г. Казань |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А55-11187/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Королёвой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал-нефть"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023
по делу N А55-11187/2022
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-нефть" о внесении изменений в договор аренды лесного участка и взыскании арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-нефть" (далее - ответчик, общество "Капитал-нефть", общество) о взыскании арендной платы в размере 152 156 руб. 67 коп. за период 2019-2020 г.г., внесение изменений в договор аренды лесного участка N 63/07 от 20.02.2008.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023, исковые требования удовлетворены частично, с общества "Капитал-нефть" взыскано 152 156 руб. 67 коп. задолженности за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, в остальной части иска отказано.
Общество "Капитал-нефть", не согласившись с принятыми судебными актами в части взыскания 152 156 руб. 67 коп. задолженности обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты в указанной части отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы полагает, что применение новых ставок к расчету арендной платы вследствие отнесения арендованного участка к особо защитным участкам леса возможно только после вступления в силу решения Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2023 по делу N А55-31860/2022, которым были внесены изменения в действующий договор аренды. Кроме этого, суды не приняли во внимание, что отнесение арендованного лесного участка к особо защитным участкам лесов неправомерно, поскольку арендованный лесной участок располагается в лесопарковых зонах защитных лесов; а в соответствии с пунктом 132 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510, в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, особо защитные участки лесов не проектируются.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу возражает относительно доводов жалобы общества, просит оставить судебные акты в обжалуемой части без изменения.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.11.2023 рассмотрение кассационной жалобы общества "Капитал-нефть" отложено на 21.12.2023 на 13 часов 45 минут (по московскому времени) в порядке статьи 158 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.12.2023 рассмотрение кассационной жалобы общества "Капитал-нефть" отложено на 10.01.2024 на 14 часов 30 минут (по московскому времени) в связи с болезнью судьи Хайруллиной Ф.В. в порядке абзаца второго части 5 статьи 158 АПК РФ.
В судебное заседание, назначенное на 10.01.2024, стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, на основании решения комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), 20.02.2008 между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и обществом "Капитал-Нефть" заключен договор аренды лесного участка N 63/07 (далее - договор от 20.02.2008 N 63/07) сроком с 20.02.2008 по 18.12.2055, по условиям которого арендатору передается во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, из земель лесного фонда площадью 2,05 га для осуществления рекреационной деятельности, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, выдел 14.
Данный лесной участок является частью лесного участка из земель лесного фонда площадью 7 087 га, имеющего местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, кадастровый номер 63:26:0000000:0263, учетный кадастровый номер части лесного участка - 029.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 18.12.2006.
Договор аренды лесного участка от 20.02.2008 N 63/07 зарегистрирован 12.01.2011, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора, где: пунктом 5 договора предусмотрено, что арендная плата составляет 176 550 руб. в год; пунктом 6 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ; пунктом 7 договора предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 5 договора суммы до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
Как следует из приложений к договору, переданный в аренду лесной участок относится к категории защитных лесов.
Министерство, ссылаясь на то, что проведено новое лесоустройство Красноярского лесничества, в результате которого произошло существенное изменение количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с данными, указанными в ранее заключенном договоре, что привело к отнесению лесного участка к категории "особо защитных лесов", что следует из пункта 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" (далее - приказ Рослесхоза N 219), которым выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы в соответствии с приложениями 12 - 22, приложения 16 к названному приказу, где указаны сведения о границах особо защитных участков лесов, выделенных на территории Красноярского лесничества Самарской области и из которого следует, что лесные участки из земель лесного фонда в квартале 78 выдел 14, 15 относятся к лесным участкам вокруг сельских населенных пунктов, садовых товариществ, что также подтверждается выпиской из государственного лесного реестра от 21.01.2022, в то время как информация о лесах, содержащаяся в договоре, указана в соответствии с прежними материалами лесоустройства, направило в адрес ответчика дополнительное соглашение, содержащее иные показатели земельного участка, используемые при расчете арендной платы, соответствующие категории защитных лесов, относящихся к особо защитным.
