г. Казань |
|
04 июля 2019 г. |
Дело N А65-19207/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Сталь+" - Пятковой И.С., доверенность от 02.03.2019, Пятковой Е.С., доверенность от 25.09.2018,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Валиахметова Р.Х., доверенность от 06.05.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2018 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-19207/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сталь+" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Михайлова А.П., МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, ООО "Сила", Зарипова А.Р., Мошкова А.В., МТУ Росимущество РТ по Ульяновской области, заместителя руководителя УФАС по РТ Павлова С.В., о признании решения и предписания незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сталь+" (далее - общество "Сталь+", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) по делу N Т04-143/2018 от 17.05.2018 и предписания от той же даты.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители общества в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе, по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступили жалобы Зарипова А.Р., Мошкова А.В., Михайлова А.П. на действия организатора торгов ООО "СТАЛЬ+" при реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке torgi-sila.ru, извещение на сайте https://torgi.gov.ru N 270418/26458938/01. N 270418/26458938/02.
Из содержания жалоб следует, что реализация имущества проведена с нарушением норм действующего законодательства, а именно:
1. торги проводятся в электронном виде открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений по цене, победителем признается участник, первым предложивший максимальную цену;
2. с участников торгов взимается плата на электронной площадке,
Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения жалобы (вх.7237/ж, 7269/ж от 08.05.2018 г) принял решение от 17.05.2018 в соответствии с которым:
1) Жалобы Зарипова А.Р., Мошкова А.В., Михайлова А.П. (вх.7237/ж, 7269/ж от 08.05.2018 г.) на действия организатора торгов ООО "СТАЛЬ+" при проведении торгов по реализации арестованного имущества на электронной торговой площадке torgi-sila.ru, извещение на сайте https://torgi.gov.ru N 270418/26458938/01, N 270418/26458938/02, признаны обоснованными.
2) Организатор торгов признан нарушившим требования части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 90 Федерального закона 02.10.2007 г. N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3) Организатору торгов выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
4) Принято решение о передаче имеющихся материалов должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании указанного решения антимонопольным органом в адрес заявителя выдано предписание от 17.05.2018 г, по делу N Т04-143/2018, в соответствии с которым организатору торгов предписано:
1. Устранить выявленные Комиссией нарушения норм действующего законодательства, для чего:
-отменить результаты торгов по извещениям на сайте https://torgigov.ru N 270418/26458938/01, N 270418/26458938/02;
-провести процедуру торгов по реализации арестованного имущества извещения на сайте https://torgi.gov.m N 270418/26458938/01 7 лотов, N 270418/26458938/02 6 лотов заново" в соответствии с действующим законодательством, а также решением от 17.05.2018 по делу N Т04-143/2018.
В течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения настоящего предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения предписания.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Деятельность по реализации имущества должников на торгах осуществляется в рамках Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Выводы антимонопольного органа о нарушении организатором торгов - ООО "Сталь+" положений статьи 17 закона о защите конкуренции основаны на совершении им следующих действий, а именно, нарушение организатором торгов требований части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 90 Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Более того, согласно позиции антимонопольного органа, установленная ООО "Сталь+" форма проведения торгов представляет собой запрос цен и противоречит требованию части 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве.
Как указывает антимонопольный орган, установленная ООО "СТАЛЬ+" форма проведения торгов не может являться открытым аукционом, так как в данной процедуре отсутствует принцип состязательности. Фактически у участников вышеуказанных торгов отсутствуют предпосылки для улучшения своих ценовых предложений, так как они не видят предложения других участников. Более того, у участников так же отсутствует возможность изменить свое ценовое предложение.
Кроме того, при проведении данных торгов не соблюдается установленный в извещении шаг аукциона, так как окончательная цена формируется не в результате последовательного изменения цены на размер шага аукциона, а в результате предложения цены кратной данному шагу.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что проведение торгов в иной форме нарушает установленный Законом об исполнительном производстве порядок определения победителя торгов, что недопустимо в силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которое приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Антимонопольный орган обязан доказать, как наличие негативных последствий для конкурентной среды (возможность их наступления), так и причинно-следственную связь между действиями и соответствующими негативными последствиям.
Порядок организации и проведения торгов установлен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о торгах направляется организатором торгов для ее размещения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Согласно пункту 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Согласно статье 448 ГК РФ открытость или закрытость аукциона зависит лишь от состава участников: открытый аукцион предполагает участие в нем любого лица, а закрытый - участие в нем специально приглашенных лиц для этой цели.
Понятие "открытых" и "закрытых" аукционов применительно к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в действующих правовых актах не раскрывается. При проведении публичных торгов в ходе исполнительного производства организатор торгов руководствовался положениями указанного закона, частью 3 статьи 87 которого предусмотрено проведение открытых торгов по составу участников в форме аукциона.
