г. Казань |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А55-14176/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 23 января 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.
при участии в судебном заседании, проведенном путем использования системы веб-конференции (онлайн заседания), представителя:
Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Тихоновой Ю.В., (доверенность от 16.06.2022),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Поволжского округа представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Завод Трехсосенский" - Коротких И.М. (доверенность от 12.10.2022), Власенко В.Б., (доверенность от 27.10.2022),
Родионова Михаила Юрьевича - Коротких И.М., (доверенность от 09.03.2022),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Самарской области - Богатовой О.И., (доверенность от 04.07.2023),
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Ибатуллина Ф.Ф., (доверенность от 10.01.2024), Матвиенко А.А., (доверенность от 02.06.2023), Богатовой О.И., (доверенность от 24.07.2023),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Завод Трехсосенский", Родионова Михаила Юрьевича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023
по делу N А55-14176/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод Трехсосенский" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Самарской области о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары от 20.08.2019 N 13-18/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: начисления акциза в сумме 4 539 845 816 руб. 78 коп., соответствующих сумм пени; начисления налога на добавленную стоимость в сумме 1 592 139 342 руб. 84 коп., соответствующих сумм пени; начисления налога на прибыль в сумме 866 342 030 руб. 10 коп., соответствующих сумм пени; привлечения к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Родионова Михаила Юрьевича, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Завод Трехсосенский" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 22 по Самарской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары от 20.08.2019 N 13-18/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: начисления акциза в сумме 4 539 845 816 руб. 78 коп., соответствующих сумм пени; начисления налога на добавленную стоимость в сумме 1 592 139 342 руб. 84 коп., соответствующих сумм пени; начисления налога на прибыль в сумме 866 342 030 руб. 10 коп., соответствующих сумм пени; привлечения к налоговой ответственности по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Родионов Михаил Юрьевич, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу (далее - третьи лица).
В связи с состоявшейся реорганизацией Арбитражный суд Самарской области произвел замену Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары на правопреемника - Межрайонную инспекцию ФНС России N 22 по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самара от 20.08.2019 N 13-18/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления обществу акциза в размере 4 073 338 043 руб. 78 коп., налога на добавленную стоимость в размере 1 435 813 258 руб. 84 коп. и налога на прибыль организаций в размере 692 646 381 руб. 10 коп., а также соответствующих сумм штрафов и пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2022 вышеназванные судебные акты в части признания незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самара от 20.08.2019 N 13-18/18 в части доначисления акциза в размере 4 073 338 043 руб. 78 коп., налога на добавленную стоимость в размере 1 435 813 258 руб. 84 коп. и налога на прибыль организаций в размере 692 646 381 руб. 10 коп., соответствующих сумм штрафов и пеней отменены, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023, в удовлетворении требований о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самара от 20.08.2019 N 13-18/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления обществу акциза в размере 4 073 338 043 руб. 78 коп., налога на добавленную стоимость в размере 1 435 813 258 руб. 84 коп. и налога на прибыль организаций в размере 692 646 381 руб. 10 коп., а также соответствующих сумм штрафов и пеней отказано.
Общество, Родионов Михаил Юрьевич, обжалуя в кассационном порядке судебные акты, просят их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 153.2 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции (онлайн заседания).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов ООО "Завод Трехсосенский" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт проверки от 21.12.2018 N 13-07/69 и принято решение от 20.08.2019 N 13-18/18.
Данным решением общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 235 609 828 руб., доначислены НДС в размере 1 699 072 384 руб., акциз в размере 4 845 830 261 руб., налог на прибыль организаций в размере 919 018 016 руб., а также начислены пени в размере 3 501 620 472 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) от 18.05.2020 N 03-15/16226 апелляционная жалоба ООО "Завод Трехсосенский" удовлетворена частично. Решение инспекции отменено в части доначисления НДС в сумме 168 174 руб. и штрафа по пункту 3 статьи 122 НК РФ в размере 64 338 руб.
