г. Казань |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А55-13947/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Осиповой Ю.Ю. по доверенности от 06.11.2018,
ответчика - Воробьевой И.С. по доверенности от 05.09.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" филиал Самарский
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019 (судья Каленникова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Карпов В.В.)
по делу N А55-13947/2018
по иску Публичного акционерного общества "Т Плюс" филиал Самарский (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), г. Самара к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти (ОГРН 1086320019048, ИНН 6323109895), г. Тольятти о взыскании 18 940 625,37 рублей, третьи лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс",
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" филиал Самарский (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" (далее - ООО "УК N 3") о взыскании 18 940 625,37 рублей задолженности за февраль 2018 года по договору от 04.07.2014 N 30023КО.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 18 177 546,54 рублей задолженности за февраль 2018 года, а также 112 961 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просил принятые по делу судебные акты отменить, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Представители ответчика в отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном заседании просила вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Третьи лица отзывы не кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) был заключен договор от 04.07.2014 N 30023ко (далее - договор), по условиям которого истец обязался осуществлять доставку ответчику тепловой энергии в горячей воде и теплоноситель, а последний - принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором.
Факт подсоединения сетей подтверждается актом об установлении границы обслуживания и ответственности за состояние тепловых сетей, и сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 4.4 договора оплата за тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) производится потребителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации в срок до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Во исполнение договора истец в феврале 2018 года подал абоненту тепловую энергию и направил счет-фактуру от 28.02.2018 N 7600505398/7200 на сумму 44 270 349,70 рублей.
Поставка тепловой энергии подтверждается представленными в материалы дела актом поданной - принятой тепловой энергии, подписанным с разногласиями, и ведомостью распределения тепловой энергии, теплоносителя за февраль 2018 года.
Спорный объем поданной тепловой энергии за февраль 2018 года был рассчитан истцом по показаниям общедомовых приборов учета, указав при этом, что часть объектов теплопотребления ответчика оборудованы двухкомпонентными коллективными (общедомовыми) приборами учета, позволяющими определить оба компонента: количество потребленной воды (в кубических метрах) и количество тепловой энергии, израсходованное на подогрев холодной воды (в гигакалориях).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг истец направил в адрес ответчика претензию от 27.03.2018 о добровольном погашении задолженности за спорный период.
Претензия получена ответчиком 04.04.2018 и оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций руководствовались положениями статей 8, 9, 309, 310, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), правомерно удовлетворили частично заявленные исковые требования, исходя из следующего.
Нижестоящие суды признали обоснованными доводы ответчика о том, что из объема тепловой энергии следовало исключить объемы, потребленные собственниками нежилых помещений за февраль 2018 года.
Согласно абзацу 5 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Отсутствие письменного договора с ресурсоснабжающей организацией может стать основанием для отключения нежилого помещения от сетей путем подачи заявления ресурсоснабжающей организацией лицу, отвечающему за содержание внутридомовых инженерных сетей, то есть в управляющую компанию.
Следовательно, даже при отсутствии письменного договора с ресурсоснабжающей организацией у собственника нежилого помещения есть обязательство оплачивать поставленные в нежилое помещение коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, и, следовательно, аналогичное обязательство перед управляющей компанией прекращается.
Системный анализ положений подзаконных актов, в которые были внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", позволяет прийти к выводу, что с 2017 года собственник нежилого помещения, являющегося частью МКД, обязан оплачивать коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации независимо от способа управления домом.
Исходя из изложенного, нижестоящие суды верно признали документально обоснованным контррасчет ответчика по объемам тепловой энергии, потребленной собственниками нежилых помещений за февраль 2018 года в размере 418 439,76 рублей (с учетом уточнения суммы).
Доказательств обратного истцом суду представлено не было.
В рассматриваемом случае истец рассчитал спорный объем за февраль 2018 года по показаниям общедомовых приборов учета, фиксирующих как количество поданной воды, так и объем тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, подаваемой на горячее водоснабжение.
Поскольку подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункт 1 статьи 4 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) тарифы на горячую воду в открытых и закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Q - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Q) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
По мнению ответчика, истцом подготовлен расчет в части выставленных объемов тепловой энергии на ГВС по многоквартирным домам в количестве 106 домов, в которых установлены теплообменники (водонагреватели), поэтому расчет истца неверный, истец определил объем тепловой энергии в составе горячей воды, руководствуясь показаниями общедомового прибора учета, который разграничивает подсчитанные компоненты на воду в м.куб. и тепловую энергию в Гкал.
Ответчик обоснованно полагает, что истец должен был определить объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период как произведение Vin потребленной воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В многоквартирных домах (106 домов), находящихся в управлении ответчика, тепловая энергия поступает в тепловой пункт, который оборудован теплообменником (бойлером), он подогревает воду до необходимой температуры. При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию, что установлено Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 2 Правил N 354 коммунальный ресурс - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; коммунальная услуга - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги и для потребителей.
В силу пункта 4, подпункта 1 пункта 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 316-ФЗ) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию. Установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду при закрытой системе горячего водоснабжения, включающего в себя компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию, прямо предусмотрено пунктом 9 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ и п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008.
Приказом N 140 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.05.2017 установлен и введен в действие с 01.07.2017, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонентов на холодную воду 20,30 руб./куб.м. и тепловую энергию 1336,94 руб./Гкал с 01.01.2018 по 30.06.2018.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливают в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемом) в соответствии с настоящим документом.
Сторонами не оспаривается наличие на объекте поставки энергоресурсов ответчика закрытой системы теплоснабжения, а также приборов учета, позволяющих учитывать объем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в кубических метрах.
Таким образом, доводы истца о невозможности применения двухкомпонентного тарифа при расчете платы за тепловую энергию и теплоноситель противоречат действующему законодательству (Правилам горячего водоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
Исходя из изложенного, сумма необоснованного предъявления истцом ко взысканию стоимости тепловой энергии по договору за февраль 2018 года составила 344 639,07 рублей, в связи с чем суды правомерно частично удовлетворил требования истца о взыскании задолженности за февраль 2018 года по договору в сумме 18 177 546,54 рублей.
Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в определении от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381 по делу N А41-42043/2018.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А55-13947/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" филиал Самарский - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4, подпункта 1 пункта 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 316-ФЗ) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию. Установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду при закрытой системе горячего водоснабжения, включающего в себя компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию, прямо предусмотрено пунктом 9 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ и п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008.
...
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливают в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
...
Сторонами не оспаривается наличие на объекте поставки энергоресурсов ответчика закрытой системы теплоснабжения, а также приборов учета, позволяющих учитывать объем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в кубических метрах.
Таким образом, доводы истца о невозможности применения двухкомпонентного тарифа при расчете платы за тепловую энергию и теплоноситель противоречат действующему законодательству (Правилам горячего водоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2019 г. N Ф06-50272/19 по делу N А55-13947/2018
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50272/19
05.06.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-48909/19
25.03.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3424/19
25.01.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13947/18