г. Казань |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А55-31208/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
на определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 (судья Морозов В.А.)
по делу N А55-31208/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" (ОГРН 1046302613037, ИНН 6372008843), Самарская область, г. Отрадный, к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), г. Самара, о взыскании 4 900 019, 52 руб. Третьи лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, г. Самара; Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление) о взыскании 4 676 037,32 руб. неосновательного обогащения, 223 982,20 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.08.2017 по 21.10.2018 и далее по день фактического исполнения обязательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство) в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по Самарской области), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самаркой области от 10.04.2019 исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Данное решение Министерством было обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, определением которого от 15.05.2019 его апелляционная жалоба была оставлена без движения до 10.06.2019 в связи с нарушением при ее подаче требований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку к жалобе не были приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.
23.05.2019 Министерством в апелляционный суд были представлены письменные пояснения, в которых заявитель указал, что освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Посчитав, что обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда, Министерство не устранило, суд апелляционной инстанции определением от 11.06.2019 возвратил апелляционную жалобу заявителю на основании пункта 5 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Министерство не согласилась с определением апелляционной инстанции от 11.06.2019 и обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное определение отменить, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, он освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.7 НК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Требования к форме и содержанию апелляционной жалобы и перечень документов, которые должны быть приложены к жалобе, перечислены в статье 260 АПК РФ.
В силу пункта 2 части 4 статьи 260 АПК РФ к апелляционной жалобе прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
В соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 263 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству, что она подана с нарушением требований, установленных статьей 260 АПК РФ, выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без движения, в котором указывает основания для оставления апелляционной жалобы без движения и срок, в течение которого лицо, подавшее апелляционную жалобу, должно устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения. В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, указанный в определении, арбитражный суд возвращает апелляционную жалобу и прилагаемые к ней документы лицу, подавшему жалобу, в порядке, установленном статьей 264 АПК РФ.
Оставляя апелляционную жалобу Министерства, поданную на решение суда первой инстанции от 10.04.2019, без движения в связи с неоплатой заявителем жалобы государственной пошлины, а затем возвращая ее, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения статьи 333.37 НК РФ, разъяснения, приведенные в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46), исходил из того, что поскольку Министерство в лице УФК по Самарской области является государственным органом субъекта Российской Федерации, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на него не распространяются положения подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, следовательно, при подаче апелляционной жалобы заявитель должен был либо уплатить государственную пошлину и представить в суд апелляционной инстанции доказательства ее уплаты, либо приложить ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.
Данные выводы суд округа считает ошибочными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются:
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами в качестве истцов и ответчиков.
Исходя из буквального содержания приведенной правовой нормы, наличие у истца или ответчика по делу подтвержденного статуса государственного органа или органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения от обязанности по уплате государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
В то же время не может являться препятствием для освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной (кассационной) жалобой государственного органа или органа местного самоуправления его привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, выступающего в защиту государственных и (или) общественных интересов (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Основными условиями для освобождения от уплаты государственной пошлины иных органов, приведенных в пункте 32 Постановления N 46 в качестве примера и не входящих в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации), как разъяснено в названном пункте Постановления N 46, являются то, что они выполняют публично-правовые функции и выступают в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Согласно абзацу 3 пункта 32 Постановления N 46 если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Таким образом, с учетом приведенных разъяснений было бы парадоксальным, когда иные органы, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции, а также государственные или муниципальные учреждения, выполняющие отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления), выступающие в защиту государственных, общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, а сам государственный орган (орган местного самоуправления), выступающий в защиту государственных, общественных интересов, такой льготы был бы лишен.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти.
Как указывалось выше, в рассматриваемом случае оспариваемым решением с Российской Федерации в лице Управления за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взысканы денежные средства, с чем не согласен податель жалобы, выступающий в защиту казны Российской Федерации и представляющий интересы Российской Федерации в этой области.
То обстоятельство, что податель жалобы является третьим лицом по делу, а не ответчиком, с учетом специфики бюджетного законодательства не исключает его функции защиты публичных государственных, общественных интересов в рассматриваемом споре.
При таких обстоятельствах определение суда апелляционной инстанции от 11.06.2019 подлежит отмене, а дело - направлению в тот же суд для рассмотрения вопроса о принятии к производству апелляционной жалобы Министерства на решение суда первой инстанции от 17.04.2019.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу N А55-31208/2018 отменить.
Дело направить в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения вопроса о принятии к производству апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2019 по делу N А12-31208/2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основными условиями для освобождения от уплаты государственной пошлины иных органов, приведенных в пункте 32 Постановления N 46 в качестве примера и не входящих в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации), как разъяснено в названном пункте Постановления N 46, являются то, что они выполняют публично-правовые функции и выступают в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Согласно абзацу 3 пункта 32 Постановления N 46 если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
...
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2019 г. N Ф06-51059/19 по делу N А55-31208/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-56965/19
02.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15132/19
19.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51059/19
14.06.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10058/19
11.06.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8163/19
10.04.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31208/18