Решением Управления от 04.03.2021 N 12-20/07235@ решение инспекции отменено в части начисления акциза в размере 271 361 189 руб., НДС в размере 91 279 016 руб., налога на прибыль организаций в размере 46 675 610 руб., а также пеней и штрафов в соответствующей части. Кроме того, решением Управления от 08.07.2021 N 12-20/23390@ решение инспекции отменено в части начисления акциза в размере 34 623 255 руб., НДС в размере 11 632 525 руб., налога на прибыль организаций в размере 6 000 376 руб., а также пеней и штрафов в соответствующей части.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы о занижении обществом налоговой базы по НДС, налогу на прибыль организаций, акцизу в результате создания схемы сокрытия выручки от реализации неучтенного оборота пива под брендами ООО "Завод Трехсосенский" с использованием подконтрольных организаций.
Общество оспорило решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении удовлетворили заявленные требования частично, при этом исходили из следующего.
Как установлено судами, в проверяемом периоде 2014 - 2016 годы заявитель осуществлял деятельность по производству, хранению и поставке пивных напитков и пива, и являлся плательщиком акциза, налога на добавленную стоимость.
В результате анализа сведений, отраженных в декларациях об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма N 6), книг продаж, банковских выписок по расчетным счетам, налоговым органом установлено, что в 2014 - 2015 годы ООО "Завод Трехсосенский" не отразило в бухгалтерском и налоговом учете реализацию в адрес реальных конечных покупателей с использованием подконтрольных организаций в общем объеме за 2014 год - 17 683 925,59 дал, за 2015 год - 24 145 469, 1 дал.
Инспекцией выявлена следующая схема организации бизнес-процессов налогоплательщика. Заводом отражена реализация в адрес подконтрольных организаций (ООО "Пирамида", ООО "Элегия", ООО "Север"); ООО "Пирамида" является прямым поставщиком в адрес конечных покупателей; ООО "Север" и ООО "Элегия" осуществляют реализацию по расчетному счету в организации ООО "Время", ООО "Кристалл" и ООО "Континент", которые в последующем реализуют пивную продукцию в адрес ООО "Пирамида", ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр", а полученные от них денежные средства перечисляются как ООО "Завод Трехсосенский", так и Родионову М.Ю. (руководителю и учредителю завода) и подконтрольным ему организациям ООО "Мираж", ООО "М-Ком", ООО "Актион", ООО "Луч", ООО "Зевс" и др. ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр", в свою очередь, выступают поставщиками для конечных покупателей, несмотря на установленные в ходе проверки обстоятельства из анализа первичной документации (ТТН справка форма А и Б), где поставщиком ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр" является ООО "Завод Трехсосенский".
Суды пришли к выводу о подконтрольности и согласованности действий ООО "Завод Трехсосенский", ООО "Пирамида", ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр", ООО "Гермес", ООО "Кристалл", ООО "Время", ООО "Континент", ООО "Север", ООО "Элегия", при этом учитывали установленные налоговым органом по результатам контрольных мероприятий обстоятельства: услуги доступа к сети интернет ООО "Пирамида", ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр", ООО "Элегия" были предоставлены с IP-адреса: 94.198.0.39; в заявлении о присоединении, которое оформляется при одновременном заключении договора на открытие счетов названными юридическими лицами, в п. 1.7 указан e-mail "tanya.suleimanova@yandex", номер телефона 8(927)-984-41-23; физическое лицо - Сулейманова Т.В., на имя которой зарегистрирован указанный электронный адрес, является представителем одновременно всех вышеуказанных поставщиков, а с 30.03.2017 по настоящее время является главным бухгалтером ООО "Завод Трехсосенский"; установлено совпадение IP-адресов, с которых осуществлялась подача деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта; руководителями ООО "Пирамида" являлись Коломейцев В.В. (03.10.2011 - 11.03.2015), Сулейманова Т.В. (12.03.2015 - 12.02.2017, с марта 2017 года - главный бухгалтер ООО "Завод Трехсосенский"), Зубрилина О.