г. Казань |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А65-21319/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Железнова-Липеца А.А. по доверенности от 29.01.2019,
ответчика - Халиуллиной Г.Г. по доверенности от 24.09.2018 (до отложения), Фофоновой Л.Т. по доверенности от 22.08.2019,
третьего лица - АО "Татэнерго" - Ахметовой А.Р. по доверенности от 21.05.2019 N 119/20-229,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Академия уюта"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2018 (судья Хамидуллина Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 (председательствующий судья Шадрина О.Е., судьи Демина Е.Г., Морозоа В.А.)
по делу N А65-21319/2018
по иску товарищества собственников жилья "Академия уюта" (ОГРН 1171690028432, ИНН 1659180364), г. Казань, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (ОГРН 1061684096583, ИНН 1659065386), г. Казань о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной "Единый расчетный центр - "Татэнергосбыт", г. Казань, акционерное общество "Татэнерго", г. Казань, Муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приволжского района",
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Академия уюта" (далее - ТСЖ "Академия уюта", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (далее - ООО "УК ЖКХ Приволжского района", ответчик) о взыскании (с учетом уточнений исковых требований) неосновательного обогащения в сумме 2 682 977,19 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 100 097,10 рублей за период с 07.05.2018 по 08.11.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной "Единый расчетный центр - "Татэнергосбыт", акционерное общество "Татэнерго", Муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приволжского района".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просил принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании просила вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Представитель акционерного общества "Татэнерго" в отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном заседании просила вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Иные третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Определением суда от 08.08.2019 в соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу было отложено на 12 часов 10 минут 22.08.2019.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в период с 01.01.2013 по 31.08.2014 ответчик осуществлял функции управляющей организации в отношении многоквартирного жилого дома N 119 по ул. Хади Такташа г. Казани.
17.03.2017 Общим собранием собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома 17.03.2017 было принято решение о создании товарищества собственников жилья, определен способ управления многоквартирным домом - ТСЖ "Академия уюта".
Истцом было направилено в адрес АО "Татэнерго", в Муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" обращения по суммам начислений за потребленную тепловую энергию и теплоноситель по показаниям общедомового прибора учета по спорному многоквартирному дому и суммам перечислений от ООО "Управляющая компания Приволжского района" соответственно.
АО "Татэнерго" в письме от 28.12.2016 N 130-08/8152 разъяснило порядок начисления теплоносителя, приложив информацию по суммам начислений за 2013-2016 годы.
МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" письмом от 20.10.2016 N 1127/17 сообщил, что за период с 01.02.2013 по 30.09.2016 населению начислено 5 294 417,40 рублей за услуги технического обслуживания и ремонта жилого здания, внутридомовых систем водоснабжения и канализации, внутридомовых систем центрального отопления, внутридомовых сетей электроснабжения и электрооборудования, оплачено населением - 5 219 977,98 рублей, а также представлены сведения о размерах денежных средств, перечисленных поставщикам услуг, в том числе по коммунальным услугам за период с февраля 2013 года по август 2016 года.
Письмом от 25.11.2016 N 9315/ИК МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в дополнение представил перечень поставщиков услуг и информацию о перечисленных денежных средствах.
Полагая, что имеется разница между начислениями АО "Татэнерго" за тепловую энергию в период с 01.01.2013 по август 2014 и поступившими денежными средствами от населения ответчику, которая составила сумму в 2 682 977,19 рублей, истец 28.04.2018 направил ответчику претензию с требованием возвратить её как неосновательное обогащение, которая оставлена последним без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 209,291 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 153, 155, 157, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ: - собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1); - расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (пункт 2); - если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Отношения по поставке и учету коммунального ресурса (в спорный период) регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 253), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857).
