г. Казань |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А72-9830/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2018 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 (председательствующий Лихоманенко О.А., Корнилов А.Б., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-9830/2018
по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ИНН 7327039640, ОГРН 1067327027899) к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - Департамент жилищной политики и государственного жилищного надзора, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" (ИНН 7325117406), Администрации города Ульяновска (ИНН 7303014573), об оспаривании решения от 22.05.2018 N 625/18,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (далее - ОАО "ГУК Засвияжского района", общество), с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство) от 22.05.2018 N 625/18 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области - сведений об исключении из перечня многоквартирных домов (далее - МКД), находящихся в управлении ОАО "ГУК Засвияжского района", МКД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, д. 89 А и обязать Министерство в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу, внести в реестр лицензий Ульяновской области сведения об исключении из перечня МКД, находящихся в управлении общества, МКД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, д. 89 А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" и Администрация города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2018 по делу N А72-9830/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2018 оставлено без изменения, в порядке части 1 статьи 48 АПК РФ, произведена замена Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (ОГРН 1027301172106, ИНН 7325018444) на его правопреемника - Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ОГРН 1197325000014, ИНН 7325163755).
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, ОАО "ГУК Засвияжского района" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД от 20.04.2015 N 073-000056.
12 мая 2014 года общество приступило к управлению домом, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, д. 89А на основании договора, заключенного сроком по 11.05.2018 в силу части 6 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
09 апреля 2018 года общество заявило собственникам помещений спорного дома о прекращении действия договора управления МКД с 12.05.2018 в связи с окончанием срока его действия и отсутствием у управляющей компании волеизъявления на продление действия указанного договора на новый срок, разместив соответствующие уведомления на входной группе в МКД, на информационном стенде в подъезде МКД, вложив их в почтовые ящики.
Также, общество направило уведомления членам Совета спорного МКД заказными письмами.
Кроме того, общество уведомило о прекращении действия договора Управление ЖКХ Администрации города Ульяновска как собственника муниципальных жилых помещений и органа, который проводит конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД.
Из уведомлений следовало следующее: "В соответствии с пунктом 4.2 договора управления МКД от 12.04.2014 плата за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества должна обеспечивать покрытие расходов управляющей организации при производстве работ и оказании услуг, установленных в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 4.3 договора управления МКД от 12.04.2014 размер оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации и в размере, обеспечивающем содержание и текущий ремонт имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая расходы по договорам, заключенным между управляющей организацией и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
На внеочередном общем собрании собственников помещений собственниками был установлен размер платы на содержание жилого помещения без учета предложений управляющей организации, в размере, не обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, без учета расходов по договорам, заключенным с подрядными организациями.
Таким образом, собственники помещений в одностороннем порядке изменили существенные условия договора управления многоквартирным домом от 12.05.2014 по размеру платы за содержание жилого помещения.
В связи с изложенным, ОАО "ГУК Засвияжского района" заявляет о прекращении действия договора управления многоквартирным домом от 12.05.2014 в соответствии с частью 6 статьи 162 ЖК РФ с 12.05.2018".
Посчитав исполненной обязанность по уведомлению всех надлежащих лиц о прекращении договора управления МКД в связи с окончанием срока его действия, 17.05.2018 общество обратилось в Министерство с заявлением об исключении из перечня МКД, находящихся в управлении ОАО "ГУК Засвияжского района", сведений о МКД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, д. 89 А.
Решением Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 22.05.2018 N 625/18 (с учетом решения от 13.08.2018 N1245/18) отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области - сведений об исключении из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО "ГУК Засвияжского района", МКД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, д. 89 А, со ссылкой, что к заявлению о внесении изменений в реестр не были приложены документы, установленные подпунктами "а,б,г" пункта 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр); в связи с отсутствием решений собственников невозможно определить достоверность сведений, указанных в заявлении - условие, установленное подпунктом "б" пункта 5 Порядка N 938/пр не выполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "ГУК Засвияжского района" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ; частью 1 статьи 46, частями 1, 3, 4 статьи 161, пунктом 10, частями 1, 2, 7 статьи 162, частью 1 статьи 192, частью 1 статьи 195, статьей 198, частью 3 статьи 200 ЖК РФ; подпунктами "а,б,г" пункта 3, подпунктами 1, 2, пунктом 3, подпунктами "а,б" пункта 5, пунктом 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр; пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491); пунктом 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170; разделом V Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416; суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности решения Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 22.05.2018 N 625/18 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области сведений об исключении из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО "ГУК Засвияжского района", МКД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, д. 89 А.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161, части 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (за исключением случая осуществления такой деятельности ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. При этом решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (статья 195 ЖК РФ).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 названного Кодекса.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, которым определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр.
Пунктами 1, 2 Порядка N 938/пр определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр).
В пункте 3 Порядка приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
Согласно подпунктам "а,б" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, пунктом 24 которых установлен перечень технической документации на многоквартирный дом.
Пунктом 26 Правил N 491 предусмотрен перечень иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в пункте 1.5.1 которых указан перечень технической документации долговременного хранения.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом V Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором управления от 12.05.2014 общество приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, выполнять работы по текущему ремонту.
По мнению ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района", последнее не расторгало и не изменяло договор от 12.05.2014 управления МКД, а заявило о прекращении данного договора в связи с истечением срока его действия и отсутствием волеизъявления на продление действия договора на новый срок, уведомив об этом собственников и Администрацию города Ульяновска; оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает на него бремя по надлежащему содержанию МКД на кабальных для общества условиях; принуждение общества к исполнению обязательств по договору, срок действия которого истек, противоречит принципу свободы договора, установленному ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили данный довод заявителя в cилу следующего.
В силу пункта 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Следовательно, в силу приведенных норм общество обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о правомерности решения Министерства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными права и законные интересы ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, поэтому суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу N А72-9830/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1500 рублей.
Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Ульяновской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Следовательно, в силу приведенных норм общество обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2019 г. N Ф06-49045/19 по делу N А72-9830/2018