В. (с 13.02.2017); руководителями ООО "Запад", ООО "Восток" и ООО "Центр" в одной и той же последовательности, в одни и те же периоды времени становились Коломейцев В.В., Кравцова А.А., Зубрилина О.В., в ООО "Гермес" - Кравцова А.А., Зубрилина О.В.; учредители и руководители ООО "Элегия", ООО "Континент" (Моисеева Е.Ю.), ООО "Север", ООО "Кристалл" (Воджаков М.Ю.), ООО "Время" (Беляева О.А., Воджаков М.Ю.), ООО "Луч" (Беляева О.А.) являются "массовыми"; в ходе допросов ведение финансово - хозяйственной деятельности, знакомство с Родионовым М.Ю., Коломейцевым В.В. и др. лицами отрицают; обслуживание ООО "Пирамида", ООО "Элегия", ООО "Запад", ООО "Восток", ООО "Центр" и предоставление отчетности производится одним лицом - ООО "Грант"; ООО "Элегия", ООО "Север", ООО "Континент", ООО "Время" не имеют имущества, основных средств, технического и управленческого персонала, расчетные счета открыты в одном банке (АО Банк "Венец"); ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр", ООО "Кристалл", ООО "Время", ООО "Континент", ООО "Элегия", ООО "Север", являясь оптовыми покупателями пива, декларацию формы N 7 об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не представляли; физические лица, отпускающие продукцию от имени ООО "Пирамида", ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр" в адрес конечных покупателей, являются сотрудниками заявителя (кладовщик, начальники смены, заведующие складами); в качестве номеров телефонов и электронной почта, по которым осуществлялось взаимодействие с ООО "Пирамида", были предоставлены сведения в отношении сотрудников завода; из показаний водителей следует, что доставка пива осуществлялась напрямую от ООО "Завод Трехсосенский" в адрес конечных покупателей; ООО "Пирамида" для связи указан номер телефона, принадлежащий приемной завода (факс) - (8422)27-90-43; в переписке ООО "Пирамида" с конечными покупателями продукции завода указаны контактные номера телефонов менеджеров, являющихся работниками ООО "Завод Трехсосенский".
В качестве доказательства согласованности и подконтрольности отмечено, что поступления на расчетные счета ООО "Кристалл", ООО "Элегия", ООО "Север", ООО "Время" за товар производятся только от ООО "Пирамида", ООО "Запад", ООО "Восток", ООО "Центр", ООО "Гермес";
В ходе анализа документов (товарных накладных, товарно-транспортных накладных), представленных покупателями, установлено, что согласно разделу "А" справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, производителем пива является ООО "Завод Трехсосенский", контрагентом - ООО "Пирамида", согласно разделу "Б" справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, продавцом товара является ООО "Завод Трехсосенский", покупателем - ООО "Пирамида"; в товарно-транспортных накладных в разделе "грузоотправитель" - указан адрес, по которому находится ООО "Завод Трехсосенский" (место производства пива); в товарно-транспортных накладных в разделе "отпуск груза произведен" - проставлена подпись и "штамп кладовщик" сотрудников завода; в разделе "Б" в графе наименование продавца указано ООО "Завод Трехсосенский", в графе покупатель (ООО "Пирамида", ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр") и затем конечный покупатель.
Суды учитывали вышеизложенные обстоятельства и с учетом положений статьи 71 АПК РФ сделали обоснованный вывод о доказанности материалами дела факта организации заявителем формального документооборота относительно реализации пива через вышеназванные подконтрольные организации.
Налоговым органом доначисление налогов, связанных с производством и реализацией, произведено на основании сведений, представленных в Росалкогольрегулирование покупателями продукции производства ООО "Завод Трехсосенский" в декларациях об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма N 7), данных, полученных из Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области, а также выписками по расчетным счетам конечных покупателей. Частично первичные документы представлены покупателями продукции производства ООО "Завод Трехсосенский".
Согласно представленным ООО "Завод Трехсосенский" налоговым декларациям по акцизам объем реализации пива составил за 2014 год - 37 665 975,8 литра, за 2015 год - 111 415 178,9 литра.
