г. Казань |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А55-17849/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Латыниной А.Н. (доверенность от 04.02.2019 N 1088/6),
ответчика - Казарина И.В. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.08.2019 N ЮЭ9965-19-71178764),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Национальный Проект" И.В. Казарина
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2018 (судья Некрасова Е.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (председательствующий судья Сергеева Н.В., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу N А55-17849/2018
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (г. Самара) о привлечении к административной ответственности по части 2 стать 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директора общества с ограниченной ответственностью "Национальный Проект" Казарина И.В. (г. Самара, ИНН 6311118790, ОГРН 1106311000058), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Национальный проект" (г. Самара), индивидуальный предприниматель Сомова Елена Олеговна (г. Самара, ИНН 631218081887, ОГРНИП 309631224000031), общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория безопасности" (г. Самара), общество с ограниченной ответственностью "Промсвязьмонтаж" (г. Самара), общество с ограниченной ответственностью "ТТЛ-Строй" (г. Самара), общество с ограниченной ответственностью "Константа" (г. Самара), общество с ограниченной ответственностью "Альфа - Пожарная безопасность" (г. Самара), общество с ограниченной ответственностью "Регион-63" (г. Самара), общество с ограниченной ответственностью "Интегрированные технологии безопасности" (г. Самара), общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "АНТ" (г. Тольятти), общество с ограниченной ответственностью "Центрпромбезопасности" (г. Самара), общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Атлант" (г. Самара), Государственное казенное учреждение Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений" (г. Самара), Главное управление организации торгов Самарской области (г. Самара),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС России по Самарской области, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Казарина Игоря Валерьевича (директор общества с ограниченной ответственностью "Национальный Проект" (далее - ООО "НП", общество)), к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде дисквалификации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Национальный проект", ИП Сомова Е.О., ООО "Лаборатория безопасности", ООО "Промсвязьмонтаж", ООО "ТТЛ-Строй", ООО "Константа", ООО "Альфа - Пожарная безопасность", ООО "Регион-63", ООО "Интегрированные технологии безопасности", ООО Производственно-коммерческая фирма "АНТ", ООО "Центрпромбезопасности", ООО "Строительная компания "Атлант", ГКУ Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений", Главное управление организации торгов Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2018 по делу N А55-17849/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019, Казарин И.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20 000 руб.
В кассационной жалобе Казарин И.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, решением Самарского УФАС России от 22.12.2017 по делу N 6-13129-17/6 ООО "НП", ООО "Лаборатория безопасности", ИП Сомова Е.О. признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части заключения антиконкурентного соглашения при участии в электронном аукционе на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации на объектах ГКУ Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений".
Данное решение послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола от 19.06.2018 об административном правонарушении, которым действия Казарина И.В. квалифицированы по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Казарина И.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде дисквалификации.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела исходил из доказанности управлением наличия в действиях Казарина И.В. состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушений со стороны антимонопольного органа при производстве по делу об административном правонарушении и, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к административной ответственности в виде штрафа.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.
В ходе рассмотрения дела N 6-13129-17/6 антимонопольный орган установил, что ООО "НП", ИП Сомова Е.О., ООО "Лаборатория безопасности" наряду с иными хозяйствующими субъектами являлись участниками открытого аукциона в электронной форме N 0142200001315015030 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации на объектах ГКУ Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений" (далее - электронный аукцион).
