г. Казань |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А57-19880/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц - связи помощником судьи Михайловой М.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
Индивидуального предпринимателя Внучковой Ольги Серафимовны (г. Саратов) - Внучковой О.С.(лично по паспорту), Мартышовой Н.А., доверенность от 04.07.2019,
Межрайонной Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области - Булычевой Е.В., доверенность от 06.08.2018, Модиной И.А., доверенность от 17.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.01.2019 (судья Т.И. Викленко) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А57-19880/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Внучковой Ольги Серафимовны (г. Саратов), заинтересованное лицо - Межрайонная Федеральная налоговая службы N 19 по Саратовской области о признании незаконным требование МРИ ФНС N 19 по Саратовской области N 5965,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Внучкова Ольга Серафимовна (далее - ИП Внучкова О.С., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным требование Межрайонной Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС N 19 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) N 5965 от 10.07.2018 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10.07.2018, обязании МРИ ФНС N 19 по Саратовской области произвести перерасчет страховых взносов ИП Внучковой О.С. на ОПС (1%) за 2017 г. и пени по ним.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.01.2019 признано незаконным требование МРИ ФНС N 19 по Саратовской области N 5965 от 10.07.2018 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10.07.2018. Суд обязал инспекцию произвести перерасчет страховых взносов ИП Внучковой О.С. на ОПС (1%) за 2017 г. и пени по ним, с учетом расходов от предпринимательской деятельности за 2017 г. С инспекции в пользу ИП Внучкова О.С. взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.01.2019 оставлено без изменений.
В кассационной инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители заявителя в судебном заседании отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Внучкова Ольга Серафимовна ИНН 645113682482 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.02.2004 с присвоением ОГРН ИП 304645105800155, по настоящее время является действующим индивидуальным предпринимателем.
ИП Внучкова О.С. применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
ИП Внучковой О.С. 13.01.2018 в Инспекцию представлена декларация по УСН за 2017 год с суммой дохода 4 250 000 рублей. Размер фиксированного платежа за 2017 год составил 23 400 рублей.
Согласно расчету налогового органа в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 430 НК РФ, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется следующим образом: фиксированный платеж плюс начисление 1 процента с суммы-дохода, превышающего 300 000 рублей, то есть 23 400 + ((4 250 000 рублей- 300 000 рублей)* 1% = 39 500 рублей) = 62 900 рублей.
Общая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 составила по расчетам налогового органа 62 900 рублей.
За 2017 налогоплательщиком оплачены страховые взносы в размере 23 400 рублей, в том числе: 09.03.2017 - в сумме 5 850 руб., 05.06.2017 - в сумме 5 850 руб., 08.08.2017 - в сумме 5 850 руб., 31.10.2017 - в сумме 5 850 рублей; в 2018 - 13 272,5 рублей, в том числе: 22.02.2018 - 6 636,25 руб., 04.05.2018 - 6 636,25 рублей.
В связи с неполной уплатой страховых взносов у заявителя образовалась недоимка по страховым взносам в размере 26 227,5 рублей. В связи с тем, что у налогоплательщика образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 26 227,5 рублей, Инспекцией сформировано и направлено Заявителю соответствующее требование N 5965 по состоянию на 10.07.2018 об уплате суммы задолженности в размере 26 227,5 рублей, пени в размере 50,71 рублей.
Требование N 5965 по состоянию на 10.07.2018 направлено заявителю посредством телекоммуникационных каналов связи (далее по тексту - ТКС) 11.07.2018, получено адресатом 12.07.2018, а также направлено 17.07.2018 заказной почтовой корреспонденцией. Не согласившись с полученным требованием, ИП Внучкова О.С. обратилась в суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212- ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен следующий порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
По смыслу статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.17 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Как верно указали суды, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Аналогичный вывод содержит пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017), Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 304-ЭС17- 1872 по делу N А27-24987/2015.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов о том, что страховые взносы следует исчислять с сумм которые являются фактически полученным предпринимателем доходом в 2017 году.
Как следует из материалов дела, за 2017 налогоплательщиком оплачены страховые взносы в размере 23 400 рублей, в том числе: 09.03.2017 - в сумме 5 850 руб., 05.06.2017 - в сумме 5 850 руб., 08.08.2017 - в сумме 5 850 руб., 31.10.2017 - в сумме 5 850 рублей; в 2018 -13 272,5 рублей, в том числе: 22.02.2018 - 6 636,25 руб., 04.05.2018 - 6 636,25 рублей.
За указанный период Пенсионным фондом взысканы страховые взносы исходя из суммы всей выручки (превышающий доход 300000 руб.) в размере 138 651,85 руб.
Между тем, налоговым органом были исчислены страховые взносы без учета произведенных расходов.
Учитывая позицию постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П, суды пришли к выводу, что страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. (1%) за 2017 должны рассчитываться следующим образом:
Доход 4 250 000 рублей - расходы 4 020 000 рублей = чистому доходу 230 000 рублей. Чистый доход (доходы-расходы) ниже 300 000 рублей, следовательно, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. (1%) за 2017 составляет 0 рублей.
Учитывая, что фиксированный платеж в размере 23 400 был оплачен индивидуальным предпринимателем, на дату выставления требования (по состоянию на 10.07.2018) задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год у заявителя отсутствовала.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование налогового органа не имеет законного обоснования и нарушает права Предпринимателя, что является основанием для признания указанного требования незаконным.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы инспекции не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.01.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу N А57-19880/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения статьи 346.17 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Как верно указали суды, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
...
Учитывая позицию постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П, суды пришли к выводу, что страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. (1%) за 2017 должны рассчитываться следующим образом:"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2019 г. N Ф06-48765/19 по делу N А57-19880/2018