Инспекция на основе представленной Росалкогольрегулированием систематизированной (сводной) информации из деклараций формы N 7 "Декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в разрезе за 2014, 2015 годы пришла к выводу о том, что: в 2014 году 307 организаций закупили пиво производства ООО "Завод Трехсосенский" у организаций ООО "Пирамида", ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр", объем закупленного пива составил 176 931 166 л (17 693 116,6 дал); в 2015 году 295 организаций задекларировали приобретение пива производства ООО "Завод Трехсосенский" у организаций ООО "Пирамида", ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр", ООО "Гермес", объем закупленного пива составил 241 661 036,7 литров (24 166 103,6 дал).
Также в обоснование выводов о производственной возможности выпуска и реализации пива в большем объеме, чем задекларирован заводом, налоговым органом проанализированы сведения об объеме электроэнергии, газа, воды, потребленных заводом. Сведениями, полученными от ресурсоснабжающих организаций, также подтвержден вывод инспекции, что объем выпущенной заводом продукции в 2014 - 2015 годах значительно больше, чем отражен заводом в своих декларациях.
Для расчета суммы заниженной выручки по НДС и налогу на прибыль в ходе проверки инспекция использовала цены по реализации продукции: в 2014 году средняя цена за литр составила 33 руб. 51 коп. (без НДС); в 2015 году средняя цена за литр составила 37 руб. 10 коп. (без НДС). Информация о средней стоимости единицы продукции в разрезе по годам была предоставлена заявителем.
Суды признали, что схема взаимоотношений общества и его контрагентов была направлена на сокрытие реализации продукции, признали верным произведенный налоговым органом расчет её объема.
Ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления возможных объемов производства общества обоснованно отклонено.
В силу положений части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом суда, реализуемым в тех случаях, когда у арбитражного суда имеется необходимость в получении компетентного заключения по вопросам, подлежащим разрешению исходя из предмета заявленных требований и конкретных обстоятельств дела, само по себе заявление участника процесса о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
Судом отмечено, что налогоплательщиком не представлены документы по оборудованию, участвующему в производственном процессе в проверяемом периоде, документы о технических характеристиках данного оборудования, о нормах загрузки сырья и использования энергоресурсов, по закупке сырья и т.д., в этой связи проведение экспертизы по предложенным заявителем вопросам не отвечает принципам объективности и достоверности. При этом к документам, составленным самим заводом, следует относиться критически, в связи с тем, что заявитель был заинтересован в сокрытии неучтенной продукции и сырья, необходимого для его производства. Следовательно, составленные и представленные обществом документы могут подтвердить лишь количество легально произведенной продукции, которое учтено налоговым при расчете налоговых обязательств налогоплательщика.
При этом обществу вменяется сокрытое производство и реализация продукции, то есть производство и реализация, не сопровождающиеся надлежащим оформлением документов на всех стадиях. Соответственно, налоговые органы в рассматриваемой ситуации объективно были лишены возможности расчета налоговых обязательств на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку товара с территории Завода.
Общество реализовывало неучтенную продукцию, и не составляло документов бухгалтерского учета, что подтверждается актом Росалкогольрегулирования от 14.07.2015 N у4а451/12-10.
Кроме того, часть контрагентов к моменту проведения мероприятий налогового контроля были ликвидированы, а часть организаций требования налогового органа не исполнили.
Суды отклонили представленный заявителем в материалы дела расчет сокрытой реализации, поскольку при расчете количества пива для начисления налогов заявитель необоснованно повторно вычитает из объема пивной продукции, отраженного в первичных документах конечных покупателей, официально задекларированный заводом объем, который в доначисленной налоговым органом сокрытой реализации не участвовал, так как при расчете объема сокрытой реализации налоговым органом установлена разница между данными отраженными в декларациях, представленными конечными покупателями формы N 7 и данными, отраженными в декларациях по акцизам, представленных заявителем.
Также суды указали, что в представленном расчете невозможно идентифицировать, имеют ли отношение к задекларированному объему данные, отраженные в первичных документах, с учетом того обстоятельства, что заявителем не отражена реализация в адрес подконтрольных формальных звеньев.
Судами отклонены доводы заявителя о наличии в декларациях формы N 7 недостоверных сведений, поскольку Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Правомерность получения и использования налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки документов и информации от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, не противоречит положениям пункта 4 ст. 30 НК РФ, статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", соглашения об информационном взаимодействии между Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службой от 29.03.2010 N 06-02/3ДН/ММ-27-2/2@.
