г. Казань |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А55-27379/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
Министерства имущественных отношений Самарской области - Хайрулова Л.А. (доверенность от 13.12.2018 N 219),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-27379/2018
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, о понуждении снять с кадастрового учета земельные участки, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Элитстрой", г. Тольятти, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о понуждении исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0103035:876, расположенном по адресу: Самарская область, Ставропольский район, южная часть кадастрового квартала 63:09:0103035, и земельном участке с кадастровым номером 63:09:0103035:542, расположенном по адресу: Самарская область, Ставропольский район, примерно 2,5 км по направлению на восток от ориентира с. Подстепновки, Самарская область, Ставропольский район.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Министерства, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Самарской области на праве собственности принадлежат земельные участки: площадью 14117 кв.м с кадастровым номером 63:32:2501002:742, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, п. Приморский, ул. Советская; площадью 13624 кв.м с кадастровым номером 63:09:0103035:876, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, южная часть кадастрового квартала 63:09:0103035; площадью 92 кв.м с кадастровым номером 63:09:0103035:542, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, примерно 2,5 км по направлению на восток от ориентира с. Подстепновки, Самарская область, Ставропольский район, о чем 12.01.2017 в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.
В ходе проведения работ по оформлению права собственности Самарской области на вышеуказанные земельные участки было выявлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0103035:876 и 63:09:0103035:542 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 63:32:2501002:742 и земельного участка с кадастровым номером 63:32:2501002:721, который находится в собственности общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТСТРОЙ", что также подтверждается отчетом кадастрового инженера от 11.09.2017 N 1817, письмом Управления Росреестра по Самарской области от 14.06.2016 N 11-5446-3.
Министерство, полагая, что существование в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0103035:876 и 63:09:0103035:542 препятствует осуществлению полномочий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 63:32:2501002:742, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета.
Поскольку в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0103035:876 и 63:09:0103035:542, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0103035:876 и 63:09:0103035:542 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 63:32:2501002:742 и 63:32:2501002:721, пришли к выводу о том, что Министерством избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку имеется спор о границах земельных участков.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций, не было принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей до 01.01.2017, ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в указанной редакции, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Частью 9 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.
Как правильно указано судами, исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Однако, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Таким образом, снятие с кадастрового учет объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", но и в случае если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
При этом при рассмотрении требований о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета суд вправе дать оценку действиям органа кадастрового учета по осуществлению кадастровых действий, и в случае если суд придет к выводу о том, что действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества были совершены органом кадастрового учета с нарушением требований действующего законодательства, результатом этого может быть снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства.
Из отчета кадастрового инженера от 11.09.2017 N 1877 следует, что земельный участок площадью 92 кв.м с кадастровым номером 63:09:0103035:542 полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером 63:32:2501002:742, площадь пересечения составляет 92 кв.м; земельный участок площадью 13624 кв.м с кадастровым номером 63:09:0103035:876 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 63:32:2501002:742 и 63:32:2501002:721, при этом площадь пересечения составляет 12613,4 кв.м и 946,2 кв.м, соответственно, (общая площадь пересечения составляет 13559,6 кв.м, фактическая разница составляет 64,4 кв.м).
Таким образом, выводы судов о том, что в данном случае имеется спор об установлении границ земельных участков, сделан без учета указанных обстоятельств, поскольку установить границы спорных земельных участков невозможно, так как земельный участок с кадастровым номером 63:09:0103035:542 полностью поглощен земельным участком с кадастровым номером 63:32:2501002:742, а земельный участок с кадастровым номером 63:09:0103035:876 практически полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 63:32:2501002:742 и частично в границах земельного участка с кадастровым номером 63:32:2501002:721.
При этом спорные земельные участки невозможно преобразовать, поскольку они фактически в натуре не существуют.
Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0103035:542 был образован из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0103035:544 и поставлен на государственный кадастровый учет 14.04.2008; земельный участок с кадастровым номером 63:09:0103035:876 был образован их земельного участка с кадастровым номером 63:09:0103035:550 и был поставлен на государственный кадастровый учет 26.03.2012, т.е. в период действия Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенные права и интересы, связанные с образованием земельного участка, подлежат восстановлению исключительно в судебном порядке, и именно судебное решение является основанием для совершения действий по исключению из Единого государственного реестра недвижимости кадастровых сведений о земельном участке.
Как указывало Министерство, спорные земельные участки были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего на тот период времени законодательства.
Между тем данные обстоятельства судами не исследовались.
Кроме того, Министерство заявило требования об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 63:09:0103035:542 и 63:09:0103035:876, на которые зарегистрировано право собственности Самарской области.
С 01.01.2017 Единый государственный реестр недвижимости включает в себя как сведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, так и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Таким образом, судам необходимо было установить материально-правовую цель Министерства, а именно: направлены ли данные требования только на исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений кадастрового учета недвижимого имущества в отношении спорных земельных участков или данные требования предъявлены, в том числе и с целью прекращения права собственности Самарской области на данные земельные участки.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 отменить.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-27379/2018 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе установить были ли спорные земельные участки образованы и поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего на тот период времени законодательства, а также установить материально-правовую цель Министерства, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 по делу N А55-27379/2018 отменить.
Дело N А55-27379/2018 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенные права и интересы, связанные с образованием земельного участка, подлежат восстановлению исключительно в судебном порядке, и именно судебное решение является основанием для совершения действий по исключению из Единого государственного реестра недвижимости кадастровых сведений о земельном участке.
...
С 01.01.2017 Единый государственный реестр недвижимости включает в себя как сведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, так и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Таким образом, судам необходимо было установить материально-правовую цель Министерства, а именно: направлены ли данные требования только на исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений кадастрового учета недвижимого имущества в отношении спорных земельных участков или данные требования предъявлены, в том числе и с целью прекращения права собственности Самарской области на данные земельные участки.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июля 2019 г. N Ф06-49155/19 по делу N А55-27379/2018