г. Казань |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А55-20014/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Хакимова И.А., Вильданова Р.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
и кассационную жалобу Министерства управления финансов Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 (судья Веремей Л.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 (председательствующий судья Бросова Н.В., судьи Балашева В.Т., Морозов В.А.)
по делу N А55-20014/2018
по исковому заявлению муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628) о взыскании,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Правительства Самарской области; Министерства управления финансов Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось муниципальное образование городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация, истец) с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Минсоцдемографии Самарской области, ответчик) о взыскании за счет казны Самарской области убытков в размере 5 830 284 руб. 00 коп., возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещении инвалидам по решениям судов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство управления финансами Самарской области (далее - Минфин Самарской области) и Правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019, исковые требования удовлетворены.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минсоцдемографии Самарской области и кассационной жалобе Минфина Самарской области, которые полагают, что арбитражными судами при вынесении обжалуемых судебных актов нарушены нормы права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
По мнению заявителей, законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих инвалидов (вставших на учет после 01.01.2015), в связи с чем обязанность Самарской области по возмещению убытков Администрации отсутствует, Кроме того, также указали на следующее: обеспечение жилыми помещениями указанных граждан относится к вопросам местного самоуправления; о несоответствии размера суммы, позиционируемой в качестве убытков, стоимости нормы предоставления площади жилого помещения.
По существу изложенных в кассационных жалобах доводов заявители просят:
Минсоцдемографии Самарской области - прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований;
Минфин Самарской области - отказать в удовлетворении исковых требований.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела, принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Отзыв на кассационные жалобы не представлен.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание открыто путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Самарской области (по ходатайству Минфина Самарской области).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайтах - faspo.arbitr.ru, kad.arbitr.ru), однако в судебное заседание, проводимое посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Самарской области, своих представителей не направили, в связи с чем сеанс видеоконференц-связи был прекращен, кассационные жалобы рассмотрены в обычном режиме без участия представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
При рассмотрении спора по существу судами установлено, что на основании решений Центрального районного суда города Тольятти Самарской области Администрацией по договорам социального найма предоставлены жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень N 378), а именно: Гелазутдиновой А.А. (двухкомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Гидротехническая, д. 27, кв. 71); Казаковой Н.Л. (однокомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Горького, д. 92, кв. 187); Курочкиной Л.А. (двухкомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Московский пр-т, д. 33, кв. 321); Креческу А.Ф. (однокомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, д. 20, кв. 3).
Общая стоимость переданных квартир, в соответствии с отчетами об оценке рыночной стоимости, составила 5 830 284 руб. 00 коп.
В обоснование иска Администрация указала на выполнение возложенной судебными актами обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, однако Минсоцдемографии Самарской области, являющееся главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, встречную обязанность не выполнило, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировало.
При разрешении спора суды правомерно руководствовались статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативными актами Самарской области, учитывали правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, учитывая отсутствие доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в Перечень N 378, вставших на учет после 01.01.2005, суды пришли к выводу об удовлетворении иска за счет казны Самарской области в лице министерства.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Доводы заявителя о том, что: законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений определенным категориям граждан; об отсутствии обязанность по возмещению убытков, поскольку обеспечение жилыми помещениями указанных граждан относится к вопросам местного самоуправления; о несоответствии размера суммы, позиционируемой в качестве убытков, стоимости нормы предоставления площади жилого помещения, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены.
Позиция заявителей, приведенная в кассационных жалобах, по существу сводится к несогласию с оценкой доказательств. Доводы заявителей о неправильной оценке судами обстоятельств дела во внимание не принимаются, как противоречащие материалам дела и направленные на иную оценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.
Обжалованные судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 по делу N А55-20014/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суды правомерно руководствовались статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативными актами Самарской области, учитывали правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2019 г. N Ф06-48087/19 по делу N А55-20014/2018