г. Казань |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А65-20656/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя ответчика - акционерного общества "Земельная корпорация "Лидер" - Литвиновой О.В. (доверенность от 03.01.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Татфондбанк"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи: Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-20656/2018
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район к акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань, муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга и муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района" о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, с участием в качестве третьих лиц: Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, акционерного общества "Танеко", публичного акционерного общества "Татфондбанк",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (далее - ФГБУ "НП "Нижняя Кама", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер" (далее - АО "Земельная корпорация "Лидер"), муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" о признании недействительным договора купли-продажи от 14.11.2011 земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:152.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, акционерное общество "Танеко", публичное акционерное общество "Татфондбанк" (далее - ПАО "Татфондбанк").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019, исковые требования удовлетворены, договор купли-продажи от 14.11.2011 N 33 земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:152 признан недействительным.
В кассационной жалобе ПАО "Татфондбанк" в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, обжалуя судебные акты, считает, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленному требованию.
В отзыве на кассационную жалобу ФГБУ "НП "Нижняя Кама" возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель АО "Земельная корпорация "Лидер" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе ПАО "Татфондбанк".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением Совета Министров РСФСР от 20.04.1991 N 223 и Постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410 создан государственный природный национальный парк "Нижняя Кама" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Татарской ССР общей площадью 26112 га с предоставлением в пользование НП "Нижняя Кама" 17 518 га земель государственного лесного фонда Елабужского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР и 553 га земель государственного запаса (Елабужский район) и включением в состав национального парка 7111 га земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 436 га земель г.Елабуги и 494 га земель, переданных промышленным предприятиям и организациям под учреждения отдыха без изъятия их из хозяйственной эксплуатации с определением экспликации земель НП "Нижняя Кама", в соответствии с которой НП "Нижняя Кама" предоставлены земли государственного запаса (Елабужский район) общей площадью 553 га.
Местонахождение земельных участков, включенных в состав ФГБУ "НП "Нижняя Кама", закреплено в карте-схеме функциональных зон НП "Нижняя Кама", являющейся неотъемлемым приложением к Положению "О Национальном парке "Нижняя Кама" от 30.12.1999, утвержденному Руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России. Карта-схема согласована с председателем Елабужского районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе. Кроме того, схема расположения земельных участков, предоставленных в пользование НП "Нижняя Кама" Постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410, закреплена в материалах лесоустройства, изготовленных Государственным объединением "Леспроект".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 990 во исполнение Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Нижняя Кама" (ФГБУ "НП "Нижняя Кама").
В состав НП "Нижняя Кама" из земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия ТАССР, входит, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 16:18:000000:152.
Между муниципальным унитарным предприятием "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий" (продавец) и ОАО "Земельная корпорация "Лидер" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 14.11.2011 земельного участка, по условиям которого продавец продает, а покупатель приобретает в собственность земельный участок, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, кадастровый номер 16:18:000000:152, общей площадью 36 880 955 кв. м
ФГБУ "НП "Нижняя Кама", полагая, что вышеназванная сделка совершена с нарушением действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц: в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов; в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов; в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе национальные природные парки) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, с момента установления границ особо охраняемой природной территории национального парка "Нижняя Кама", все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона являются собственностью Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ).
Таким образом, действующее законодательство допускает лишь сохранение в частной собственности отдельных земельных участков, включенных в состав земель особо охраняемых природных территорий, при их создании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками являются изъятыми из оборота (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу N А65-7116/2014 по иску ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", Республика Татарстан, к МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга, акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань о признании земельных участков включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама" без изъятия земельных участков, суд признал включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама" как "земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации" земельные участки общей площадью 6916,2748 гектаров с кадастровыми номерами 16:18:000000:114, 16:18:000000:130, 16:18:000000:137, 16:18:000000:139, 16:18:000000:140, 16:18:000000:152, 16:18:000000:237, 16:18:000000:242, 16:18:000000:243, 16:18:000000:247, 16:18:000000:249, 16:18:000000:250, 16:18:000000:251, 16:18:000000:254, 16:18:000000:255, 16:18:000000:256, 16:18:000000:258, 16:18:000000:264, 16:18:000000:276, 16:18:000000:277, 16:18:000000:279, 16:18:000000:284, 16:18:000000:289, 16:18:000000:289, 16:18:000000:290, 16:47:011501:1, как земли "Государственного запаса Елабужского района", земельные участки с кадастровыми номерами 16:18:140401:1352 площадью 47 0217 кв. м, 16:18:140401:1618 площадью 948 649,11 кв. м, 16:18:140401:756 площадью 555 084,00 кв. м, 16:18:140401:758 площадью 371 036,00 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район. Также суд признал право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 16:18:140401:1352 площадью 470 217 кв. м, 16:18:140401:1618 площадью 948 649,11 кв. м, 16:18:140401:756 площадью 555 084,00 кв. м, 16:18:140401:758 площадью 371 036,00 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район.
Указанным судебным актом, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:18:000000:152 входит в состав земель национального парка.
Таким образом, с момента установления границ особо охраняемой природной территории НП "Нижняя Кама", все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона, являются собственностью Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Статья 168 ГК РФ определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В пунктах 73 - 75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся следующие разъяснения. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 27 ЗК РФ).