Антимонопольным органом проанализированы: поведение хозяйствующих субъектов на торгах (ООО "НП" и ИП Сомова Е.О. снизили начальную цену лота более чем на 90% (до 111 676 руб.), после чего ООО "Лаборатория безопасности" подало ценовое предложение, значительно отличающееся по цене от предложений ООО "НП" и ИП Сомовой Е.О. (814 000 руб.)); отсутствие у ООО "НП" и ИП Сомовой Е.О. лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которую необходимо представить в составе второй части заявки для участия в торгах, что повлекло преднамеренное исключение возможности положительного рассмотрения вторых частей заявок данных участников аукциона; подача ООО "НП" и ИП Сомовой Е.О. заявок на участие в аукционе с использованием одинакового IP-адреса выхода в сеть Интернет 85.236.171.190; подача ООО "НП", ООО "Лаборатория безопасности" и ИП Сомовой Е.О. ценовых предложений в ходе торгов с использованием одинакового IP-адреса выхода в сеть Интернет 85.236.171.190; факт принадлежности IP-адреса выхода в сеть Интернет 85.236.171.190 директору ООО "Лаборатория безопасности"; указание в качестве контактных адресов электронной почты для участия ООО "НП" и ООО "Лаборатория безопасности" в аукционе адресов, используемых системным администратором ООО "Лаборатория безопасности"; указание в качестве контактного номера телефона для участия ИП Сомовой Е.О. в аукционе номера телефона, использующегося ООО "Лаборатория безопасности"; нахождение документов, касающихся ведения предпринимательской деятельности ИП Сомовой Е.О., в том числе связанной с участием в торгах, в офисных помещениях ООО "Лаборатория безопасности"; нахождение электронных документов, касающихся ведения предпринимательской деятельности ИП Сомовой Е.О., в том числе связанной с участием в торгах, на компьютере, эксплуатирующемся ООО "Лаборатория безопасности"; наличие длящихся договорных отношений между ООО "НП" и ООО "Лаборатория безопасности", что подтверждается электронными документами, находящимися на компьютерах, эксплуатируемых обществами, и документами, удостоверенными подписями законных представителей хозяйствующих субъектов; перечисление денежных средств между счетами ООО "НП" и ООО "Лаборатория безопасности", а также между счетами ИП Сомовой Е.О. и ООО "Лаборатория безопасности" в период внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в электронном аукционе; перечисление денежных средств между счетами ООО "Лаборатория безопасности" и ООО "НП", а также между счетами ООО "Лаборатория безопасности" и ИП Сомовой Е.О. после завершения процедуры торгов, определения победителя электронного аукциона и возврата электронной торговой площадкой денежных средств, внесенных участниками в счет обеспечения заявки на участие в аукционе.
Управление учитывало данные факты, а также письменные и устные пояснения, данные лицами при производстве по делу, и признало, что они в совокупности свидетельствуют о наличии безусловной взаимосвязи между хозяйствующими субъектами, создающей им условия для заключения устных соглашений относительно тактики поведения каждого из них при участии в торгах и поддержания цены на торгах. Действия ООО "НП", ИП Сомовой Е.О. и ООО "Лаборатория безопасности" оказали негативное влияние на поведение иных добросовестных участников торгов, которые (за исключением ООО "Константа") отказались от конкурентной борьбы. Следовательно, в результате действий указанных лиц по поддержанию цен на торгах наступили неблагоприятные последствия в виде создания угрозы ограничения конкуренции.
Решением Самарского УФАС России от 22.12.2017 по делу N 6-13129-17/6 в действиях ООО "НП", ООО "Лаборатории безопасности", ИП Сомовой Е.О. было установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения. Данное решение признано соответствующим закону (дело N А55-35426/2017 Арбитражного суда Самарской области).
Судами установлено, что должностным лицом ООО "НП", выполнявшим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и ответственным за совершение рассматриваемого административного правонарушения, является директор Казарин И.В., им совершены действия по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Доказательства того, что директором ООО "НП" Казариным И.В. были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего антимонопольного законодательства, в материалы дела не представлено.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют.
Суды первой и апелляционной инстанций учитывали изложенное и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Казарина И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу N А55-17849/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.
...
Решением Самарского УФАС России от 22.12.2017 по делу N 6-13129-17/6 в действиях ООО "НП", ООО "Лаборатории безопасности", ИП Сомовой Е.О. было установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения. Данное решение признано соответствующим закону (дело N А55-35426/2017 Арбитражного суда Самарской области).
...
Суды первой и апелляционной инстанций учитывали изложенное и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Казарина И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 августа 2019 г. N Ф06-49639/19 по делу N А55-17849/2018