г. Казань |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А06-7195/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань" - Журавлевой Е.В., доверенность от 21.03.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Степуры С.М.)
по делу N А06-7195/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании решения и предписания от 20.06.2018 N 13-К-03-18 года недействительными, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное унитарное предприятие "Ахтубинск-Водоканал"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, антимонопольный орган) от 20.06.2018 N 13-К-03-18. Делу присвоен N А06-7195/2018.
Также ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Астраханского УФАС России от 20.06.2018 N 13-К-03-18. Делу присвоен N А06- 7258/2018.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2018 дела за N А06-7195/2018 и N А06-7258/2018 объединены в одно производство под N А06-7195/2018 для их совместного рассмотрения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Ахтубинск-Водоканал" (далее - МУП "Ахтубинск-Водоканал").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными решение и предписание Астраханского УФАС России от 20.06.2018 N 13-К-03-18.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2018 отменено. Принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань" требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель общества в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.01.2018 в Астраханское УФАС России из Ахтубинской городской прокуратуры поступило заявление МУП "АхтубинскВодоканал" о нарушении ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" антимонопольного законодательства, выразившегося в угрозе прекращения поставки природного газа МУП "Ахтубинск-Водоканал" в 2018 году.
Астраханское УФАС России, усмотрев в действиях общества признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), возбудило в отношении общества дело N 13-К-03-18 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Астраханского УФАС России от 20.06.2018 N 13-К-03-18 общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ путем злоупотребления доминирующим положением на рынке поставки природного газа на территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью, выразившегося в направлении в адрес МУП "Ахтубинск-Водоканал" уведомления N 01-017/17 от 29.12.2018, результатом которого является ущемление интересов МУП "Ахтубинск-Водоканал" в виде угрозы прекращения поставки природного газа в 2018 году.
На основании указанного решения обществу было выдано предписание N 13-К-03-18 от 20.06.2018, которым ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" предписано в течении 10 рабочих дней с момента получения настоящего предписания отозвать уведомление N 01 -017/17 от 29.12.2018 и в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения пункта 2 настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении, представив документы, подтверждающие исполнение данного пункта предписания.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с изложенными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у антимонопольного органа не имелось оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания, поскольку уведомление от 29.12.2017 исх. N 01-017/17 носило исключительно информационный (уведомительный) характер с извещением лица о бездоговорном потреблении после истечения срока действия договора и не содержало угрозу прекращения подачи либо ограничения режима подачи газа. Оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления прав лиц.
Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: действие хозяйствующего субъекта, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке поставки природного газа на территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью, что заявителем не оспаривается.
Как следует из материалов дела, 29.09.2017 между МУП "АхтубинскВодоканал" (Покупатель) и ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" (Поставщик) заключены договоры поставки газа N 04-5-7117/17Б/1 и N 04-5-7117/17Д/1, по условиям которых Поставщик обязуется поставлять с 01.10.2017 по 31.12.2017 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать его.
Согласно пункту 8.1 договоров поставки газа от 29.09.2017 N 04-5- 7117/17Б/1 и N 04-5-7117/17Д/1 срок действия договоров был определен сторонами по 31.12.2017.
В соответствии с пунктом 8.4 договоров поставки газа от 29.09.2017 N 04-5- 7117/17Б/1 и N 04-5-7117/17Д/1 по окончании срока действия Договора, в том числе во всех случаях его досрочного расторжения (если между сторонами не заключен иной договор поставки), Покупатель самостоятельно прекращает отбор газа с последующей установкой заглушки на запорном устройстве объекта газопотребления и опломбировании её представителями Поставщика и Покупателя с составлением соответствующего акта.
08.12.2017 МУП "Ахтубинск-Водоканал" направило в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" письмо исх. N 490 от 08.12.2017, в котором просило ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" представить в адрес МУП "АхтубинскВодоканал" проекты договоров поставки газа на период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
15.12.2017 МУП "Ахтубинск-Водоканал" направило в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" письмо исх. N 538 от 15.12.2017, в котором в дополнение к письму от 08.12.2017 исх. N 490 сообщило ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань", что концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры "Централизованная система теплоснабжения" на территории МО "Город Ахтубинск" заключено с МУП "Ахтубинск-Водоканал", а также просило ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" дать ответ на предыдущее письмо, направить в адрес Предприятия перечень необходимой документации для заключения договоров.
Письмом от 25.12.2017 исх. N 621 МУП "Ахтубинск-Водоканал" в дополнение к письмам исх. N 490 от 08.12.2017, исх. N 538 от 15.12.2017 сообщило ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань", что реквизиты предприятия, указанные в письме исх. N 515 от 09.08.2017, а также направленный в адрес Общества письмом исх. N 635 от 21.09.2017 полный пакет документов, в том числе и плановые объемы газа на 2018 год, остались неизменными и в настоящее время являются действующими, в связи с чем просило ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" заключить договоры поставки газа или дополнительные соглашения о продлении (пролонгации) действующих договоров на тех же условиях.