В соответствии с пунктом "а" примечания к таблице 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единиц объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310) в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах установлен коэффициент - 2.
Министерство, принимая во внимание, что арендуемый обществом лесной участок относится к особо защитным участкам лесов, в связи с чем при расчете размера арендной платы подлежал применению коэффициент в размере 2, предусмотренный вышеуказанным Постановлением N 310, в этой связи размер арендной платы за 2019 год и 2020 год изменился, у ответчика образовалась задолженность по договору аренды за 2019 год в размере 69 295 руб. 45 коп., за 2020 год - в размере 82 861 руб. 22 коп., направило в адрес ответчика письмо от 26.11.2021 N МЛХ-05-02/28754 с предложением оплатить задолженность по арендной плате и подписать дополнительное соглашение к договору, в целях приведения условий договора в соответствие со ставками, утвержденными Постановлением N 310.
Ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по внесению арендной платы и наличие задолженности, а также не представление ответа на предложение арендодателя о подписании дополнительного соглашения, несмотря на получение 03.12.2021 письма с дополнительным соглашением, послужило основанием для обращения Министерства с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции, при разрешении спора руководствовались положениями статей 195, 199, 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 67.1, 71, 73 ЛК РФ, Постановлением N 310, установили, что спорный лесной участок находится в государственной собственности, к нему применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденные Постановлением N 310, следовательно, установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон, и, как следствие, быть предметом спора об урегулировании разногласий, в связи с чем удовлетворили исковые требования частично, а именно, отказали в удовлетворении требования о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 20.02.2008 N 63/07 путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды, и удовлетворили исковые требования в части взыскания арендной платы, признав, что расчет размера арендной платы за указанный лесной участок подлежит определению с применением коэффициентов, предусмотренных примечанием к таблице 11, утвержденной Постановлением N 310, в том числе коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, установив факт отнесения арендуемого лесного участка из земель лесного фонда площадью 2,05 га с кадастровым номером 63:26:1805021:212, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, учитывая, что арендная плата за данные лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, является нормативно-регулируемой, принимая во внимание условие договора аренды от 20.02.2008 N 63/07 о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, что не противоречит действующему законодательству, установив, что расчет размера арендной платы за пользование спорным лесным участком по договору аренды от 20.02.2008 N 63/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 был осуществлен без применения коэффициента 2, в результате чего у общества за данный период образовалась задолженность по арендной плате в размере 152 156 руб. 67 коп.
Довод кассационной жалобы о том, что при определении размера арендной платы за спорный период не подлежал применению коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной Постановлением N 310, в связи с чем при расчете размера арендной платы подлежал применению коэффициент в размере 1, повторяет ранее приведенные доводы общества, в том числе, в суде апелляционной инстанции, был предметом оценки судов, подлежит отклонению.
Как установлено частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно частям 1 и 3 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Согласно таблице 11 к Постановлению N 310 ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности в Самарской области составляет 5 110 руб. за гектар в год.
В примечании к данной таблице утверждены коэффициенты, подлежащие применению к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, в том числе: коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов (пункт "а" примечания к таблице 11).
В соответствии с пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной Постановлением N 310, коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2; в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5; в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) - 1,5; в отношении зеленых зон, лесопарковых зон - 1; в отношении эксплуатационных лесов - 0,5.
В настоящем деле судами установлено, материалами дела подтверждается, что арендуемый обществом лесной участок с кадастровым номером 63:26:1805021:212, расположенный на территории Красноярского лесничества Самарской области в соответствии с приказом Рослесхоза N 219 выделен как особо защитный участок лесов, с установлением его границ и относится к особо защитным участкам лесов, что также подтверждается выпиской из государственного лесного реестра, в связи с чем суды, и с учетом изменений, внесенных в лесохозяйственный регламент Красноярского лесничества, в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах обоснованно признали, что при расчете размера арендной платы подлежал применению коэффициент 2, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной Постановлением N 310, вместо ранее установленного коэффициента - 1, что подтверждает наличие задолженности по арендной плате за 2019 -2020 годы в заявленном размере.