Декларации формы N 6 и формы N 7 при проведении проверки получены налоговым органом в рамках указанного соглашения, заверены надлежащим образом должностными лицами налогового органа и представлены в материалы настоящего дела.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Состав отчетности закреплен в п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ и п. 1 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных Постановление Правительства от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила).
Согласно п. 16 Правил декларации представляются по ТКС в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации.
Соответственно, сведения об обороте алкогольной продукции, внесенные в декларации, подтверждаются с применение усиленной квалифицированной электронной подписи.
Более того, в соответствии с п. 20 Правил, при обнаружении в текущий отчетный период организацией, фактов неотражения необходимых сведений или неполноты их отражения, а также ошибок (искажений), допущенных в представленной ранее декларации, указанные лица представляют корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Следовательно факт отсутствия подачи корректирующих деклараций подтверждает доводы налогового органа о достоверности объема задекларированного конечными покупателями пивной продукции производства ООО "Завод Трехсосенский" в декларациях формы N 7 конечных покупателей, представленных в материалы дела (том N 3, диск).
В соответствии с требованием п. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации хозяйствующего субъекта до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Алкогольная декларация - это отчет, который предоставляют в Росалкогольрегулирование (ФСРАР) компании, имеющие отношение к производству или реализации спиртосодержащей продукции. Декларация содержит информацию о том, какое количество спиртных напитков было выпушено и продано. Это позволяет государственным органом контролировать и регулировать оборот алкогольной продукции. Состав отчетности закреплен п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ и п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 года N 815 "О представлении декларации об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда". Декларация формируется в специальной программе на основании данных учета.
Любая отчетность организации формируется исходя из данных хозяйственного учета (бухгалтерского (финансового), налогового, оперативного и других видов учета).
Декларации формы N 7 составляются хозяйствующим субъектом самостоятельно, завышение показателей деклараций, очевидно приводящее к изменению налоговой нагрузки, не может быть обусловлено наличием разумных экономических причин.
Таким образом задекларированный организациями оптово - розничной сети объем пивных напитков подтверждает реальный объем пивных напитков, произведенных ООО "Завод Трехсосенский" и находящихся в розничной сети.
Соответственно, представленные налоговым органом в материалы дела декларации формы N 7 организаций оптово-розничного звена являются относимыми и допустимыми доказательствами, в силу ст. 67 - 68 АПК РФ.
При этом суды верно указали на предположительный характер доводов заявителя о возможных технических ошибках, допущенных конечными покупателями при заполнении деклараций формы N 7, поскольку из ответа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2021 N 13444/02-06 и анализа приложенных объемных деклараций следует, что сведения, содержащиеся в декларациях формы N 7 за 2014-2015, представленных Росалкогольрегулированием с ответом, идентичны сведениям, содержащимся в декларациях приобщенных налоговым органом в материалы дела.
Их пояснений Росалкогольрегулирования следует, что при поступлении деклараций осуществляется автоматический форматно-логический контроль, при этом, в случае выявления несоответствий в представленных декларациях проводится административное расследование, при подаче недостоверных данных организации подают корректирующие декларации, и в связи с отсутствием выявления фактов недостоверного декларирования и представления корректирующих деклараций, Росалкогольрегулирование считает декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме N 7 конечных покупателей продукции ООО "Завод Трехсосенский" достоверными.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 23 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем" принятые декларации в электронной форме отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматической информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (АИС "Паспорт"), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем.
Подсистема декларирования АИС "Паспорт" содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях об объеме производства, оборота и использования алкогольной продукции в электронном виде; журнал приема, где содержаться протоколы прохождения форматно-логического контроля; механизмы формирования оперативной отчетности.
Исходя из изложенного суды указали, что факт включения в декларации по форме N 7 искаженных сведений опровергается материалами дела.
