г. Казань |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А57-17017/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя Прокуратуры Саратовской области - Халиковой Л.Г. (удостоверение),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ильиной Ирины Андреевны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2019 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.)
по делу N А57-17017/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильиной Ирины Андреевны (ОГРНИП 316645100114701 ИНН 643965735035) о признании недействительными ненормативных правовых актов, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя, заинтересованное лицо - администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401410067, ИНН 6439034991), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области (ОГРН 1096439000943, ИНН 6439071023), Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области (ОГРН 1166451083413, ИНН 6450096430), акционерного общества "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1026403342162, ИНН 6454038461), филиала акционерного общества "Облкоммунэнерго" Балаковские городские электрические сети (ОГРН 1086400000488, ИНН 6439037336), муниципального унитарного предприятия Балаковского муниципального района "Балаково-водоканал" (ОГРН 1036403903227, ИНН 6439053289), муниципального бюджетного учреждения "БалАвтоДор" (ОГРН 1156451007679, ИНН 6439087954), индивидуального предпринимателя Кремнева Александра Геннадьевича (ОГРНИП 304643927400272, ИНН 643900607772), Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Саратовский медицинский центр федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1026401414830, ИНН 6439017763), Прокуратуры Саратовской области (ОГРН 1026402204619, ИНН 6450014678),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ильина Ирина Андреевна (далее - ИП Ильина И.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация): от 08.06.2018 N 01-34/3644 об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района (далее - Схема размещения НТО) нестационарного торгового объекта (павильона) Ильиной И.А. с адресным ориентиром г.Балаково пересечение ул.Степная и ул.Медицинский проезд 7/1, 9 микрорайон, район остановки "Аэлита"; от 08.06.2018 N 01-34/3643 об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района нестационарного торгового объекта (павильона) Ильиной И.А. с адресным ориентиром г.Балаково, ул. Трнавская, в районе дома N 57А, район остановки 7 микрорайон; от 18.06.2018 N 01-34/3841 об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района нестационарного торгового объекта (павильона) Ильиной И.А. с адресным ориентиром г. Балаково, ул. Проспект Героев 34, район магазина "Пятерочка", 10 микрорайон; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены: Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области, муниципальное унитарное предприятие Балаковского муниципального района "Балаково-водоканал" (далее - МУП "Балаково-водоканал"), муниципальное бюджетное учреждение "БалАвтоДор", индивидуальный предприниматель Кремнев Александр Геннадьевич, прокуратура Саратовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Саратовский медицинский центр федерального медико-биологического агентства".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Ильиной И.А., поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что у судов двух инстанций отсутствовали основания для отказа во включении нестационарных торговых объектов в Схему размещения, поскольку инженерные коммуникации проходят вдоль испрашиваемых земельных участков и не препятствуют размещению таких объектов, также ссылается на нормы Градостроительного законодательства, допускающие размещения в охранных зонах различных строений.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Саратовский медицинский центр федерального медико-биологического агентства" возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель прокуратуры Саратовской области поддержал доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ИП Ильина И.А. обратилась в администрацию Балаковского муниципального района с заявлениями от 20.11.2017 о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов по Балаковскому муниципальному району торговых павильонов "Цветы" с адресными ориентирами: г. Балаково пересечение ул. Степная - ул. Медицинский проезд 7/1, 9 микрорайон, район остановки "Аэлита"; г. Балаково, ул. Трнавская в районе дома N 57А ТЦ "Энергетик" 7 микрорайон.
21 марта 2018 года ИП Ильина И.А. обратилась в администрацию Балаковского муниципального района с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов по Балаковскому муниципальному району торговых павильонов "Цветы" с адресным ориентиром: г. Балаково, ул. Проспект Героев 34, район магазина "Пятерочка", 10 микрорайон.
По результатам рассмотрения указанных заявлений администрация, направила в адрес предпринимателя решение от 08.06.2018 N 01-34/3643 об отказе о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов по Балаковскому муниципальному району с адресным ориентиром: г. Балаково, ул. Трнавская, в районе дома N 57А, районе остановки 7 микрорайон, в связи с тем, что данный участок находится в охранной зоне электрической воздушной линии напряжением 0,4 кВ, канализационного коллектора, также через него проходит водопровод диаметром 300 мм.
