г. Казань |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А57-20318/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Кузьминой С.В. (доверенность от 14.01.2019),
ответчика - Материкиной Н.Н. (доверенность от 29.03.2019 N 09/5116),
в отсутствие:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное)
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А57-20318/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абрис" (ОГРН 1026403051927, ИНН 6453004237) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) (ОГРН 1026403041653, ИНН 6453061549), заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Абрис" (далее - ООО "Абрис", общество) с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда, Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 06.06.2018 N 07V12180000430, вынесенное в отношении ООО "Абрис", об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Абрис" требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 по делу N А57-20318/2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт. Признано недействительным решение Управления пенсионного фонда от 06.06.2018 N 073V12180000430 о привлечении ООО "Абрис" к ответственности за совершение нарушения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемых ненормативных актов) (далее - Закон о страховых взносах).
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании решения Управления Пенсионного фонда от 22.03.2018 N 073V02180000220 в отношении ООО "Абрис" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности представленных индивидуальных сведений плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. По результатам выездной проверки составлен акт от 26.04.2018 N 073V10180000729.
В ходе выездной проверки выявлены нарушения статей 7, 8, 9, частей 3, 4, 5 статьи 15, части 2 статьи 28, части 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах, выразившиеся в том числе в неначислении страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат и иных вознаграждений физического лица, занятого на работах с особыми и опасными условиями труда.
Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 06.06.2018 N 073V12180000430 о привлечении ООО "Абрис" к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона о страховых взносах в виде штрафа в общей сумме 3008 руб. 80 коп. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам 15 044 руб., и пени 1906 руб. 65 коп.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "Абрис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что плательщик был не вправе в проверенном периоде 2015-2016 годах к рабочим местам, по отношению к которым согласно проведенной аттестации рабочих мест от 20.12.2012 установлен допустимый класс условий труда, а именно: "производитель работ", применять дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2.1. статьи 58.3 Закона о страховых взносах, равные нулю.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Как установлено судом, основанием для доначисления заявителю страховых взносов за 2015, 2016 годы послужил вывод Управления Пенсионного фонда о неправомерном не исчислении обществом страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах, в отношении работника, занимающего должность "производителя работ".
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах предусмотрено, что организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о страховых взносах контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Закона о страховых взносах органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном названным Федеральным законом.
На основании статьи 25 Закона о страховых взносах своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Частью 1 статьи 47 Закона о страховых взносах неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона о страховых взносах, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.20017 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ)), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ РФ.
Положениями статьи 27 Закона N 173-ФЗ определены обобщенные категории лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не конкретизированы работы, которые дают такое право (за исключением отдельных случаев).
Полномочия по утверждению списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в которых должны быть заняты работники, а также правила исчисления периодов работы и назначения досрочных пенсий предоставлены Правительству Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 утверждены Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Судами установлено, что специальности "производитель работ" (22900006-24441) входит в Список N 2 (раздел"XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов").
Пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ определено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 этой статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 названной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 58.3 Закона о страховых взносах в редакции, действующей до 01.01.2014, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 в статью 58.3 Закона о страховых взносах введена часть 2.1, в соответствии с которой дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для названных плательщиков страховых взносов применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.
Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
Исходя из совокупности указанных норм права и учитывая, что по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной обществом 20.12.2012, условия труда по специальности "производитель работ" по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены ко второму классу (допустимые), в отношении которого частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах установлен дополнительный тариф 0%, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у заявителя обязанности уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных указанным работникам в спорный период.
Однако при этом суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
При определении дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны допустимыми, пункт 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ не применяется.
В связи с этим, в отношении выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, а с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест, подлежат начислению дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2019 N 310-ЭС19-3100 по делу N А64-1660/2018.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого решения пенсионного фонда и полагает необходимым постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2019 по настоящему делу.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 по делу N А57-20318/2018 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2019 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При определении дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны допустимыми, пункт 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ не применяется.
В связи с этим, в отношении выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, а с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест, подлежат начислению дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2019 N 310-ЭС19-3100 по делу N А64-1660/2018.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого решения пенсионного фонда и полагает необходимым постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2019 по настоящему делу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2019 г. N Ф06-50230/19 по делу N А57-20318/2018