Однако, общество при наличии указанных выше писем МУП "Ахтубинск-Водоканал" о намерении продлить договорные отношения, 29.12.2017 направило в адрес предприятия письменное уведомление исх. N 01-017/17, в котором сообщило предприятию, что срок действия договоров поставки газа на котельные города Ахтубинска N 04-5-7117/17Д/1 от 29.09.2017 и N 04-5-7117/17Б/1 от 29.09.2017, заключенных между МУП "Ахтубинск-Водоканал" и ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" истекает 31.12.2017. В связи с чем, в случае поставки газа на котельные города Ахтубинска и последующем отборе газа, со стороны МУП "Ахтубинск-Водоканал" будет осуществятся несанкционированный (бездоговорной) отбор газа. Также относительно установленных пломб поставщика на котельных заявитель сообщил, что пломбы поставщика газа устанавливаются на весь период договорных отношений, в связи с чем, при прекращении договорных отношений с поставщиком газа как показания приборов учета газа, так и наличие на последних пломб поставщика газа, не будут являться основанием для принятия данных поставщиком об объемах потребленного бездоговорного газа.
В силу части 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" поставка газа и оказание услуг по его транспортировке осуществляется только на основании заключенных договоров.
Согласно пункту 11 (1) Правил поставке газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, поставка (отбор) газа без договора, заключенного в порядке, предусмотренном Правилами, не допускается. Такой отбор газа признается самовольным (несанкционированным) и влечет за собой административную и уголовную ответственность для потребителей газа.
Из вышеизложенного следует, что при несанкционированном отборе газа потребителем не требуется соблюдения Поставщиком порядка ограничения подачи газа, установленного Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, несмотря на отсутствие в уведомлении прямого указания на ограничение подачи газа МУП "Ахтубинск-Водоканал", возможность наступления данных последствий предполагается вследствие того, что ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" в случае не заключения договора на новый срок считает отбор газа бездоговорным (самовольным).
Кроме того, в уведомлении указано, что не будут приниматься к расчету данные об объемах потребленного газа согласно приборам учета.
Согласно пункту 23 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа может учитываться по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений.
Следовательно, отсутствие заключенного договора на новый срок может привести к выставлению МУП "Ахтубинск-Водоканал" счетов с завышенными объемами потребления газа, невозможности их оплаты потребителем, образованию у него задолженности, что как следствие, будет являться самостоятельным основанием для полного прекращения поставки газа (пункт "е" части 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245).
При этом согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Таким образом, направление ООО "Газпром Межрегионгаз Астрахань" уведомления МУП "Ахтубинск-Водоканал" от 29.12.2017 N 01-017/17 о бездоговорном отборе газа создало угрозу полного ограничения подачи газа МУП "Ахтубинск-Водоканал" без предупреждения после 31.12.2017, что нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что МУП "АхтубинскВодоканал" на протяжении всего декабря 2017 года (письма от 08.12.2017, от 15.12.2017, от 25.12.2017) до прекращения действия договоров от 29.09.2017 N 04- 5-7117/17Б/1 и N 04-5-7117/17Д/1 неоднократно выражало свое волеизъявление на заключение договора поставки газа на 2018 год и пыталось предпринять меры, направленные на заключение новых договоров.
Таким образом, на момент направления предприятию уведомления от 29.12.2017 N 01-017/17 заявителю было известно о прекращении 31.12.2017 срока действия договоров от 29.09.2017 N 04-5-7117/17Б/1 и N 04-5-7117/17Д/1 и о намерении Покупателя заключить новые договоры на поставку газа на 2018 год
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань", выразившееся в направлении в адрес МУП "Ахтубинск-Водоканал" уведомления от 29.12.2017 исх. N 01-017/17 о прекращении срока действия договоров от 29.09.2017 N 04-5-7117/17Б/1 и N 04-5- 7117/17Д/1 с разъяснением последствий прекращения срока действия договоров создают угрозу ущемления интересов МУП "Ахтубинск-Водоканал" в виде прекращения поставки Покупателю в 2018 году природного газа, а, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ.
В силу изложенного, оспариваемые решение и, соответственно, предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции постановлены при правильном применении норм права, в связи с чем возражения общества не опровергают позицию суда и не свидетельствуют о неправильном применении им норм права или допущенной ошибке.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанции, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу N А06-7195/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено, что МУП "АхтубинскВодоканал" на протяжении всего декабря 2017 года (письма от 08.12.2017, от 15.12.2017, от 25.12.2017) до прекращения действия договоров от 29.09.2017 N 04- 5-7117/17Б/1 и N 04-5-7117/17Д/1 неоднократно выражало свое волеизъявление на заключение договора поставки газа на 2018 год и пыталось предпринять меры, направленные на заключение новых договоров.
Таким образом, на момент направления предприятию уведомления от 29.12.2017 N 01-017/17 заявителю было известно о прекращении 31.12.2017 срока действия договоров от 29.09.2017 N 04-5-7117/17Б/1 и N 04-5-7117/17Д/1 и о намерении Покупателя заключить новые договоры на поставку газа на 2018 год
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань", выразившееся в направлении в адрес МУП "Ахтубинск-Водоканал" уведомления от 29.12.2017 исх. N 01-017/17 о прекращении срока действия договоров от 29.09.2017 N 04-5-7117/17Б/1 и N 04-5- 7117/17Д/1 с разъяснением последствий прекращения срока действия договоров создают угрозу ущемления интересов МУП "Ахтубинск-Водоканал" в виде прекращения поставки Покупателю в 2018 году природного газа, а, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2019 г. N Ф06-49505/19 по делу N А06-7195/2018