Письмом от 08.06.2018 N 01-34/3644 на заявление о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов по Балаковскому муниципальному району с адресным ориентиром: г. Балаково, пересечение ул. Степная и ул. Медицинский проезд 7/1, 9 микрорайон, район остановки "Аэлита" отказано во включении в Схему размещения НТО, ввиду того, что данный участок находится в охранной зоне канализационного коллектора диаметром 600 мм, кроме того через него проходят два высоковольтных электрических кабеля напряжением 10 кВ.
Решением от 18.06.2018 N 01-34/3841 о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов по Балаковскому муниципальному району с адресным ориентиром: г. Балаково, ул.Проспект Героев 34, район магазина "Пятерочка", 10 микрорайон также было отказано в связи с тем, что через данный участок проходит водопровод диаметром 250 мм, а также, что он находится в охранной зоне канализационного коллектора диаметром 600 мм.
Предприниматель, полагая, что отказы администрации нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением администрации Балаковского муниципального района от 29.05.2018 N 2001 утвержден порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов (далее - порядок предоставления НТО), который действовал на момент принятия решения об отказе во включении в схему.
Порядок рассмотрения заявлений о включении (исключении) НТО был утвержден постановлением администрации Балаковского муниципального района от 02.04.2018 N 1137 (далее - Порядок рассмотрения заявлений N 1137), кроме того, в пределах установленных законом полномочий администрацией было принято постановление от 28.03.2018 N 1023 "О координационном совете по размещению торговых объектов на территории Балаковского муниципального района".
Существующая система нормативного регулирования в сфере размещения НТО, прежде всего, направлена на обеспечение устойчивого развития территории, достижения нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, баланса интересов в целях создания условий наилучшего удовлетворения потребности населения без ущерба стабильного ведения предпринимательства.
Обеспечивая соблюдение единых принципов градостроительной политики и согласованности действий в сфере размещения НТО на территории Балаковского муниципального района был разработан порядок рассмотрения заявлений, обеспечивающий процедуру рассмотрения заявлений юридических лиц и предпринимателей о включении (исключении) НТО из Схемы размещения.
Согласно пункту 2.10 Порядка рассмотрения заявлений N 1137 в основание для отказа во включении сведений о НТО в Схему является размещение такого объекта по адресному ориентиру, находящемуся в охранных зонах коммуникаций, в охранных зонах и границах территории культурного наследия либо если такое размещение повлечет к нарушению технических регламентов (ГОСТ, СНиП, СП).
Аналогичные основания, запрещающие размещение НТО на территории, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами были предусмотрены в пункте 3.1 раздела 3 Положения о порядке размещения и организации работы НТО на территории муниципального образования г.Балаково, утвержденного постановлением администрации от 25.05.2015 N 2303 (в редакции от 15.09.2017), действовавшего до 29.05.2018 (утратившего силу с момента принятия постановления администрации от 29.05.2018 N 2001).
Таким образом, с учетом принятых нормативных актов в сфере размещения и организации работы НТО на территории муниципального образования г. Балаково, размещение таких объектов запрещалось с 2015 года, что исключает состоятельность доводов заявителя кассационной жалобы в указанной части.
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка рассмотрения заявлений N 1137 администрацией, на основании заявления Ильиной Н.А. от 20.11.2017, по вопросу размещения НТО, были направлены соответствующие запросы в различные сетевые и инженерные службы.
Согласно полученным сведениям земельный участок в районе пересечения улиц ул. Степная и ул. Медицинский проезд 7/1 находится в зоне канализационного коллектора на земельном участке по ул. Трнавская в районе д.57А проходит водопровод и охранная зона канализационного коллектора.
