г. Казань |
|
25 июня 2019 г. |
Дело N А55-16614/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2018 (судья Балькина Л.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 (председательствующий судья Бросова Н.В., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-16614/2018
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Мечникова-50" (ОГРН 1136311007920, ИНН 6311147279) к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964) о взыскании 64 598,05 руб.,
с участием третьих лиц: ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа", муниципального казенного учреждения городского округа Самара "Центр обеспечения социальной поддержки населения", Министерства управления финансами Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Мечникова-50" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) о взыскании 64 598,05 руб., в том числе долга по взносам на капитальный ремонт 50 529,77 руб. за период с 01.08.2014 по 16.11.2015 и пени 14 068,28 руб.
Определением от 14.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа", муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Центр обеспечения социальной поддержки населения", Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019, исковые требования удовлетворены частично. С Самарской области в лице Министерства имущественных отношений Самарской области за счет средств казны Самарской области в пользу истца взыскано 22 292,08 руб., в том числе: 18 005,67 руб. основной задолженности, 4286,41 руб. пени, а также 892 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины, 6902 руб. в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционного суда от 08.10.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что в указанный в иске период времени спорное государственное имущество было закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района городского округа Самара" (далее - учреждение), в подтверждение чего в материалы дела представлен приказ министерства N 960 от 19.08.2008, а также соответствующий акт приема-передачи от 19.08.2008.
Между названным учреждением и муниципальным казенным учреждением городского округа Самара "Центр обеспечения социальной поддержки населения" (далее - МКУ г.о. Самара "ЦОМСПН") по согласованию с ответчиком 20.04.2015 был заключен договор N 1411, согласно которому спорное нежилое помещение площадью 641,5 кв.м было передано МКУ г.о.Самара "ЦОМСПН" по акту приема-передачи в безвозмездное пользование для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке населения. Вышеуказанным договором стороны предусмотрели, что оплата за оказание эксплуатационных и коммунальных услуг осуществляется муниципальным казенным учреждением городского округа Самара "Центр обеспечения социальной поддержки населения", кроме того, муниципальное казенное учреждение приняло на себя обязательство содержать помещение со всеми его принадлежностями.
По мнению заявителя изложенное означает, что в спорный период времени помещение находилось во владении и пользовании МКУ г.о. Самара "ЦОМСПН", при этом учреждение приняло на себя обязательство по уплате взносов, в том числе и на капитальный ремонт имущества многоквартирного дома по указанному адресу.
Таким образом, бремя содержания имущества Самарской области по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Мечникова, 50, было обязано нести исключительно МКУ г.о. Самара "ЦОМСПН".
Кроме того, истцом не представлено документального подтверждения заявленных требований, сумма иска основана на односторонних расчетах истца, представленные расчеты не подтверждены первичными учетными и бухгалтерскими документами.
В отзыве на кассационную жалобу муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Центр обеспечения социальной поддержки населения" просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству, и указывает, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, в этой связи безвозмездное пользование не относится к вещному праву, а ссудополучатель не обязан наряду с собственником нести бремя содержания имущества.
В отзыве на кассационную жалобу государственное казенное учреждение Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа" просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить кассационную жалобу.
Министерство управления финансами Самарской области в своем отзыве на кассационную жалобу просит вынесенные судебные акты отменить, в удовлетворении требований к Самарской области отказать, и указывает, что спорные правоотношения не относятся к обязательствам из причинения вреда, в связи с чем не могут осуществляться за счет казны Самарской области. Считает, задолженность в период с 20.04.2015 по 16.11.2015, т.е. в период действия договора безвозмездного пользования, заключенного между государственным казенным учреждением Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа" и муниципальным казенным учреждением городского округа Самара "Центр обеспечения социальной поддержки населения" подлежит взысканию с ссудополучателя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 15.10.2013 в доме N 50 по ул. Мечникова г. Самара создано товарищество собственников жилья "Мечникова-50" (истец).
Собственники помещений дома N 50 по ул. Мечникова г. Самара на общих собраниях, проведенных 21.12.2013, 17.01.2014 приняли решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, о выборе владельца специального счета - ТСЖ "Мечникова-50", о размере ежемесячных взносов на капитальный ремонт, об открытии специального счета в ОАО "Россельхозбанк".
Нежилое помещение площадью 641,5 кв.м (кадастровый номер 63:01:0104004:1071) в вышеуказанном многоквартирном доме с 15.05.2015 по 16.11.2015 принадлежало на праве собственности Самарской области и было передано собственником помещения в оперативное управление ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа", с регистрацией указанного права 17.11.2015.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 г. N 79 "Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области" Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, в ведении которого находится управление и распоряжение собственностью Самарской области.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, являясь собственником нежилого помещения площадью 641,5 кв.м в вышеуказанном многоквартирном доме, не исполнил обязательство по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество за период с 01.08.2014 по 16.11.2015, в связи с чем сумма задолженности за указанный период составила 50 529,77 руб., сумма пени - 14 068,28 руб.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8.1, 124, 125, 126, 131, 196, 199, 200, 210, 214, 249, 296, 299, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 153, 154, 155, 158, 161, 162 169, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по результатам исследования и оценки представленных по делу доказательств пришли к выводу о доказанности факта наличия задолженности ответчика в силу обязанности его, как собственника помещения в многоквартирном доме, участвовать в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем уплаты взносов на капитальный ремонт помещения, в связи с чем удовлетворили иск.
