г. Казань |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А55-31204/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2019 (судья Шаруева Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 (председательствующий судья Бросова Н.В., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-31204/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" (ОГРН 1046302613037, ИНН 6372008843), г. Отрадный к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), г. Самара о взыскании 4 992 810,96 рублей, третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Самара, ГУ МЧС по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" (далее - ООО "КСК г. Отрадного", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущество в Самарской области, ответчик) о взыскании 4 992 810,96 рублей, в том числе: 4 764 953,13 рублей неосновательного обогащения, 227 857,83 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.08.2017 по 21.10.2018, суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных с суммы неосновательного обогащения 4 764 953,13 рублей за период с 22.10.2018 по дату фактической оплаты суммы неосновательного обогащения по ключевым ставкам Банка России, действующим в соответствующие периоды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ГУ МЧС по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2019 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" взыскано 4 482 263,18 рублей, в том числе: 3 921 766,45 рублей - неосновательного обогащения, 560 496,73 рублей - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.08.2014 по 10.09.2017, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения в размере 3 921 766,45 рублей за период с 11.09.2017 по день фактической оплаты долга по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области обжаловало указанное решение в суд апелляционной инстанции и просило изменить способ и порядок исполнения судебных актов, исключив из резолютивной части указание на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, указав на взыскание за счет средств федерального бюджета, выделяемых ТУ Росимущества в Самарской области на реализацию своих полномочий.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 решение суда первой инстанции от 25.02.2019 в обжалованной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области просило постановление суда апелляционной инстанции от 06.05.2019 отменить, изменить способ и порядок исполнения решения суда первой инстанции от 25.02.2019, исключив из резолютивной части указание на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, указав на взыскание за счет средств федерального бюджета, выделяемых ТУ Росимущества в Самарской области на реализацию своих полномочий.
Представитель истца в отзыве на кассационную жалобу просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу судебные акты обжалуются только в части, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статья 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2019 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" взыскано 4 482 263,18 рублей, в том числе: 3 921 766,45 рублей - неосновательного обогащения, 560 496,73 рублей - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.08.2014 по 10.09.2017, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения в размере 3 921 766,45 рублей за период с 11.09.2017 по день фактической оплаты долга по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды.
По мнению заявителя, жалобы ТУ Росимущество в Самарской области, являющееся собственником вышеуказанных помещений, обязано нести бремя содержание принадлежащего ему имущества, и не за счет казны РФ, а за счет его собственных средств, выделенных ему как получателю средств федерального бюджета. Указанные доводы были обоснованно отклонены судом второй инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утв. Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.
Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Судебные акты по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации в силу статей165, 242.2 БК РФ исполняет Минфин России, на что федеральным бюджетом предусмотрены ассигнования на исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны РФ.
В силу пункта 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области является надлежащим ответчиком.
Ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе, составляющего государственную казну Российской Федерации.
Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом (Росимущество).
Имущество, за счет которого судом были взысканы денежные средства является казной Российской Федерации, оно не является собственностью Территориального управления, в связи с чем денежные средства не могут быть взысканы с лица, являющегося представителем собственника в лице государства.
Учитывая, что Территориальное управление Росимущества в Самарской области, осуществляя полномочия собственника федерального имущества, действует от имени и в интересах Российской Федерации, взыскание следует производить с Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Самарской области за счет казны Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 по делу N А55-31204/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные акты по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации в силу статей165, 242.2 БК РФ исполняет Минфин России, на что федеральным бюджетом предусмотрены ассигнования на исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны РФ.
В силу пункта 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
...
Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом (Росимущество)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 августа 2019 г. N Ф06-49729/19 по делу N А55-31204/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51716/19
12.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-49729/19
25.07.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50823/19
14.06.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10171/19
06.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5926/19
25.02.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31204/18