Расчет иска судами проверен и признан верным, доказательств погашения задолженности по договору аренды лесного участка от 20.02.2008 N 63/07 обществом "Капитал-нефть" не представлено, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и взыскания 152 156 руб. 67 коп. задолженности за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
Таким образом, доводы общества "Капитал-нефть" о неверном определении суммы долга со ссылкой на отсутствие оснований для отнесения арендованного лесного участка к особо защитным участкам лесов был предметом оценки судов, признан неправомерным с учетом характеристик лесного участка, отраженных в представленной Выписке из государственного лесного реестра от 21.01.2022.
Доводы общества "Капитал-нефть" о том, что отнесение арендованного лесного участка к особо защитным участкам лесов неправомерно, поскольку по данным государственного лесного реестра арендованный лесной участок располагается в лесопарковой зоне защитных лесов; в соответствии с пунктом 132 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510, в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, особо защитные участки лесов не проектируются, также подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтверждается отнесение спорного лесного участка на момент его аренды к защитным участкам лесов, в которых в силу положений статьи 119 ЛК РФ о том, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах, возможно выделение особо защитных участков.
К особо защитным участкам лесов относятся участки лесных земель, имеющие защитное значение и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Проектирование особо защитных участков лесов осуществляется в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках.
Согласно пункту 134 Лесоустроительной инструкции к участкам лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов относятся участки лесных земель, непосредственно примыкающие к таким населенным пунктам в радиусе 1 километра, выделяемые от границы поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Проектирование участков лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов осуществляется на основании сведений об описании местоположения границ поселков городского типа, сельских населенных 2 пунктов, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с учетом сохранения статуса ранее выделенного данного вида особо защитного участка лесов на основании материалов предыдущего лесоустройства.
Создание и изменение границ (величина радиуса) данного вида особо защитных участков лесов устанавливаются на основании обоснованных предложений органов местного самоуправления.
Доводы общества о том, что решением Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2023 по делу N А55-31860/2022, внесены изменения в договор аренды лесного участка в судебном порядке, поэтому расчет размера арендной платы с применением коэффициента 2 возможен только после вступления в силу решения суда Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2023 по делу N А55-31860/2022, подлежат отклонению.
Из дополнительных письменных пояснений общества, представленных при разрешении настоящего спора в суд 24.04.2023 через систему "Мой арбитр" следует, что внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке (на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2023 по делу N А55-31860/2022), обусловлено только внесением изменений в части адреса местоположения участка (вместо ранее указанного в договоре расположения земельного участка в выделе 14 квартала 78, внесены изменения о расположении лесного участка в выделах 13, 14, 15, 18 квартала 78).
Судебная коллегия считает, что поскольку изменения, внесенные в договор влекут изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время, поэтому возможность расчета арендной платы с учетом изменившихся таксационных характеристик лесного участка в результате внесения об этом изменений в договор аренды в судебном порядке, в том числе, в отношении местоположения лесного участка, могут быть учтены на будущее время и при несогласии с таким размером могут являться предметом самостоятельного спора с учетом материалов лесоустройства, таксации.
При таких обстоятельствах, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к несогласию ответчика с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую оценку; переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ).
В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 по делу N А55-11187/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о том, что решением Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2023 по делу N А55-31860/2022, внесены изменения в договор аренды лесного участка в судебном порядке, поэтому расчет размера арендной платы с применением коэффициента 2 возможен только после вступления в силу решения суда Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2023 по делу N А55-31860/2022, подлежат отклонению.
Из дополнительных письменных пояснений общества, представленных при разрешении настоящего спора в суд 24.04.2023 через систему "Мой арбитр" следует, что внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке (на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2023 по делу N А55-31860/2022), обусловлено только внесением изменений в части адреса местоположения участка (вместо ранее указанного в договоре расположения земельного участка в выделе 14 квартала 78, внесены изменения о расположении лесного участка в выделах 13, 14, 15, 18 квартала 78)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2024 г. N Ф06-9989/23 по делу N А55-11187/2022