Согласно Постановлению N 857 органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могли принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Кабинетом Министров Республики Татарстан данное право было реализовано и принято постановление от 14.09.2012 N 2770, которым с 01.09.2012 в 15 муниципальных образованиях Республики Татарстан, в т.ч. для г. Казани, был сохранен порядок определения размера платы граждан за коммунальную услугу по отоплению, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, с условием применения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Как установлено нижестоящими судами в спорный период на территории г. Казани применялись нормативы потребления тепловой энергии на отопление, утвержденные постановлением руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 07.06.2008 N 2777.
Величина норматива потребления тепловой энергии указана из расчета оплаты равными долями в течение календарного года (по 1/12).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, определен порядок корректировки размера платы за отопление.
Согласно пункту 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения 2 к Правилам N 354, исходя из показаний общедомового прибора учета за истекший год.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N2 к Правилам N307.
Таким образом, Правилами N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, и корректировка размера платы на отопление не производится.
В данном случае расчет неосновательного обогащения составлен истцом на основании письма МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" от 20.10.2016 N 1127/17.
Согласно письму от 25.11.2016 N 9315/ИК МКУ "Комитет ЖКХ ИКМО г. Казани", на которое также ссылается истец, сумма, перечисленная АО "Татэнерго", составляет 8 776 674,66 рублей, а не 6 093 697,47 рублей.
Между тем, истцом не было принято во внимание, что в представленных сведениях АО "Татэнерго" информация по суммам начислений указана исходя из расчета потребления (без учета корректировок).
Как указано выше, проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета со ссылкой на письмо Министерства строительства и ЖКХ РФ N 25263-ОД/4 от 12.11.2014.
Согласно данным поставщика, представленным истцом, общедомовой прибор учета не работал в марте 2013 года, феврале 2014 года, марте 2014 года, что сторонами не оспаривается.
Рассмотрев материалы дела, суды правомерно установил, что корректировка за период с 01.01.2013 по 31.08.2014 как ответчиком, так и ООО "Единый расчетный центр - "Татэнергосбыт" не представляется возможной, так как не учтен совокупный объем потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета, что не противоречит Правилам N 307.
Согласно агентскому договору от 01.06.2014 N 36/14-А, заключенному с ответчиком, ООО "ЕРЦ - "Татэнергосбыт" осуществляет расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, формирование и печать платежных документов, перечисление поступивших платежей в адрес Принципала и поставщиков услуг на основании поручений управляющей организации.
Согласно Постановлению N 253 поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего документа, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей.
Исходя из изложенного, учет перечислений в разрезе жилищно-коммунальных услуг и в разрезе жилых домов ООО "ЕРЦ - "Татэнергосбыт" не производится, так как перечисления собранных денежных средств ООО "ЕРЦ - "Татэнергосбыт" в адрес поставщиков осуществляет без указания адресов по мере поступления денежных средств, что соответствует законодательству.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что за спорный период управления полученные от населения денежные средства в сумме 8 776 674,66 рублей на услуги: горячая вода, ОДН-горячая вода, отопление в полном объеме перечислены поставщикам услуг.
Доказательств наличия оснований для перерасчета платежей, доказательств оказания услуг: горячая вода, ОДН-горячая вода, отопление со стороны ответчика не в полном объеме либо с иными, с нарушениями действующего законодательства истцом представлены не были.
На основании изложенного, суд округа пришел к выводу о недоказанности истцом наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Материалами дела подтверждается, что ответчик полностью произвел оплату за оказанные услуги и поставленный ресурс.
Представленный истцом расчет не подтвержден первичными документами (показаниями приборов учета, методикой расчета и т.п.).
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 по делу N А65-21319/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Академия уюта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N2 к Правилам N307.
Таким образом, Правилами N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета.
...
Рассмотрев материалы дела, суды правомерно установил, что корректировка за период с 01.01.2013 по 31.08.2014 как ответчиком, так и ООО "Единый расчетный центр - "Татэнергосбыт" не представляется возможной, так как не учтен совокупный объем потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета, что не противоречит Правилам N 307.
...
Согласно Постановлению N 253 поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и которые не противоречат законодательству Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2019 г. N Ф06-49843/19 по делу N А65-21319/2018