г. Казань |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А12-35904/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Клочкова Н.А., Лыткина О.В.)
по делу N А12-35904/2018
по иску управления "Жилищная инспекция Волгограда" (ОГРН 1023403433822 ИНН 3444059139) к товариществу собственников жилья "Твардовского 17" (ИНН 3443081572, ОГРН 1073443007549), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - конкурсный управляющий товарищества собственников жилья "Твардовского 17" Харьков Андрей Анатольевич, об обязании предоставить заверенные копии документов по многоквартирному дому N 17 по улице Твардовского,
УСТАНОВИЛ:
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием к товариществу собственников жилья "Твардовского 17" (далее - ТСЖ "Твардовского 17", ответчик) об обязании предоставить в течение 5-ти календарных дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу заверенные копии следующих документов: - устав ТСЖ "Твардовского 17" (заверенная копия); - свидетельство о государственной регистрации ТСЖ "Твардовского 17" (заверенная копия); - свидетельство о постановке на учёт ТСЖ "Твардовского 17" в налоговом органе (заверенная копия); - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц с изменениями и дополнениями на момент получения настоящего запроса (заверенная копия); - протокол (решение, постановление) о создании юридического лица, об избрании руководителя и о продлении полномочий руководителя (заверенные копии); - распоряжение/приказ о назначении на должность руководителя юридического лица (заверенная копия); - должностную инструкцию на руководителя ТСЖ "Твардовского 17" (заверенную копию); - контракт/трудовой договор, заключенный между юридическим лицом и руководителем юридического лица (заверенная копия); - паспорт руководителя юридического лица (заверенную копию); - технический (кадастровый) паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Твардовского, дом 17, с указанием общей площади жилых и нежилых помещений, площади помещений, относящихся к общему имуществу вышеуказанного многоквартирного дома (далее - МКД) с расшифровкой указанных площадей, экспликацию (справка с БТИ) (заверенные копии); - справку о любых изменениях в отношении информации, содержащейся в техническом (кадастровом) паспорте на вышеуказанный МКД, подписанную руководителем юридического лица; - документы, на основании которых ТСЖ "Твардовского 17" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, являющиеся объектами проверки (договоры управления многоквартирным домом, протокол общего собрания собственников МКД о выборе управляющей компании) заверенные копии; - справку за подписью руководителя управляющей компании, подтверждающую, что жилой дом, являющийся объектом проверки, на дату проверки находится в управлении ТСЖ "Твардовского 17"; - агентский договор между юридическим лицом и платежным агентом или банковским платежным агентом в отношении начисления платы за отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение в отношении МКД (заверенная копия); - справка о степени благоустройства МКД (этажность, наличие оборудования), подписанная руководителем юридического лица; документы, на основании которых оборудование (крышная котельная или ИТП), с помощью которого приготавливаются коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, включены в перечень общего имущества МКД (протокол общего собрания, приложение к договору управления с перечнем общего имущества согласно статье 162 ЖК РФ, и пр.); - договора о приобретении вышеуказанного коммунального ресурса в отношении данного МКД, заключенные между юридическим лицом и ресурсоснабжающей организацией для целей оказания коммунальной услуги потребителям МКД, действующий в период, за который производится проверка (заверенные копии); - договора, заключенные между юридическим лицом и собственниками помещений МКД на предоставление коммунальной услуги (заверенные копии); - справку о степени благоустройства МКД по вышеуказанной коммунальной услуге, подписанную руководителем юридического лица; - справку об оснащении по МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии с указанием даты ввода в эксплуатацию, подписанную руководителем юридического лица; - акты ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета используемых коммунальных ресурсов (заверенные копии); - акты поверки пригодности к эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета используемых коммунальных ресурсов (заверенные копии); - схему индивидуального теплового пункта (при наличии); - копии сведений о параметрах теплопотребления, распечатанные с электронного устройства узла учета тепловой энергии за период с октября 2014 года по апрель 2015 года; - срочные донесения по тепловой энергии, согласованные с ресурсоснабжающей организацией за период с октября 2014 года по апрель 2015 года; - выкопировки из журналов учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета МКД по отоплению за период с октября 2014 года по апрель 2015 года (заверенные копии); - справку о порядке расчета платы за оказанную коммунальную услугу за период с октября 2014 года по апрель 2015 года и расчета потребителям, с подробной расшифровкой и указанием формул расчета, подписанную руководителем юридического лица; - справки о наличии потребителей, являющихся собственниками и (или) пользователями нежилых помещений в вышеуказанных МКД, и о способе их подключения к общедомовым приборам учета тепловой энергии, подписанные руководителем юридического лица; - сведения о начислениях платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (арендаторам) нежилых помещений; - справку о наличии (отсутствии) индивидуальных приборов учета тепловой энергии у всех потребителей МКД с указанием даты ввода в эксплуатацию; - платежные документы, предъявленные заявителю кв. N 6 МКД N 17 по ул. Твардовского, г. Волгоград за период с октября 2014 по апрель 2015 года (заверенные копии); - ФИО, должность и телефон сотрудника управляющей компании, имеющего полную информацию по существу заданных вопросов (запрошенных документов).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ТСЖ "Твардовского 17" предоставить Управлению в течение 5-ти календарных дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу заверенные копии запрашиваемых документов.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 решение суда первой инстанции от 03.12.2018 отменено. В удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просил постановление суда апелляционной инстанции от 03.04.2019 отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Ответчик и третье лицо отзывы на кассационную жалобу суду не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда 25.06.2019 объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 02.07.2019, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 24.11.2017 N 4417-р, должностным лицом Управления организована внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований ТСЖ "Твардовского 17", осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом по ул. Твардовского, д.17 г. Волгограда.
