г. Казань |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А57-20844/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
в отсутствие:
лиц участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молочный комбинат Энгельсский"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2019 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-20844/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Молочный комбинат Энгельсский" (413112, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Томская, д. 49, ОГРН 1146449035578, ИНН 6449076937), заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Советская, д. 60, ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (410028, г. Саратов, пл. Соборная, д. 7, ОГРН 1046405036886, ИНН 6450604733) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Молочный комбинат Энгельсский" (далее - ООО "Молочный комбинат Энгельсский", общество, заявитель) с заявлением о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области), выразившегося в не создании комиссии по списанию защитного сооружения гражданской обороны, не выделении представителя для участия в составлении акта по списанию защитного сооружения гражданской обороны, не соответствующим Приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Молочный комбинат Энгельсский" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В своем отзыве ТУ Росимущества в Саратовской области, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее - ГУ МЧС России по Саратовской области) в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, 13.03.2007 между ТУ Росимущества в Саратовской области и ООО "Молочный комбинат Энгельсский" при участии ГУ МЧС России по Саратовской области заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны N 84, по условиям которого ООО "Молочный комбинат Энгельсский" приняло на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе защитное сооружение (подпункт "а" пункта 1.2. договора).
В соответствии с пунктом 2.1. договора от 13.03.2007 N 84 ООО "Молочный комбинат Энгельсский" обязано содержать защитных средств гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны.
Из подпункта "а" пункта 1.2. договора от 13.03.2007 N 84, акта приема-передачи от 13.03.2007, а также заключения ГУ МЧС России по Саратовской области следует, что защитное сооружение гражданской обороны (далее ЗС ГО), расположенное по адресу: г. Энгельс, пос. Керамический, площадью 505 кв.м. затоплено грунтовыми водами с 1979 года.
Письмами от 21.10.2015 N 570/01-03, от 01.12.2015, от 29.02.2016 N 143/01-03 ООО "Молочный комбинат Энгельсский" сообщило ТУ Росимущества в Саратовской области о невозможности эксплуатации ЗС ГО по его прямому назначению, восстановлении сооружения, просило выделить уполномоченного представителя для работы в комиссии по подготовке документов к снятию защитного сооружения гражданской обороны с учета.
Письмами от 21.11.2015 N 03-8060, от 18.12.2015 N 03-8696, от 24.03.2016 N 03-1298, от 05.12.2017 N 03-6780 Управление сообщило обществу о проведении мероприятий по инвентаризации и разграничению права собственности в отношении защитных сооружений гражданской обороны на территории всех субъектов Российской Федерации, и направлении представителя ТУ Росимущества в Саратовской области для участия в комиссии и подписании акта о списании защитного сооружения гражданской обороны после выполнения указанных мероприятий.
Письмом от 21.05.2018 N 300/01-03 ООО "Молочный комбинат Энгельсский" просило сообщить о сроках окончания мероприятий по инвентаризации и разграничению права собственности в отношении ЗС ГО на территории всех субъектов Российской Федерации.
Письмом от 03.07.2018 N 03-3944 ТУ Росимущества по Саратовской области сообщило обществу о невозможности списания ЗС ГО ввиду неоконченности мероприятий по инвентаризации и разграничению права собственности в отношении ЗС ГО на территории всех субъектов Российской Федерации. Проведение указанных мероприятий подтверждается Письмом МЧС России от 04.06.2018 N43-4977-11, Постановлением Правительства Саратовской области от 12.07.2018 N 392-П.
ООО "Молочный комбинат Энгельсский", полагая, что бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области, выразившееся в не создании комиссии по списанию ЗС ГО, не выделении представителя для участия в составлении акта по списанию ЗС ГО, является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, руководит организацией и ведением гражданской обороны, в том числе, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО), регулирующие, в том числе, и порядок снятия с учета ЗС ГО.
В соответствии с пунктом 2.5 Правил эксплуатации ЗС ГО с учета снимаются ЗС ГО, в том числе, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Порядок снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) установлен пунктами 2.5-2.14 Правил эксплуатации ЗС ГО и предусматривает в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создание комиссии.
Из договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 13.03.2007 N 84 следует, что спорное ЗС ГО принадлежит на праве собственности Российской Федерации, за ООО "Молочный комбинат Энгельсский" на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не закреплено.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 2.5-2.7 Правил эксплуатации ЗС ГО, указал, что в данном случае комиссия для снятия с учета ЗС ГО создается решением руководителя ТУ Росимущества в Саратовской области.
Суд первой инстанции указал, что снятие с учета объектов ЗС ГО, составляющих имущество государственной казны Российской Федерации,
в настоящее время нецелесообразно, в связи с тем, что Росимуществом проводится полномасштабная работа по разграничению права собственности в отношении ЗС ГО в Российской Федерации путем подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации, одним из пунктов которых предусмотрено снятие МЧС России с учета ЗС ГО, потребность в которых для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", отсутствует, а также фактически отсутствующих.
Суд первой инстанции отметил, что согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 12.07.2018 N 392-П "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Саратовской области" предусмотрено до 01.10.2018 обобщенные результаты инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Саратовской области направить в ГУ МЧС по Саратовской области, комитет по управлению имуществом области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в установленном порядке.
В суд заявитель обратился 19.09.2018.
Установив, что продолжается инвентаризация ЗС ГО, которая не завершена суд первой инстанции, придя к выводу, что бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области, на которое ссылается заявитель, не доказано и не подтверждается имеющимися в деле материалами, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что решение руководителя ТУ Росимущества в Саратовской области о создании комиссии для снятия с учета ЗС ГО непосредственно не порождает для заявителя какие-либо права и не возлагает на него какие-либо обязанности, не затрагивает его права в сфере предпринимательской деятельности, и по правилам части 1 статьи 4, части 1 статьи 198 АПК РФ у ООО "Молочный комбинат Энгельсский" отсутствует субъективное право требовать в судебном порядке признания незаконным бездействия ТУ Росимущества в Саратовской области, выражающегося в не совершении действий по созданию комиссии и назначению представителя в комиссию.
В кассационной жалобе ООО "Молочный комбинат Энгельсский" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области по не созданию комиссии для снятия с учета ЗС ГО нарушает права и законные интересы общества в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка в обжалуемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
В соответствии с положениями АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А57-20844/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО), регулирующие, в том числе, и порядок снятия с учета ЗС ГО.
...
в настоящее время нецелесообразно, в связи с тем, что Росимуществом проводится полномасштабная работа по разграничению права собственности в отношении ЗС ГО в Российской Федерации путем подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации, одним из пунктов которых предусмотрено снятие МЧС России с учета ЗС ГО, потребность в которых для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", отсутствует, а также фактически отсутствующих."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2019 г. N Ф06-49691/19 по делу N А57-20844/2018