г. Казань |
|
01 июля 2019 г. |
Дело N А65-18288/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - Беркиной А.М. по доверенности от 27.11.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Банка ВТБ (публичное акционерное общество)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2018 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Лихоманенко О.А.)
по делу N А65-18288/2018
по заявлению Банка ВТБ (публичное акционерное общество) (ОГРН 1027739609391, ИНН 7702070139) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ИФНС России по Московскому району г. Казани, г. Казань, о признании недействительным решения N 21545 от 10.11.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити" (ИНН 1655107116, ОГРН 1061655028324) из ЕГРЮЛ, о признании незаконными действия МРИ ФНС N 18 по РТ по внесению в ЕГРЮЛ записи от 06.03.2018 ГРН N 2181690312703 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити", об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Банк ВТБ 24 (публичное акционерное общество) (далее - заявитель, банк) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань, (далее - ответчик, регистрирующий орган, налоговый орган, МРИ ФНС N 18 по РТ) о признании недействительным решения N 21545 от 10.11.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити" из ЕГРЮЛ, о признании незаконными действия МРИ ФНС N 18 по РТ по внесению в ЕГРЮЛ записи от 06.03.2018 ГРН 2181690312703 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити", об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена - ИФНС России по Московскому району г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2018 оставлено без изменения.
Банк ВТБ (публичное акционерное общество), не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены без исследования всех имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о том, что исключенное общество приняло решение об изменении своего места нахождения, указанные сведения внесены в ЕГРЮЛ 14.09.2016; судами не принято во внимание, что МРИ ФНС N 18 по РТ не правомочно было принимать решение об исключении ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити" из ЕГРЮЛ; действия регистрирующего органа лишили банк возможности предъявить требования о погашении задолженности по кредитным обязательствам.
В отзыве на кассационную жалобу МРИ ФНС N 18 по РТ просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель МРИ ФНС N 18 по РТ в судебном заседании отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствием выводов, содержащихся в обжалуемых решении, постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 07.11.2017 в Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан из ИФНС России по Московскому району г. Казани в отношении ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ" поступили: справка N 5744-0 от 02.11.2017 "о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах"; справка N 5744-С от 02.11.2017 "об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
В связи с чем, Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан было принято Решение N 21545 от 10.11.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ", из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием: "в случае, если настоящее решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ", затрагивает права и законные интересы указанного юридического лица, кредиторов или иных лиц, в Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, расположенную по адресу, 420054, г. Казань, ул. Владимира Кулагина, д. 1, поименованными лицами не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения может быть направлено соответствующее заявление".
Сообщение о предстоящем исключении ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 45 (659) 2017 часть 2 от 15.11.2017/390.
Заявления, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица - ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ" в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), не поступали.
В соответствии с требованиями статьи 22 Закона N 129-ФЗ 06.03.2018 за государственным регистрационным номером 2181690312703 Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ" из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Не согласившись с вынесенным решением N 21545 от 10.11.2017 и действиями налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 06.03.2018 ГРН 2181690312703 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити", Банк 05.06.2018 обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что основания, предусмотренные статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, инспекцией доказаны (представление справок об отсутствии движения по счету и непредставление отчетности), а доказательств продолжения осуществления лицом хозяйственной деятельности заявителем в материалы дела не представлено, при этом, оспариваемые действия инспекции по исключению недействующего юридического лица соответствуют требованиям действующего законодательства, собранная информация свидетельствует об отсутствии ведения обществом экономической деятельности и не подтверждает статус общества как действующего юридического лица. Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что суды, исходя из предмета и оснований спора, суды на основании всех представленных в материалы дела доказательств не установили обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного судебного акта, не применили, подлежащие применению нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно пункта 1 статьи 64.2 ГК РФ, пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, 06.03.2018 в ЕГРЮЛ была внесена в административном порядке запись за ГРН 2181690312703 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, принятию которого предшествовало решение N 21545 от 10.11.2017 о предстоящем исключении ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ" как недействующего юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан пришла к выводу о том, что в отношении ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ" имели место одновременно все указанные в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признаки недействующего юридического лица.