В письме от 12.03.2018 N 441 АО КЭС "Балаковские городские сети" также возражало против удовлетворения размещения НТО на пересечении ул. Степная и ул. Медицинский проезд 7/1 (около остановки "Аэлита"), в связи с прохождением линии высоковольтного электрического кабеля до ТП-9-7, также, указав о наличии охранной зоны электрической линии по ул. Трнавского в районе остановки "7 микрорайон".
МУП "Балаково-Водоканал" письмом от 30.03.2018 N 1183 направило перечень, существующих в границах населенного пункта, коммуникаций относительно запрашиваемых земельных участков, в частности, из пункта 20 названного перечня следует, что испрашиваемый для размещения НТО земельный участок по адресу ул. Проспект Героев 34 в районе магазина "Пятерочка", 10 микрорайон, находится в охранной зоне канализационного коллектора диаметром 600 мм.
Судебные инстанции правомерно не приняли во внимание доводы предпринимателя о возможности размещения НТО в тех же местах, но за пределами нормативов, предусмотренных для охранных зон.
Ссылки предпринимателя Ильиной Н.А. о том, что при устройстве ЛЭП 10 км по участку ул. Степная и ул. Медицинский проезд 7/1 были нарушены СНиП N 2971-84 "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты" в связи с чем не требуется их демонтажа, не подтверждены документально и не могут опровергать законность оспариваемого решения уполномоченного органа при наличии существующей линии и охранной зоны.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки заявителя на нормы градостроительного законодательства, определяющего понятия объектов капитального строения и допустимость размещения в охранных зонах различных строений, с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", которым утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы".
Предпринимателем не учтено, что для данной сферы правоотношений муниципальному образованию предоставлено право определять места размещения таких объектов (дислокация мест) и определять основания для отказа во включении в Схему размещения при соблюдении иных принципов: обеспечение устойчивого развития территории, нормативов обеспеченности населения торговыми объектами, баланса интересов и потребностей населения.
Вместе с тем в установленном порядке нормативные акты муниципального образования, устанавливающие порядок предоставления права на размещение НТО и порядок застройки, заявление о включении (исключении) НТО в Схему размещения заявителем не оспорены.
С учетом принципов, изложенных в статье 12 ГК РФ и пункте 2 статьи 13 АПК РФ заявителем при рассмотрении спора также не приведены правовые основания для выводов о несоответствии принятых актов, актам имеющим большую юридическую силу (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П).
Необходимо учесть, что эксплуатация линий включает использование по назначению (передачу электроэнергии), техническое обслуживание и ремонт соответствующего энергообъекта. По смыслу статьи 89 ЗК РФ, Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, охранная зона линейного объекта энергообъекта, устанавливается для безопасных условий эксплуатации объекта и исключения возможности повреждения, определение такой зоны не зависит от воли собственника земельного участка или сетевой организации.
В силу пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Соблюдение санитарных правил и нормативов (СанПиН 1.4.1110-02. 2.1.4.), определяющих санитарные требования к организации и эксплуатации зон охраны источников водоснабжения, является обязательным для граждан и юридических лиц, такие зоны организуются на всех водопроводах вне зависимости ведомственной принадлежности, целью создания таких зон является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.
Учитывая основные принципы создания охранных зон, ссылки предпринимателя о запрете строительства только объектов недвижимости, не основаны на правильном толковании нормативных актов, регулирующих основания для установления охранных зон водопровода, канализации.
Согласно пункту 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Правила указанной нормы и пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции не предусматривают возможности предоставления в суд кассационной инстанции дополнительных доказательств, которые не были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем направленная предпринимателем в суд кассационной инстанции документация подлежит возврату.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 39.36 ЗК РФ положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, установив, что под всеми тремя предполагаемыми местами размещения НТО предпринимателя проходят объекты водопроводного и канализационного хозяйства, обоснованно признали отказы администрации правомерными.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу N А57-17017/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 39.36 ЗК РФ положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, установив, что под всеми тремя предполагаемыми местами размещения НТО предпринимателя проходят объекты водопроводного и канализационного хозяйства, обоснованно признали отказы администрации правомерными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июля 2019 г. N Ф06-48693/19 по делу N А57-17017/2018