладения к муниципальной сети от водопровода Ду 400 мм по ул. Ивановского и канализационного коллектора Ду 150 мм по ул. Владимирская, 56.
18.05.2018 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 18-01-9.21-04/271 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и проведении административного расследования.
15.06.2018 УФАС России по Волгоградской области в отношении ООО "Концессии водоснабжения" составлен протокол по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ об административном правонарушении, выразившемся в повторном нарушении сетевой организацией порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения, а именно нарушении требований пункта 9 Правил и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), выразившемся в отказе в установленный срок заявителю технических условий.
09.08.2018 административным органом вынесено постановление N 18-01-9.21-04/271 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что поскольку на момент поступления первоначального запроса Рубцовой В.Н. от 25.07.2017 имелась техническая возможность подключения к муниципальной системе водоснабжения и водоотведения от водопровода Ду400 мм по ул. им. Ивановского и канализационного коллектора Ду150мм по ул. Владимирская, 56, общество необоснованно отказало в выдаче технических условий, указанное деяние содержит состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что исключает удовлетворение требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам, при этом правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, заключается в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подключение объектов капитального строительства к сетям водоотведения производится в соответствии с Правилами N 83.
Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключённых объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1 Правил).
В пункте 6 Правил N 83 предусмотрено, что в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истёк срок их действия, а также если истёк срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Пунктом 8 Правил N 83 регламентированы требования к запросу правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В пункте 9 Правил N 83 установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 17 Правил N 83 в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Основания для отказа в выдаче технических условий предусмотрены в пункте 13 Правил N 83, а именно отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и отсутствие свободной мощности. При этом, форма мотивированного отказа в выдаче технических условий не предусмотрена нормативно-правовыми актами, является произвольной.
Судами установлено, что согласно протоколу и постановлению об административном правонарушении объективная сторона вменённого правонарушения, по мнению административного органа, выражается в отказе ООО "Концессии водоснабжения" в выдаче технических условий в срок, установленный пунктом 9 Правил N 83.
Однако, из содержания заявлений Рубцовой В.Н., направленных в адрес ООО "Концессии водоснабжения", следует, что они касались выдачи технических условий для определения возможности подключения её домовладения к сетям в определённых точках на ул. Моисеева. Данный факт подтверждён также направленными позднее запросами от 07.09.2017, от 23.11.2017, от 12.02.2018.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, поскольку техническая возможность подключения к сетям водоснабжения и централизованной бытовой канализации, находящейся в муниципальной собственности, в планируемой точке подключения в зоне размещения домовладения по ул. Моисеева в Советском районе г. Волгограда, отмеченной на топографическом плане, отсутствует (водопровод Ду 63 мм и канализационный коллектор Ду 150 мм, проходящие по ул. им. Моисеева, не находятся в муниципальной собственности), у общества не было оснований для выдачи технических условий по запросу Рубцовой В.Н.
В ответ на заявления общество проинформировало Рубцову В.Н. об отсутствии в запрошенной зоне размещения домовладения сетей водоснабжения и централизованной канализации, находящейся в муниципальной собственности.
При этом, в ответе общество указало, что подключение домовладения к частным сетям водопровода и канализации по ул. Моисеева в соответствии с требованиями положения пункта 17 Правил N 83 возможно после предоставления согласования владельцев сети.
Наличие у заявителя технической возможности подключения к муниципальной системе водоснабжения и водоотведения от водопровода Ду 400 мм по ул. им. Ивановского и канализационного коллектора Ду 150 мм по ул. Владимирская, 56 в рассматриваемом случае не может расцениваться, как безусловное доказательство обязанности выдать технические условия по запросу, без учёта намерений Рубцовой В.Н. и планируемой ей точки подключения в зоне размещения домовладения.
Суд установил, что технические условия на подключение в тех точках, где данное подключение возможно, Рубцовой В.Н. не требуются, поскольку она при обращении за подключением не предполагала подобную удалённость точки подключения и столь значительные финансовые затраты.
Кроме того, обществом выданы технические условия Рубцовой В.Н. на подключение к муниципальным сетям до возбуждения производства по антимонопольному делу.
Выданные в итоге условия подключения, как следует из пояснений представителей, не решили спорный вопрос с данным лицом, не удовлетворили его интересы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что административный орган не доказал наличие объективной стороны, состав вменённого обществу правонарушения, в связи с чем, основания для привлечения общества к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ отсутствовали.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе антимонопольного органа, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают сделанных судом апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законного и обоснованного судебного акта по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по делу N А12-27788/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
...
Выданные в итоге условия подключения, как следует из пояснений представителей, не решили спорный вопрос с данным лицом, не удовлетворили его интересы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что административный орган не доказал наличие объективной стороны, состав вменённого обществу правонарушения, в связи с чем, основания для привлечения общества к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2019 г. N Ф06-46655/19 по делу N А12-27788/2018