г. Казань |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А65-41036/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Как дома" - Касимова Р.С., доверенность от 25.01.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2019 (судья Бредихина Н.Ю.)
по делу N А65-41036/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Как дома" (ОГРН 1161690093377 ИНН 1660270460) к муниципальному образованию города Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554) о взыскании убытков, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Мухаметшина Наиля Гусмановича, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Как дома" (далее - истец, общество "Как дома") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному образованию города Казани в лице Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани (далее - ответчик, Исполком) о взыскании убытков в размере 69 282,77 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мухаметшин Наиль Гусманович (далее - Мухаметшин Н.Г.), муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани".
В обоснование заявленных требований указано, что 13.05.2015 между Мухаметшиным Н.Г. (арендатор) и Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Комитет) (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 18419, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1606 кв. м, кадастровый номер 16:50:240619:37, расположенный по адресу: г. Казань, Советский район, ж/м Кульсеитово с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство.
29.07.2015 в связи с государственной регистрацией права собственности на жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, Мухаметшин Н.Г. обратился в Комитет с заявлением о выкупе земельного участка в собственность.
Право собственности Мухаметшина Н.Г. на земельный участок зарегистрировано 19.01.2016.
В результате ненадлежащего исполнения возложенных на ответчика функций по своевременному рассмотрению заявления о выкупе земельного участка от 29.07.2015, Мухаметшину Н.Г. причинены убытки в виде разницы между уплаченной арендной платой по договору аренды от 13.05.2015 N 18419 за период с 14.09.2015 по 18.01.2016 в размере 182 246,67 руб. и размером земельного налога, подлежащего уплате в сумме 1786,73 руб., которые составили 180 459,94 руб.
Мухаметшин Н.Г. уступил право требования убытков в размере 180 459,94 руб., причиненных ему в связи с нарушением Комитетом сроков рассмотрения заявления от 29.07.2015, обществу "Как дома" на основании договора уступки права требования от 18.06.2018 N 18.06.2018/5.
Общество "Как дома" направило в адрес Комитета претензию от 21.06.2018 N 3/06.18 с требованием о возмещении убытков. Претензия оставлена без ответа.
Общество "Как дома" обратилось в рамках дела N А65-28034/2018 о взыскании убытков в размере 111 177,17 руб., и в рамках настоящего дела о взыскании оставшейся части убытков в размере 69 282,77 руб. (180 459,94 руб. -111 177,17 руб.).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2019 исковое заявление о взыскании убытков в размере 69 282,77 руб. принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением от 28.02.2019 принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части, Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении ходатайства Комитета о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового (административного) судопроизводства отказал; иск удовлетворил; взыскал с муниципального образования г. Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань за счет казны муниципального образования г. Казань в пользу общества "Как Дома" убытки в размере 69 282,77 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 771 руб.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 апелляционная жалоба Комитета возвращена в связи с пропуском срока на ее подачу.
Комитет, не согласившись с судебным актом суда первой инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм действующего законодательства.
По мнению заявителя жалобы, истцом нарушен досудебный порядок урегулирования спора, общество "Как Дома" является ненадлежащим истцом по делу, поскольку сумму арендной платы уплачивал Мухаметшин Н.Г., а не названное общество, договор уступки права подлежал государственной регистрации, о состоявшемся переходе права в Комитет уведомление не направлено, суд не дал оценку соглашению о расторжении договора аренды, Мухаметшин Н.Г. обязался платить арендную плату до даты перехода права собственности.
В судебном заседании представитель общества "Как дома" возражал на доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Дело N А65-41036/2018 рассмотрено в суде первой инстанции в порядке упрощенного производства.
В силу второго абзаца части 4 статьи 229 АПК РФ решение суда, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ и лишь в случае, если такое решение являлось предметом рассмотрения апелляционного суда, либо если суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Таким образом, суд кассационной инстанции проверяет наличие безусловных оснований к отмене судебных актов, принятых по результатам рассмотрения исковых требований в порядке упрощенного производства.