В связи с чем, Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан было принято решение N 21545 от 10.11.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ" из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно Закону N 129-ФЗ исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц относится к процедуре государственной регистрации при ликвидации юридического лица и осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица посредством внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункты 1, 6, 7 статьи 22). После внесения такой записи ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити" указано Тульская область, город Тула (ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения 7161690197630, 14.09.2016).
Указанные сведения в ЕГРЮЛ были внесены на основании заявления форма N Р14001 ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити", подписанного Азизовой Э.Т., и полученного регистрирующим органом 07.09.2016 вх. N 51477А. К заявлению приложены: решение единственного участника ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити" от 26.08.2016 об изменен6ии адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа на 300057, Тульская область, г. Тула, ул. Железнодорожная, д. 51, оф.3., гарантийное письмо исх. N 01/42 от 10.08.2016 ООО "МОЗ", адресованное в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (т. 2 л.д. 84-89).
Между тем, реестр же содержит сведения и об адресе (место нахождения) ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити" - Республика Татарстан, г. Казань, ул. Серова, д. 51/11, офис 16.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
По правилам части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании, в том числе устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако, несмотря на имеющиеся в деле доказательства, нормативное регулирование указанных правоотношений и процессуальные требования, суды при рассмотрении настоящего спора не включили в предмет судебного исследования вопрос о соответствии исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц требованиям законодательства, определяющего порядок по внесению изменений в существующую запись надлежащим регистрирующим органом. Указанный довод заявлен в апелляционной жалобе, но не был предметом правой оценки суда апелляционной инстанции.
Кроме того, как отмечалось ранее, согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Между тем, из выписки из ЕГРЮЛ и копии регистрационного дела, которые имеются в материалах дела, следует, что ООО "Частная охранная организация "Альянс Секьюрити" в период (менее года), предшествующий моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, в регистрирующий орган были поданы заявления для внесения записи в реестр, в частности о смене единоличного исполнительного органа (т. 2 л.д. 90-94). По указанному заявлению регистрирующим органом было принято решение 26.01.2017 N 2184А (т. 2 л.д. 95).
Таким образом, выводы судов об отсутствии подтверждения осуществления ООО "ЧОО "АЛЬЯНС СЕКЬЮРИТИ" деятельности и выводы о том, что общество является фактически недействующим юридическим лицом в период, предшествующий исключению, сделаны без оценки имеющихся в деле доказательств.
Учитывая цель, которую преследовал заявитель при обращении в суд за защитой нарушенного права, принимая во внимание основание заявленного требования, судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что без исследования вышеназванных обстоятельств не представляется возможным сделать обоснованный и мотивированный вывод относительно законности действий регистрирующего органа.
По правилам статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких условиях в связи с неполным выяснением существенных для дела обстоятельств, неправильным применением норм материального и процессуального права решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а спор - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном в пункте 3 части 1 статьи 287 кодекса.
При новом рассмотрении спора суду необходимо полно и всесторонне исследовать обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания, и доводы участвующих в деле лиц, дать им надлежащую правовую оценку, правильно распределив бремя доказывания между участниками спора и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 по делу N А65-18288/2018 отменить.
Дело за указанным номером направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По правилам части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании, в том числе устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако, несмотря на имеющиеся в деле доказательства, нормативное регулирование указанных правоотношений и процессуальные требования, суды при рассмотрении настоящего спора не включили в предмет судебного исследования вопрос о соответствии исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц требованиям законодательства, определяющего порядок по внесению изменений в существующую запись надлежащим регистрирующим органом. Указанный довод заявлен в апелляционной жалобе, но не был предметом правой оценки суда апелляционной инстанции.
Кроме того, как отмечалось ранее, согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июля 2019 г. N Ф06-47589/19 по делу N А65-18288/2018