г. Казань |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А72-15858/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Средне-Поволжского управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2018 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-15858/2018
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ульяновского регионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью о признании незаконным и отмене постановления от 30.08.2018 N 7787-у/738 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении муниципального предприятия "Сантеплотехсервис" по части 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - заявитель, общество, ПАО "Ульяновскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ульяновского регионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.08.2018 N 7787-у/738 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении муниципального предприятия "Сантеплотехсервис" (далее - МП "Сантеплотехсервис", предприятие) по части 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МП "Сантеплотехсервис".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Обществом также заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
Предметом спора по настоящему делу является постановление административного органа от 30.08.2018 N 7787-у/738 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении МП "Сантеплотехсервис", вынесенное по результатам проверки поступившего от ПАО "Ульяновскэнерго" заявления о привлечении предприятия к административной ответственности.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось то, что представленные материалы не доказывают событие административного правонарушения.
В ходе судебного разбирательства судами установлены следующие обстоятельства.
Общество является энергоснабжающей организацией.
По договору энергоснабжения от 27.02.2018 N 520350ЭО (далее - договор энергоснабжения), заключенным между МП "Сантеплотехсервис" (потребитель) и ПАО "Ульяновскэнерго" (поставщик), последний является поставщиком электрической энергии.
По условиям договора энергоснабжения потребитель обязуется оплачивать приобретенную электроэнергию и оказывать услуги в сроки, предусмотренные настоящим договором.
В связи с нарушением условий указанного договора в части своевременной и полной оплаты потребленной электроэнергии и наличием задолженности МП "Сантеплотехсервис" перед заявителем по состоянию на 07.06.2018 в размере 1836,94 тыс.руб. ПАО "Ульяновскэнерго" 07.06.2018 направило в адрес предприятия уведомление N 1091/07, в котором, ссылаясь на условия договора, а также действующего законодательства указало на необходимость проведения мероприятий:
- в отношении энергопринимающих устройств и объектов, указанных в пункте 2 Приложения N 1 к настоящему уведомлению - ограничить до уровня технологической брони, который составляет 11 кВт до 12 час.00 мин. 21.06.2018 с последующим допуском представителей общества и сетевой организации для опломбирования отключенных токоприемников;
- в отношении энергопринимающих устройств и объектов, указанных в пункте 2 Приложения N 1 к настоящему уведомлению - ограничить до уровня аварийной брони, который составляет 60,0 кВт, до 12 час.00 мин. 21.06.2018 с последующим допуском представителей общества и сетевой организации для опломбирования отключенных токоприемников.
Как указано в уведомлении, в случае непогашения задолженности, предприятие обязано письменно уведомить ПАО "Ульяновскэнерго" и сетевую компанию о готовности к введению полного самостоятельного ограничения режима электропотребления или в течение трех дней представить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств МП "Сантеплотехсервис" полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и объектов, указанных в пунктах 1 и 2 Приложения N 1 к настоящему уведомлению. К указанному сроку необходимо принять соответствующие меры по предотвращению угрозы жизни и здоровью людей, сохранности оборудования, обеспечению противопожарной и экологической безопасности. Возобновление подачи электрической энергии будет осуществлена после поступления денежных средств в размере задолженности в адрес общества.
05.07.2018 в адрес административного органа поступило обращение ПАО "Ульяновскэнерго" с требованием привлечь предприятие к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
03.08.2018 Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в соответствии с которым в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
Установив отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения, Управлением 30.08.2018 вынесено постановление N 7787-у/738 о прекращении производства об административном правонарушении в отношении предприятия, которое и оспаривается заявителем.
Как установлено судами, предприятие в соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) включено в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций в силу абзаца 1 пункта 7 указанной статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения).
Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях. В частности ограничения вводятся в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электроэнергии (подпункт "б" пункта 2 Правил).
В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям пункт 7.1 статьи 38 Закона об электроэнергетике возлагает на потребителей обязанность устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.
Перечень мероприятий, а также сроки и проведения определены в пункте 16 Правил ограничения.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Невыполнение потребителем электроэнергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электроэнергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
Основанием для вынесения постановления о прекращении производства по административному делу явился факт расхождению сумм задолженности, указанных обществом в уведомлении от 07.06.2018 N 1019/07 и в акте сверки расчетов.
Между тем объективной стороной правонарушения, предусмотренного данной нормой, является невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, что подтверждается актом от 21.06.2018, составленным ПАО "Ульяновскэнерго" совместно с представителем МП "Сантеплотехсервис". Следовательно, административный орган должен был выяснить исполнение предприятием уведомления о необходимости выполнения мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
Вместе с тем, как установили суды и подтверждается материалами дела, факт исполнения указанных в уведомлении требований предприятием административным органом не выяснялся, в связи с чем суды, применив к данным правоотношениям часть 2 статьи 211 АПК РФ, обоснованно признали оспариваемое постановление административного органа незаконным.
Учитывая вышеизложенное, выводы судов нижестоящих инстанций об удовлетворении заявленного обществом требований и отмены оспариваемого постановления Управления основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты законны и отмене не подлежат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 по делу N А72-15858/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям пункт 7.1 статьи 38 Закона об электроэнергетике возлагает на потребителей обязанность устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
...
Невыполнение потребителем электроэнергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электроэнергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2019 г. N Ф06-48307/19 по делу N А72-15858/2018