г. Казань |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А55-10875/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 08.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 12.08.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Жигулевск, г. Жигулевск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2019 (судья Гордеева С.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Сергеева Н.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-10875/2018
по иску администрации городского округа Жигулевск Самарской области, г. Жигулевск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, с участием: Артюховой Светланы Васильевны, Васякина Сергея Викторовича, Солодовниковой Светланы Михайловны, закрытого акционерного общества "Жигулевские стройматериалы", общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Первоинвест-управление активами", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Промсвязь", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства", Территориального управления Росимущества в Самарской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Жигулевск Самарской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Артюховой Светланы Васильевны, Васякина Сергея Викторовича, Солодовниковой Светланы Михайловны, закрытого акционерного общества "Жигулевские стройматериалы", общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Первоинвест-управление активами", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Промсвязь", Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства", Территориального управления Росимущества в Самарской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - третьи лица), о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2019 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019, в иске отказано.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Теруправление в отзыве просит принять решение в соответствие с действующим законодательством.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "Землеотвод и оценка" заключен муниципальный контракт от 10.05.2017 N 0142300006217000029_78038на выполнение работ по межеванию земельных участков городского округа Жигулевск, в том числе в отношении указанных земельных участков.
По утверждению заявителя, в ходе выполнения работ, обусловленных техническим заданием к муниципальному контракту, установлена невозможность уточнения границ спорных земельных участков в виду того, что они полностью или почти полностью накладываются на земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц.
Администрация в связи с установлением указанных обстоятельств обратилась в управление с письмом от 11.09.2017 N 6396 по вопросу снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0102003:518, 63:02:0303017:502, 63:02:0303017:501, 63:02:0103009:525, 63:02:0000000:225, 63:02:0301003:497.
Письмом управления от 11.10.2017 N 41-1559 администрации отказано в снятии с кадастрового учета указанных земельных участков, поскольку права на них зарегистрированы в реестре прав на недвижимое имущество.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отзывая в иске, исходили из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:02:0102003:518, 63:02:0303017:502, 63:02:0303017:501, 63:02:0103009:525, 63:02:0000000:225, 63:02:0301003:497, имеют статус записи об объекте недвижимости: "актуальные, ранее учтенные".
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей до 01.01.2017, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
В соответствии с названной нормой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
В силу части 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Порядок снятия с кадастрового учета таких земельных участков определен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943.
Однако, как правильно отмечено судами, спорные земельные участки не могут быть сняты с кадастрового учета в порядке, предусмотренном части 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943, поскольку, как указывалось выше, в реестре имеется запись о правообладателе данных земельных участков.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 отмечено, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Между тем, в рамках настоящего дела администрация не оспаривает действия (бездействия) Управления Росреестра по Самарской области по вопросу постановки земельных участков третьих лиц на кадастровый учет, осуществленных позднее снимаемых с учета спорных земельных участков.
В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения дела, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, являющихся муниципальной собственностью заявителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что требования администрации необоснованны и не подлежали удовлетворению.
Аналогичные подходы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2019 по делу N А55-10174/2018.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 по делу N А55-10875/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 отмечено, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
...
Нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, являющихся муниципальной собственностью заявителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что требования администрации необоснованны и не подлежали удовлетворению.
Аналогичные подходы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2019 по делу N А55-10174/2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 августа 2019 г. N Ф06-49901/19 по делу N А55-10875/2018