Судебная коллегия находит данные выводы судов предыдущих инстанций обоснованными.
Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что нежилое помещение площадью 641,5 кв.м (кадастровый номер 63:01:0104004:1071) передано на праве оперативного управления государственному учреждению Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района городского округа Самара" (далее - учреждение), при этом между учреждением и муниципальным казенным учреждением городского округа Самара "Центр обеспечения социальной поддержки населения" по согласованию с ответчиком был заключен договор, согласно которому спорное нежилое помещение площадью 641,5 кв.м было передано по акту приема-передачи в безвозмездное пользование для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке населения, судами предыдущих инстанций дана надлежащая оценка.
В соответствии с ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Из выписки ЕГРН следует, что нежилое помещение площадью 641,5 кв.м. (кадастровый номер 63:01:0104004:1071) передано на праве оперативного управления ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа", дата государственной регистрации 17.11.2015, то есть за пределами спорного периода, поэтому у данного лица отсутствует обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества и оплаты коммунальных услуг за спорный период.
Действующее жилищное законодательство разграничивает понятия "взнос на капитальный ремонт" и "коммунальные и эксплуатационные услуги", в этой связи договор от 20.04.2015 N 1411 не предусматривает возложение на МКУ г.о. Самара "ЦОМСПН" обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт. Само по себе закрепление спорных помещений на основании распоряжения собственника и передача имущества не порождают правовых последствий в виде несения бремени содержания имущества.
Доказательства регистрации права оперативного управления в установленном законом порядке за учреждением в спорный период, в материалы дела не представлены.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право на имущество, закрепляемое за учреждением, возникает с момента его передачи учреждению, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010).
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт существовала у ответчика по 16.11.2015 - до момента государственной регистрации за третьим лицом права оперативного управления.
С учетом изложенного суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика долга за спорный период является обоснованным, поскольку обязанность оплачивать расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, по уплате взносов на капитальный ремонт в силу закона возложена на собственника нежилого помещения.
На основании ст. 169 ЖК РФ, ч. 3 ст.7 Закона Самарской области N 60-ГД от 21.06.2013 г. (в ред. Закона Самарской области от 12.05.2014 N 47-ГД) собственники жилых помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 169 ЖК РФ определяет, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Самарской области утверждена постановлением Правительства Самарской области N 707 от 29.11.2013 и опубликована на сайте Правительства Самарской области - 27.11.2013.
Таким образом, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт у всех собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в утвержденную региональную программу капитального ремонта, возникла в силу закона, с 01.08.2014.
Размер взноса на капитальный ремонт ежегодно утверждался постановлениями Правительства Самарской области и составлял в 2014 г., 2015 г. и первой половине 2016 года - 5,07 руб.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности за период с 01.08.2014 по 13.06.2015, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций, применив нормы статей 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, признали требования истца в части взыскания долга по взносам на капитальный ремонт подлежащими удовлетворению в сумме 18 005,67 за период с 14.06.2015 (дата подачи иска в суд) по 16.11.2015. В остальной части задолженности в удовлетворении требований отказано.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Поскольку материалами дела подтвержден факт просрочки ответчиком исполнения денежного обязательства, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными требования истца о взыскании с ответчика пени в размере 4286, 41 за период с 14.06.2015 по 13.06.2018. Во взыскании остальной части пеней отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Доводы Министерства управления финансами Самарской области о неправомерном взыскании средств за счет казны обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения статей 124, 125, 126, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Доводы заявителя кассационной жалобы и третьих лиц, поддержавших заявителя, о том, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт лежала на МКУ г.о. Самара "ЦОМСПН" с момента нахождения спорного помещения во владении и пользовании вышеуказанного учреждения, принявшего на себя в соответствии с договором обязательство по уплате взносов, в том числе и на капитальный ремонт, следует признать основанными на неправильном применении норм материального права.
Статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации не является исключением из правила, предусмотренного пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежат, в том числе, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
Пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации не вводит исключение из вышеприведенных норм. Напротив, специальная норма статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, относящаяся к правам на недвижимость, исключает пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации на передачу как момент возникновения оперативного управления (хозяйственного ведения) в отношении недвижимого имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации.
Учитывая, что нежилое помещение площадью 641,5 кв.м передано на праве оперативного управления ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа" за пределами спорного периода (дата государственной регистрации 17.11.2015), у названного лица отсутствовала обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Передача помещения в соответствии с договором от 20.04.2015 N 1411 в безвозмездное пользование МКУ г.о. Самара "ЦОМСПН" с возложением на последнего обязанности по оплате эксплуатационных и коммунальных услуг, также не свидетельствует о возложении на указанное учреждение обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, учитывая то, что материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не выявлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 по делу N А55-16614/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации не вводит исключение из вышеприведенных норм. Напротив, специальная норма статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, относящаяся к правам на недвижимость, исключает пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации на передачу как момент возникновения оперативного управления (хозяйственного ведения) в отношении недвижимого имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2019 г. N Ф06-47170/19 по делу N А55-16614/2018