г. Казань |
|
04 июля 2019 г. |
Дело N А57-26033/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Призова Е.Б., доверенность от 05.12.2018 N 41,
ответчика - Троян С.В., доверенность от 12.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саратовский завод дизельной аппаратуры"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2019 (судья Михайлова А.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 (председательствующий судья Каплин С.Ю., судьи Акимова М.А., Шараев С.Ю.)
по делу N А57-26033/2018
по заявлению Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Саратовский завод дизельной аппаратуры" (ИНН 6454142159, ОГРН 1146454003134) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ПМТУ Росстандарта, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Саратовский завод дизельной аппаратуры" (далее - ООО "Саратовдизельаппарат", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019, заявленные требования удовлетворены, ООО "Саратовдизельаппарат" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
ООО "Саратовдизельаппарат", не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной с жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Как видно из материалов дела, 05.03.2018 ПМТУ Росстандарта на основании акта проверки от 05.03.2018 N 17 выдано предписание N 17с ООО "Саратовдизельаппарат" об устранении в срок до 28.09.2018 нарушения требований пункта 81 раздела 5 главы V Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, выразившегося в реализации в период с июля 2017 года по февраль 2018 года компонентов транспортных средств (гидрораспределителей 6520-8607010-10А, блоков гидрораспределителей 6520-8607200А и малогабаритных гидрораспределителей МГР.00.000), не прошедших процедуру обязательного подтверждения соответствия.
На основании приказа от 04.10.2018 N 1695 инспекцией в период с 16.10.2018 по 02.11.2018 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 05.03.2018 N 17с, в ходе которой установлен факт не устранения нарушений, указанных в данном предписания административного органа.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.11.2018 N 168.
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол от 12.11.2018 N 168нп об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Саратовдизельаппарат" к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПМТУ Росстандарта в период с 05.02.2018 по 05.03.2018 в отношении ООО "Саратовдизельаппарат" была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены следующие нарушения требований пункта 81 раздела 5 главы V Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011): - за период с июля 2017 года по февраль 2018 года общество осуществило реализацию компонентов транспортных средств (гидрораспределителей 6520- 8607010-10А, блоков гидрораспределителей 6520-8607200А), не прошедших процедуру обязательного подтверждения соответствия (сертификат соответствия N ТС RU С-RU.MT49.B.00234 по сведениям с сайта Росаккредитации приостановлен с 12.04.2017 и аннулирован 20.06.2017); - за период с июля 2017 года по февраль 2018 года общество осуществило реализацию компонентов транспортных средств (малогабаритных гидрораспределителей МГР.00.000), не прошедших процедуру обязательного подтверждения соответствия.
Предписанием от 05.03.2018 N 17с на ООО "Саратовдизельаппарат" возложена обязанность устранить указанные нарушения.
ООО "Саратовдизельаппарат", при получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов обязано было в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) (ПМТУ Росстандарта).
Программа мероприятий на согласование в ПМТУ Росстандарта не представлялась.
По смыслу предписания от 05.03.2018 N 17с, результатом его исполнения должно было являться изъятие из оборота несертифицированной продукции: компонентов колесных транспортных средств (гидрораспределителей 6520-8607010-10А, блоков гидрораспределителей 6520-8607200А и малогабаритных гидрораспределителей МГР.00.000), реализованной в период с июля 2017 года по февраль 2018 года, поскольку нахождение ее в гражданском обороте влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Судами установлено, что рассматриваемым предписанием сформулированы требования и нормы технических регламентов, которые были нарушены, а также указано на обязанность их устранить.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ООО "Саратовдизельаппарат" к административной ответственности судами не установлено.
По мнению судов, заявитель жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции вынесенными с нарушением норм права по следующим обстоятельствам.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 15.01.2019 N 3-П и определение от 26.03.2019 N 823-0) предусмотренная в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административная ответственность за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается в этом случае именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
С учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, срок давности привлечения к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ и аналогичным составам правонарушений, предусмотренным данной статьей, исчисляется по правилам, установленным статьей 4.5 КоАП РФ для правонарушений против порядка управления, то есть по общему правилу составляет два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - три месяца).
Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются нарушение либо неправильное применение норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, срок исполнения предписания установлен ООО "Саратовдизельаппарат" - до 28.09.2018. Такое правонарушение, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных органов, не относится к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения. В данном случае срок давности привлечения к ответственности истек 28.12.2018. Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку фактические обстоятельства, которые установлены судами на основании представленных сторонами доказательств, достаточны для разрешения спора, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 по делу N А57-26033/2018 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении требований Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии отказать.
Производство по административному делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 15.01.2019 N 3-П и определение от 26.03.2019 N 823-0) предусмотренная в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административная ответственность за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается в этом случае именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
С учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, срок давности привлечения к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ и аналогичным составам правонарушений, предусмотренным данной статьей, исчисляется по правилам, установленным статьей 4.5 КоАП РФ для правонарушений против порядка управления, то есть по общему правилу составляет два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - три месяца).
...
Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
...
Поскольку фактические обстоятельства, которые установлены судами на основании представленных сторонами доказательств, достаточны для разрешения спора, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2019 г. N Ф06-48470/19 по делу N А57-26033/2018