г. Казань |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А12-28965/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 (председательствующий судья Котлярова А.Ф., судьи Никольский С.В., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-28965/2018
по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ОГРН 1027600691469, ИНН 7604016214) к обществу с ограниченной ответственностью "АутдорСервис" (ОГРН 1125262010103, ИНН 5262280812) о признании недействительным разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 94, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Карабиха" (ИНН 7627032999, ОГРН 1087627001593), Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7627001045, ОГРН 1027601595812),
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АутдорСервис" (далее - ООО "АутдорСервис", ответчик), в котором просит признать недействительным разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 94, выданное Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Карабиха" (далее - ООО "Карабиха"), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Комитет).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2018 исковые требования удовлетворены.
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016. N 94, выданное Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области ООО "АутдорСервис" признано недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 решение Арбитражного суда астраханской области от 20.11.2018 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов имеющимся в материалах дела доказательствам, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области 16.12.2016 выдано собственнику недвижимого имущества (место присоединения рекламной конструкции) обществу с ограниченной ответственностью "Карабиха" разрешение N 94 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, размером 3,0 м. х 6,0 м. по адресу: М-8, км 249+365, справа по схеме N 2-6.
Владельцем рекламной конструкции является общество с ограниченной ответственностью "АутдорСервис" (далее - ООО "АутдорСервис").
В соответствии с Законом Ярославской области от 28.12.2017 N 69-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере рекламе" (далее - Закон N 69) полномочия органов местного самоуправления в сфере рекламы осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 19.06.2017 N 2517 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Ярославского муниципального района Ярославской области" утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Схема).
Поскольку отдельно стоящая рекламная конструкция, размером 3,0 м. х 6,0 м. по адресу: М-8, км 249+365, справа по схеме N 2-6 не вошла в схему размещения рекламных конструкций на территории Ярославского муниципального района Ярославской области, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что размещение спорной рекламной конструкции не предусмотрено Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 19.06.2017 N 2517 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Ярославского муниципального района Ярославской области". Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 04.10.2018 N 123 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций" утверждена новая Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ярославской области или муниципальной собственности. В названной Схеме спорная рекламная конструкция так же отсутствует.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал ошибочным данный вывод суда первой инстанции в рассматриваемом случае в силу следующего.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 34, части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона исполнительно - распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая Уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 1 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (частью 4 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В пункте 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе прямо указано на право органов местного самоуправления определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
При этом в соответствии с частью 20 статьи 19 Закона о рекламе по иску органа местного самоуправления разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
В рассматриваемом случае правовым основанием подачи настоящего иска явился пункт 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Предметом обжалования является разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 94, то есть ненормативный акт, который может быть оспорен в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Положения данной нормы предусматривают порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Следовательно, проверка законности ненормативного акта разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 94 может быть произведена арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ, а не в рамках искового производства.
Кроме того, по смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, или в связи с возникновением обстоятельств, в соответствии с которыми действие оспариваемого ненормативного правового акта должно быть прекращено, но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что спорная рекламная конструкция была установлена ООО "АутдорСервис" на основании разрешения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 16.12.2016 N 94 в соответствии с действующей схемой, утвержденной Постановление от 21.07.2016 N 966.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что принятие нового постановления, в котором отсутствует данная схема размещения рекламной конструкции, не свидетельствует о незаконности ее установки на момент выдачи соответствующим органом разрешения.
В свою очередь, доказательств, подтверждающих факт признания судом разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недействительным, либо действий соответствующего должностного лица по его выдаче - незаконными по правилам главы 24 АПК РФ, судом первой инстанции не рассматривалось.
Кроме того, истцом выбран неверный способ защиты, поскольку требования предъявлены к ненадлежащему лицу, в силу того, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдавалось Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований истца к ООО "АутдорСервис".
Фактические обстоятельства апелляционным судом установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы этого суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судами незаконного судебного решения.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие заявителя с оценкой исследованных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств и иное толкование им норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 является законным, правовых оснований для его отмены у суда округа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 по делу N А12-28965/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе прямо указано на право органов местного самоуправления определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
При этом в соответствии с частью 20 статьи 19 Закона о рекламе по иску органа местного самоуправления разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
В рассматриваемом случае правовым основанием подачи настоящего иска явился пункт 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
...
Выраженное в кассационной жалобе несогласие заявителя с оценкой исследованных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств и иное толкование им норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 является законным, правовых оснований для его отмены у суда округа не имеется."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 августа 2019 г. N Ф06-48905/19 по делу N А12-28965/2018