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2, подпункт 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Разрешая спор, судами установлено, что на момент заключения договора купли-продажи от 14.11.2011 N 33 спорный земельный участок входил в состав национального парка, земли которого с момента приобретения данного статуса относились к категории земель особо охраняемых природных территорий, неоднократно подтверждаемой ненормативными правовыми актами Республики Татарстан, и пришел к обоснованному выводу о том, что в силу прямого указания закона спорные земли не подлежали приватизации (пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно пунктам 4.3, 4.4 Положения о Федерального государственном учреждении "Национальный парк "Нижняя Кама", утвержденного приказом Минприроды России от 09.03.2004 N 258, в границы национального парка включены земельные участки других собственников и пользователей общей площадью 8041 га без изъятия этих земель из хозяйственной эксплуатации.
Факт создания национального парка "Нижняя Кама", законность правовых актов о его создании, также как факт и законность включения в его состав 553 га земель государственного фонда, сторонами, в установленном законом порядке не оспорены.
В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка в собственности муниципального образования на дату совершения сделки от 14.11.2011 N 33, а также установленных законом полномочий по его распоряжению. Документы о передаче в установленном законом порядке спорного земельного участка в ведение органов местного самоуправления в материалы дела не представлены.
Таким образом, муниципальное образование Елабужский муниципальный район Республики Татарстан в нарушение статьи 209 ГК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка от 14.11.2011 N 33, распорядилось не принадлежащим ему имуществом.
При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание положения пункта 2 статьи 168 ГК РФ, а также, учитывая, что Земельные участки в границах национального парка, приватизации не подлежат, правомерно признал данную сделку ничтожной.
Данный правовой подход по аналогичным спорам между теми же сторонами был отражен в делах N А65-7116/2014, N А65-4870/2018.
Довод заявителя кассационной жалобы о пропуске ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" срока исковой давности, отклоняется судебной коллегией окружного суда в силу следующего.
В пункте 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения ГК РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции Закона N 100-ФЗ применяются к сделкам, совершенным после дня вступления его в силу, то есть после 01.09.2013 года (пункт 6 статьи 3 Закона N 100-ФЗ). Для целей применения этого положения под совершением двусторонней сделки (договора) понимается момент получения одной стороной акцепта от другой стороны (пункт 1 статьи 432, пункт 1 статьи 433 ГК РФ). При этом согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ сроки исковой давности и правила их исчисления, в том числе установленные статьей 181 ГК РФ, применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 01.09.2013.
Поскольку применительно к спорному случаю срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности оспариваемой сделки от 14.11.2011, предусмотренный пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, (в редакции, действовавшей до 01.09.2013), не истек, к указанной дате применяются новые правила для их исчисления.
В силу специальных положений, изложенных в пункте 1 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Согласно пункту 101 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).
Течение срока исковой давности по названным требованиям, предъявленным лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала ее исполнения.
По смыслу пункта 1 статьи 181 ГК РФ если ничтожная сделка не исполнялась, срок исковой давности по требованию о признании ее недействительной не течет.
Согласно обстоятельствам, установленным в рамках дела N А65-7116/2014 и имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:18:000000:152, который входит в границы парка и имеет особый режим использования, из фактического владения Российской Федерации и ФГБУ "НП "Нижняя Кама" не выбывал, и продолжает использоваться государственным учреждением.
Формирование спорного участка неуполномоченным лицом, постановка на кадастровый учет и проведение аукциона на его продажу в частную собственность (лот 166), в нарушение требований Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" также не свидетельствуют о том, что участок с кадастровым номером 16:18:000000:152 выбыл из владения ФГБУ "НП "Нижняя Кама", которое в настоящее время обеспечивает соблюдение специального режима использования земель, особо охраняемых природных территорий.
Данные обстоятельства установлены судебными инстанциями и участниками спора не оспариваются.
Таким образом, поскольку, оспариваемый договор купли-продажи от 14.11.2011 N 33 его сторонами не исполнялся, земельный участок фактически покупателю не передавался, а акт приема-передачи, подписанный покупателем и продавцом, носил формальный характер, срок исковой давности по требованию о признании договора купли-продажи не течет.
Необходимо отметить, что учреждение не являлось участником сделки, и поскольку, земельный участок фактически не выбывал из владения Российской Федерации, о наличии оспариваемой сделки (как юридического факта) ФГБУ "НП "Нижняя Кама" могло узнать только после вступления в законную силу судебного акта по делу N А65-7116/2014, в рамках которого по спору о признании земельных участков, включенных в границы парка, был установлен факт заключения оспариваемых сделок по отчуждению органом муниципального образования участков в собственность ОАО Земельная корпорация "Лидер".
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 166,168 ГК РФ, 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", установив, что муниципальное образование в нарушение закона распорядилось и заключило сделку о приватизации земельного участка ограниченного в обороте и находящегося в федеральной собственности, не приняв во внимание заявление о пропуске срока исковой давности, удовлетворили требование.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А65-20656/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Формирование спорного участка неуполномоченным лицом, постановка на кадастровый учет и проведение аукциона на его продажу в частную собственность (лот 166), в нарушение требований Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" также не свидетельствуют о том, что участок с кадастровым номером 16:18:000000:152 выбыл из владения ФГБУ "НП "Нижняя Кама", которое в настоящее время обеспечивает соблюдение специального режима использования земель, особо охраняемых природных территорий.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 166,168 ГК РФ, 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", установив, что муниципальное образование в нарушение закона распорядилось и заключило сделку о приватизации земельного участка ограниченного в обороте и находящегося в федеральной собственности, не приняв во внимание заявление о пропуске срока исковой давности, удовлетворили требование."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2019 г. N Ф06-48844/19 по делу N А65-20656/2018