г. Казань |
|
01 июля 2019 г. |
Дело N А72-8830/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле- извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2018 (судья Овсяникова Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А72-8830/2018
по заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526), г.Ульяновск, к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС (ОГРН 1047796607650, ИНН 7709561778), г.Ульяновск, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ "Карсунская районная больница", МКОУ "Репьёвская основная школа", МОУ Калиновская средняя школа, заинтересованное лицо: начальник Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС Цызыров П.Ю., об оспаривании постановления от 22.05.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении ГУЗ "Карсунская районная больница", об оспаривании постановления от 21.05.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении МКОУ "Репьевская основная школа", об оспаривании постановления от 30.05.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Калиновская средняя школа,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - ПАО Ульяновскэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС (далее - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора, административный орган), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ "Карсунская районная больница", МКОУ "Репьёвская основная школа", МОУ Калиновская средняя школа, (далее - третьи лица, учреждения), заинтересованное лицо: начальник Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС Цызыров П.Ю., об оспаривании постановления от 22.05.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) в отношении ГУЗ "Карсунская районная больница", об оспаривании постановления от 21.05.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении МКОУ "Репьевская основная школа", об оспаривании постановления от 30.05.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении МОУ Калиновская средняя школа.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными и отменены постановления Средне-Поволжского управления Ростехнадзора о прекращении производства по делам об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ от 22.05.2018 в отношении ГУЗ "Карсунская районная больница", от 21.05.2018 в отношении МКОУ "Репьевская основная школа", от 30.05.2018 в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Калиновская средняя школа.
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 отменить, принять новый судебный акт.
В отзыве ПАО "Ульяновскэнерго", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора представило в суд ходатайство от 20.06.2019 о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ПАО "Ульяновскэнерго" был заключен ряд договоров энергоснабжения: с МКОУ "Репьевская основная школа" от 17.01.2017 N 320012ЭБ, с ГУЗ "Карсунская районная больница" от 31.01.2017 N 310037ЭБ, с МОУ "Калиновская средняя школа" от 02.11.2017 N 530510ЭБ.
Материалами дела подтверждается, что МКОУ "Репьевская основная школа", ГУЗ "Карсунская районная больница", МОУ "Калиновская средняя школа" в соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительством Ульяновской области 30.06.2017 включены в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций в силу абзаца 1 пункта 7 указанной статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения). Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях. В частности ограничения вводятся в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электроэнергии (подпункт "б" пункта 2 Правил ограничения).
В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям пункт 7.1 статьи 38 Закона об электроэнергетике возлагает на потребителей обязанность устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.
Перечень мероприятий, а также сроки и проведения определены в пункте 16 Правил ограничения.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления (пункт 16.1 Правил ограничения).
В связи с нарушением условий договоров энергоснабжения от 17.01.2017 N 320012ЭБ, от 31.01.2017 N 310037ЭБ, от 02.11.2017 N 530510ЭБ в части своевременной и полной оплаты потребленной электроэнергии и наличием задолженности перед заявителем ПАО "Ульяновскэнерго" направило уведомления в адрес МКОУ "Репьевская основная школа" (получено 26.10.2017), ГУЗ "Карсунская районная больница" (получено 26.10.2017), МОУ "Калиновская средняя школа" (получено 27.11.2017), в которых, ссылаясь на условия договоров, а также действующее законодательства указало о необходимости полной оплаты потребленных энергоресурсов либо о готовности к введению полного самостоятельного ограничения режима электропотребления или в течение трех дней представления плана мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств МКОУ "Репьевская основная школа", ГУЗ "Карсунская районная больница", МОУ "Калиновская средняя школа" полного ограничения режима потребления, одновременно предупредив об ответственности, предусмотренной статьей 9.22 КоАП РФ.
В связи с не поступлением оплаты за потребленные энергоресурсы и не выполнением после получения уведомлений положений пунктов 2, 16, 16.1 Правил ограничения ПАО "Ульяновскэнерго" обратилось в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора с заявлениями о привлечении ГУЗ "Карсунская районная больница", МКОУ "Репьёвская основная школа", МОУ "Калиновская средняя школа" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании заявлений ПАО "Ульяновскэнерго" 12.04.2018 начальником Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Цызыровым П.Ю. вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении и проведении административных расследований в отношении ГУЗ "Карсунская районная больница", МКОУ "Репьёвская основная школа", МОУ "Калиновская средняя школа".
В Управление Ростехнадзора 18.05.2018, 21.05.2018, 29.05.2018 от МКОУ "Репьёвская основная школа", МОУ Калиновская средняя школа, ГУЗ "Карсунская районная больница" поступили Планы мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств полного ограничения режима потребления электрической энергии с отметкой о получении их ПАО "Ульяновскэнерго". Административный орган пришел к выводу, что в данном случае потребителями услуг были исполнены требования пункта 16.1 Правил ограничения.
Производство по делам об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения постановлениями административного органа от 21.05.2018 - в отношении МКОУ "Репьёвская основная школа"; от 22.05.2018 - в отношении ГУЗ "Карсунская районная больница"; от 30.05.2018 - в отношении МОУ "Калиновская средняя школа".
ПАО "Ульяновскэнерго" не согласившись с вынесенными 21.05.2018, 22.05.2018, 30.05.2018 постановлениями, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что поскольку должниками (учреждениями) после получения уведомлений заявителя не были исполнены обязанности и выполнены мероприятия, установленные нормами Закона об электроэнергетике и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, признали ошибочными выводы административного органа об отсутствии в действиях учреждений состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, удовлетворили требования ПАО "Ульяновскэнерго", признав незаконными, отменили обжалуемые постановления Средне-Поволжского управления Ростехнадзора.
В кассационной жалобе Средне-Поволжское управление Ростехнадзора оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства по настоящему делу, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 по делу N А72-8830/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Производство по делам об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения постановлениями административного органа от 21.05.2018 - в отношении МКОУ "Репьёвская основная школа"; от 22.05.2018 - в отношении ГУЗ "Карсунская районная больница"; от 30.05.2018 - в отношении МОУ "Калиновская средняя школа".
...
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что поскольку должниками (учреждениями) после получения уведомлений заявителя не были исполнены обязанности и выполнены мероприятия, установленные нормами Закона об электроэнергетике и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, признали ошибочными выводы административного органа об отсутствии в действиях учреждений состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, удовлетворили требования ПАО "Ульяновскэнерго", признав незаконными, отменили обжалуемые постановления Средне-Поволжского управления Ростехнадзора."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июля 2019 г. N Ф06-48303/19 по делу N А72-8830/2018