Таким образом, какого-либо иного специального порядка проведения торгов в рамках исполнительного производства Закон об исполнительном производстве не устанавливает.
Суды установили, что в рассматриваемом случае антимонопольным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности заполнения аукционной заявки, о создании препятствий заинтересованным лицам в процедуре подачи документов для участия в аукционе.
Более того, Зарипов А.Р., Мошков А.В., Михайлов А.П. заявки на участие в торгах в целях приобретения реализуемого на них имущества не подавали.
Таким образом, несогласие заявителя с информацией, содержащейся в извещении о торгах по продаже арестованного имущества (условиями подготовки и проведения открытого аукциона), не свидетельствует о создании условий, затрудняющих заполнение аукционной заявки; о препятствовании заинтересованным лицам в процедуре подачи документов для участия в аукционе. Закрытость или открытость сведений по цене не является признаком формы аукциона. При этом на торгах в форме открытого аукциона предложения по цене имущества могут подаваться в закрытом конверте.
Закрытость или открытость сведений по цене не является признаком формы аукциона. При этом на торгах в форме открытого аукциона предложения по цене имущества могут подаваться в закрытом конверте.
Суды указали на то, что в рассматриваемом случае аукцион являлся открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.
В нарушение статьи 65 АПК РФ антимонопольный орган не доказал, что закрытая форма предложений о цене на торгах могла привести к реализации имущества по более высокой цене, по отношению к той, которая была предложена участниками торгов в закрытых конвертах.
Таким образом, вопреки доводам антимонопольного органа, закрытая форма предложений о цене, определенная организатором торгов, не противоречит положениям ГК РФ и Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, антимонопольный орган указал, что на электронной торговой площадке torgi-sila.ru размещены тарифы, согласно которым оплата за доступ к информационно-техническим ресурсам ЭТП "СИЛА" с ролью "Участник торгов" составляет 5 000 руб. в месяц. По мнению антимонопольного органа, действия организатора торгов, ограничивающего доступ для участников в торгах путем взимания платы за участие в торгах, нарушают требования части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с пунктом 8.7. Главы VIII "Порядок проведения торгов" Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных Росимуществом 11.04.2014 г. не допускается взимание с участников торгов платы за участие в торгах, в том числе расходы организатора торгов при проведении торгов.
Согласно жалобам заявителей Зарипова А.Р. Мошкова А.В., Михайлова А.П. и указанному в них скану с сайта torgi-sila.ru, оплата за доступ к информационно-техническим ресурсам ЭТП "СИЛА" с ролью "Участник торгов" составляет 5.000 руб. в месяц.
Информационное извещение о торгах по продаже арестованного имущества опубликовано организатором торгов - ООО "Сталь+" размещено на сайте www.torgi.gov.ru, с отсылкой на ЭТП torgi-sila.ru.
Исходя из содержания извещений, прием заявок осуществляется по извещению дата начала подачи заявок - 01.06.2018 г., дата окончания подачи заявок - 13.06.2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Указанный в оспариваемом решении антимонопольного органа скриншот страницы с сайта torgi-sila.ru не принят судами в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего, что организатором торгов взималась плата за регистрацию на сайте, поскольку не отвечает требованиям относимости и достоверности доказательств - не позволяет установить дату его совершения.
Документов и иных доказательств, свидетельствующих о составлении скана с сайта torgi-sila.ru в период проведения аукциона, с указанием даты скана, в ходе проведения административного производства ответчиком не установлено.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что антимонопольным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что организатором торгов взималась плата за регистрацию на сайте.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к правильному выводу о незаконности решения и предписания антимонопольного органа.
Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А65-19207/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение статьи 65 АПК РФ антимонопольный орган не доказал, что закрытая форма предложений о цене на торгах могла привести к реализации имущества по более высокой цене, по отношению к той, которая была предложена участниками торгов в закрытых конвертах.
Таким образом, вопреки доводам антимонопольного органа, закрытая форма предложений о цене, определенная организатором торгов, не противоречит положениям ГК РФ и Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, антимонопольный орган указал, что на электронной торговой площадке torgi-sila.ru размещены тарифы, согласно которым оплата за доступ к информационно-техническим ресурсам ЭТП "СИЛА" с ролью "Участник торгов" составляет 5 000 руб. в месяц. По мнению антимонопольного органа, действия организатора торгов, ограничивающего доступ для участников в торгах путем взимания платы за участие в торгах, нарушают требования части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
...
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2019 г. N Ф06-48326/19 по делу N А65-19207/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-48326/19
27.02.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1292/19
29.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19207/18
09.08.2018 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19207/18