ТСЖ "Твардовского 17" было уведомлено надлежащим образом о проведении внеплановой выездной проверки и необходимости предоставления документов посредством направления уведомления от 24.11.2017 N УЖИВ/04-24604 по адресу регистрации юридического лица, а так же конкурсному управляющему ТСЖ "Твардовского 17" Харькову А.А.
Законный представитель ТСЖ "Твардовского 17" на проверку 14.12.2017 в 10 час. 00 мин. не явился, затребованные документы к проверке также представлены не были.
Должностному лицу Управления не представилось возможным провести внеплановую выездную проверку, о чем составлен акт от 18.01.2018 N 4417-р и уведомление о вызове для составления протокола, а именно 05.02.2018 в 11 час. 30 мин. по адресу г. Волгоград, ул. Козловская, 39 А.
Ответчиком снова не было обеспечено участие в контрольных мероприятиях законного представителя и не представлены необходимые для проверки документы, что повлекло невозможность проведения и завершения проверки, о чем составлен протокол об административном правонарушении N 4417-р от 05.02.2018.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца обязанности по предоставлению запрашиваемых документов для проведения проверки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и исходил из следующего.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлены следующие основания для проведения внеплановой проверки: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии с частью 16 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Частью 5 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ установлена обязанность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию.
Согласно пунктам 1.1, 2.1.2.2 Положения об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865, Управление является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В рамках осуществления отдельных государственных полномочий Управление осуществляет лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории городского округа город-герой Волгоград в части соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также исполнение (неисполнение) предписаний управления об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Следовательно, должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать помещения общего пользования в многоквартирных домах; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Удовлетворяя заявленные требования, судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Определением арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2017 по делу N А12-154/2017 заявление кредитора о признании несостоятельным (банкротом) ТСЖ "Твардовского 17" принято к производству суда.
Определением арбитражного суда Волгоградской области от 25.05.2017 по делу N А12-154/2017 в отношении товарищества собственников жилья "Твардовского 17" введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Харьков А.А.
В силу статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Частью 1 ст. 66 Федерального закона N 127-ФЗ установлено право временного управляющего на получение любой информации и документов, касающихся деятельности должника.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.05.2017 по делу N А12-154/2017 на руководителя ТСЖ "Твардовского 17" возложена обязанность передать временному управляющему ТСЖ "Твардовского 17" Харькову А.А. информацию и копии документов об имуществе должника, в том числе имущественных прав, а также копии учредительных, бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Судом был выдан исполнительный лист об обязании руководителя должника передать временному управляющему документы в отношении должника.
Согласно письму прокуратуры от 29.08.17 документы в отношении должника в процедуре наблюдения временному управляющему не передавались.
Кроме того, решением арбитражного суда от 28.09.17 по делу N А12-154/2017 суд также обязал руководителя должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего передать бухгалтерскую и иную документацию должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
18.10.2018 арбитражным судом был выдан исполнительный лист серия ФС N 020408066 по делу N А12-154/2017, который 27.10.17 направлен в Дзержинский РОСП УФССП по Волгоградской области для принудительного исполнения, которым было вынесено постановление от 04.11.2017 о возбуждении исполнительного производства. Однако оно никаких результатов не дало, доказательства передачи документов конкурсному управляющему отсутствуют.
В данном случае требование заявителя о понуждении ответчика осуществить предоставление в натуральной форме возникло до возбуждения дела о банкротстве (заявлен период с 2014-2015 гг.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Полномочия руководителя должника, иных органов прекращаются.
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Однако доказательства передачи бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему не представлены.
Следовательно, то, что истребуемая документация должника находится у ответчика в лице конкурсного управляющего, управлением "Жилищная инспекция Волгограда" не доказано.
Ввиду недоказанности наличия у конкурсного управляющего ТСЖ "Твардовского 17" Харькова А.А. истребуемых документов и материальных ценностей, и, соответственно, невозможности принудительного исполнения судебного акта об истребовании у него данных документов, оснований для удовлетворения заявления управления "Жилищная инспекция Волгограда" не имеется.
Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной апелляционным судом, не является основанием для изменения или отмены обжалуемого постановления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов суда, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения. Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для отмены принятого постановления, установленных статьей 288 АПК РФ, суд округа не находит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 по делу N А12-35904/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2019 г. N Ф06-49293/19 по делу N А12-35904/2018