При этом судами учтено, что единственным доводом заявителя о недостоверности сведений, содержащихся в объемных декларациях, является ссылка на то, что отдельные покупатели представили первичные документы на меньший объем, чем тот, который они задекларировали. Однако данный довод не опровергает сведения, содержащиеся в объемных декларациях, поскольку декларации составляются хозяйствующим субъектом самостоятельно, завышение показателей деклараций, очевидно приводящее к изменению налоговой нагрузки, не может быть обусловлено наличием разумных экономических причин.
С учетом изложенного суды признали обоснованным доначисление налогов, связанных с производством и реализацией, на основании сведений, представленных в Росалкогольрегулирование покупателями продукции производства ООО "Завод Трехсосенский" в декларациях об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма N 7).
Суды пришли к выводам о том, что совокупность доказательств, представленных налоговым органом в материалы дела, достоверно соотносится с данными, отраженными в декларациях формы N 7 конечных покупателей, и свидетельствует об умышленном сокрытии заявителем реального объема произведенной и реализованной пивной продукции, путем создания схемы ухода от налогообложения с использованием подконтрольных организаций, а именно: наличие у заявителя необходимых мощностей для производства вменяемого объема сокрытой реализации; из расчета, полученного от Росалкогольрегулирования от 15.08.2014, при проведении визуального осмотра годовая мощность заявителя установлена в объеме 44, 508 млн. дал, которой достаточно для производства вменяемого объема за 2014 год - 17 429 570, 22 дал, за 2015 год - 22 699 910, 9 дал.
В расчете производственной мощности произведенной Росалкогольрегулированием в приложении к акту от 14.07.2015 N У4а451/12-10 установлена производственная мощность - 22 306 536 дал, что является незначительной разницей с вменяемым налогоплательщику объемом.
Из содержания акта Росалкогольрегулирования от 14.07.2015 N у4а451/12-10 следует, что в связи с непредставлением ООО "Завод Трехсосенский" достоверной информации и документации, расчет производственной мощности в 2015 году осуществлялся на основании оборотно-сальдовой ведомости по счету 01.01 за 2013 год.
Из анализа сведений, содержащихся за 2014, 2015, 2016 годы в оборотно-сальдовых ведомостях по счету 01.01 ООО "Завод Трехсосенский", следует, что заявителем в период с 2014 по 2016 год основное производственное технологическое оборудование оставалось неизменным.
При этом из анализа сведений, отраженных в декларациях по акцизам, заявителем в 2014 году задекларировано 3 766 597, 58 дал, в 2015 - 11 141 517, 89 дал, в 2016-29 046 015 дал.
В 2016 году заявитель самостоятельно задекларировал- 29 046 015 дал.
Суды признали верным вывод инспекции о том, что совокупность названных обстоятельств свидетельствует о наличии у ООО "Завод Трехсосенский" производственных мощностей для производства пивной продукции в установленных налоговым органом объемах (в 2014 году - 17 429 570, 22 дал (из них объем сокрытой реализации составляет - 13 662 972, 64 дал), в 2015 году - 22 699 910, 9 дал (из них объем сокрытой реализации составляет - 11 558 393, 01 дал)).
С учетом сведений, представленных ресурсоснабжающими организациями (ОАО "Ульяновскэнерго", ООО "Газпром Межрегионгаз Ульяновск", МУП ВКХ "Ульяновскводоканал", ООО "Ульяновскводоканал", объем производства пивной продукции в 2014-2015 году должен был составить: по воде в 2014 году - 15 963 860 дал (798 193 куб. м/0,05 куб. м), в 2015 - 23 045 600 дал (1 152 280 куб. м/0,05 куб. м); по электроэнергии в 2014 году - 29 232 402, 5 дал (23 385 922 кВТ/0,8 кВт), в 2015 году - 25 121 965 дал (20 097 572 кВт/0,8 кВт); по газу в 2014 году - 26 972 450 дал (10 788,98 тыс. м. куб./0,0004 тыс. м. куб.), в 2015 году - 28 225 895 дал (11 290,358 тыс. м. куб./0,0004 тыс. м. куб).
В ходе проверки налоговым органом также установлено, что размер поступивших на расчетные счета подконтрольных контрагентов денежных средств от конечных покупателей сопоставим с вменяемым объемом сокрытой реализации.