Как видно из оспариваемого решения, суд пришел к выводу, что неправомерная задержка рассмотрения заявления Мухаметшина Н.Г. повлекла убытки в виде разницы между фактически уплаченной им арендной платой и расходами на уплату земельного налога, которые он понес бы, если бы его право не было нарушено, и с учетом правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 N 305-ЭС16-20734, удовлетворил иск в этой части требований, взыскав с муниципального образования г. Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань за счет казны муниципального образования г. Казань в пользу общества "Как Дома" убытки в размере 69 282,77 руб.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае общество предъявило иск к публично-правовому образованию, в лице Исполкома как государственного органа муниципального образования г. Казани, действиями которого в ходе исполнения его функций истцу и были причинены убытки, в ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции Исполком не ссылался на отсутствие у него полномочий на участие в данном деле.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Также в абзаце 2 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отмечено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Согласно пункту 2.1.5 решения Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 23-3 "О Муниципальном казенном учреждении "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" целями деятельности Управления являются, 2.1.1. обеспечение реализации единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в городе Казани; 2.1.2. непосредственное составление проекта бюджета города Казани и организация его исполнения в установленном порядке; 2.1.3. составление бюджетной отчетности муниципального образования города Казани на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств; 2.1.4. разработка программы муниципальных заимствований и ее реализация в установленном порядке; 2.1.5. обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления; 2.1.6. реализация переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Казани.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что убытки в силу статей 16 и 1069 ГК РФ, части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) подлежат взысканию с муниципального образования в лице его исполнительно-распорядительного органа, являющегося главным распорядителем средств муниципального бюджета, каким является Исполком; выводы судов по настоящему делу сделаны о правах и об обязанностях сторон спора с учетом задач и целей судопроизводства; исполнение судебного акта, по которому долг взыскан за счет казны публично-правового образования, производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ независимо от того, в лице какого органа участвовало публично-правовое образование при рассмотрении дела в суде.
В соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что рассмотрение в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства.
Как указано в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, части 5 статьи 227 АПК РФ (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при принятии искового заявления (заявления) к производству, так и в ходе рассмотрения этого дела.
В случае выявления таких обстоятельств суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть 5 статьи 232.2 ГПК РФ, часть 6 статьи 227 АПК РФ). Такое определение не подлежит обжалованию.
Указанное определение может быть вынесено, в том числе по результатам рассмотрения судом ходатайства участвующего в деле лица, указавшего на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, пунктами 1 - 3 части 5 статьи 227 АПК РФ.
По формальным требованиям (цена иска) настоящее дело относится к перечню, указанному в пункте 1 части 1 статьи 227 АПК РФ, согласие сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства при наличии указанных обстоятельств не требуется.
Ходатайство Комитета о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства судом первой инстанций изучено и отклонено со ссылкой на часть 5 статьи 227 АПК РФ из-за отсутствия оснований для рассмотрения дела по таким правилам.
Комитет в суде не обосновал необходимость рассмотрения дела по общим правилам искового производства, не пояснил, какие дополнительные доказательства необходимо исследовать суду первой инстанции и не представил их суду.
Само по себе наличие у Комитета возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не является основанием для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства.
Аналогичные подходы изложены по делам N А65-28031/2018, N А65-28033/2018, N А65-28034/2018 между теми же сторонами, в передаче кассационных жалоб по которым для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Комитету отказано определениями Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2019 N 306-ЭС19-11806, N 306-ЭС19-11907, N 306-ЭС19-11877.
Жалоба заявителя также не содержит доводов, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, при установлении которых суд обязан был перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Таким образом, ссылка заявителя жалобы на не рассмотрение дела в общем порядке не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанций по фактическим обстоятельствам дела и правильность применения судом норм материального права суд кассационной инстанции не проверяет в силу отсутствия полномочий по пересмотру судебного акта, принятого в порядке упрощенного производства, по этим основаниям.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Комитета не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2019 по делу N А65-41036/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.1.5 решения Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 23-3 "О Муниципальном казенном учреждении "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" целями деятельности Управления являются, 2.1.1. обеспечение реализации единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в городе Казани; 2.1.2. непосредственное составление проекта бюджета города Казани и организация его исполнения в установленном порядке; 2.1.3. составление бюджетной отчетности муниципального образования города Казани на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств; 2.1.4. разработка программы муниципальных заимствований и ее реализация в установленном порядке; 2.1.5. обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления; 2.1.6. реализация переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Казани.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что убытки в силу статей 16 и 1069 ГК РФ, части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) подлежат взысканию с муниципального образования в лице его исполнительно-распорядительного органа, являющегося главным распорядителем средств муниципального бюджета, каким является Исполком; выводы судов по настоящему делу сделаны о правах и об обязанностях сторон спора с учетом задач и целей судопроизводства; исполнение судебного акта, по которому долг взыскан за счет казны публично-правового образования, производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ независимо от того, в лице какого органа участвовало публично-правовое образование при рассмотрении дела в суде."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2019 г. N Ф06-50588/19 по делу N А65-41036/2018