В 2014 году конечными покупателями в адрес вышеуказанных организаций перечислена сумма в размере 6 419 500 715,57 руб. Средняя цена за 1 литр пива, произведенного налогоплательщиком, составляет 33,51 руб. Соответственно, объем отгрузки пивной продукции, за который произведена оплата, составляет - 19 156 970,2 дал.
В 2015 году конечными покупателями в адрес вышеуказанных организаций перечислено 11 449 774 724, 37 руб. Средняя цена за 1 литр пива составляет 37,10 руб. Соответственно, объем отгрузки пивной продукции, за который произведена оплата, составляет - 30 861 926,48 дал.
Из сведений, содержащихся в декларациях об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции формы N 7 (далее - форма N 7) следует, что конечные покупатели закупили у ООО "Пирамида", ООО "Восток", ООО "Запад", ООО "Центр", ООО "Гермес" пивной продукции производства ООО "Завод Трехсосенский" в 2014 году в объеме - 17 429 570,22 дал, в 2015 году в объеме - 22 699 910, 9 дал.
Согласно представленным ООО "Завод Трехсосенский" налоговым декларациям по акцизам объем реализации пива за 2014 год составил - 3 766 597, 58 дал, за 2015 год составил - 11 141 517, 89 дал.
Объем сокрытой реализации, налоговым органом установлен как разница между данными отраженными в декларациях, представленных конечными покупателями и данными отраженными в декларациях по акцизам, представленных заявителем.
С учетом того, что расчеты между конечными покупателями и подконтрольными заявителю звеньями производились различными способами, а именно оплатой наличными денежными средствами, взаимозачетом, переуступкой прав требования, часть объема могла быть поставлена по сниженной цене, либо в порядке бонусной программы и т.д. В этой связи доводы заявителя о якобы несоответствии сумм денежных средств, перечисленных по расчетным счетам, с объемом задекларированным в декларациях формы N 7, отклонены судами как несостоятельные.
Также суды признали доказанным приобретение подконтрольными заявителю ООО "Луч" и ООО "Актион" солода и иного сырья, используемого для производства алкогольной продукции, а также пробки, бутылки, преформы у одних и тех же поставщиков - производителей, при этом, сам завод в проверяемом периоде закупал сырье в значительно меньшем объеме. Данное сырье в последующем в легальном виде в бухгалтерском и налоговом учете заявителем не фиксировалось.
Исходя из совокупности вышеизложенных обстоятельств, указывающих на то, что заявитель располагал ресурсами, необходимыми для изготовления и реализации продукции в объеме большем, чем им отражено на счетах бухгалтерского и налогового учета, судами сделаны выводы об обоснованности доначислений по данным деклараций, представленных конечными покупателями продукции завода.
Доводы заявителя, ссылавшегося на результаты налоговых проверок, проведенных в отношении подконтрольных организаций ООО "Пирамида", ООО "Запад", ООО "Восток", ООО "Центр", ООО "Гермес", на данные автоматических средств измерения и приборов учета, на необходимость определения налоговым органом реальных налоговых обязательств, на судебные акты по делам в отношении конечных покупателей ООО "Легенда-Алко" и ООО "Дионис-2005", получили надлежащую правовую оценку, суды признали их несостоятельными.
При таких обстоятельствах суды отказали в удовлетворении заявления общества.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А55-14176/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с требованием п. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации хозяйствующего субъекта до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Алкогольная декларация - это отчет, который предоставляют в Росалкогольрегулирование (ФСРАР) компании, имеющие отношение к производству или реализации спиртосодержащей продукции. Декларация содержит информацию о том, какое количество спиртных напитков было выпушено и продано. Это позволяет государственным органом контролировать и регулировать оборот алкогольной продукции. Состав отчетности закреплен п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ и п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 года N 815 "О представлении декларации об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда". Декларация формируется в специальной программе на основании данных учета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 января 2024 г. N Ф06-12079/23 по делу N А55-14176/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12079/2023
02.10.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7691/2023
31.03.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14176/20
31.05.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18056/2022
26.01.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19480/2021
18.10.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14176/20