г. Казань |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А12-45146/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.02.2019 (судья Сурков А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 (председательствующий судья Котлярова А.Ф., судьи Дубровина О.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-45146/2018
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028), г. Волгоград к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), г. Волгоград о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик) о взыскании задолженности по договору от 22.12.2017 N 1000073/18 за сентябрь 2018 года в размере 17 021 061,52 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.02.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу ПАО "Волгоградэнергосбыт" взыскана задолженность в размере 17 021 061,52 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Также с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 106 105 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 решение суда от 04.02.2019, оспоренное ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в части взыскания основного долга и государственной пошлины, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просил принятые по делу судебные акты в части взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 106 105 рублей отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. По мнению ответчика, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является государственным органом и входит в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а, следовательно, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождается от уплаты госпошлины как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчика.
Отзыв на кассационную жалобу истцом суду не представлен.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу судебные акты обжалуются только в части, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статья 286 АПК РФ.
Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора в обжалуемой части норм процессуального права проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, и сделан вывод о наличии оснований для отмены решения от 04.02.2019 и постановления от 12.04.2019 в части взыскания с ответчика государственной пошлины в сумме 106 105 рублей в доход федерального бюлжета, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением суда первой инстанции от 04.02.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2019, удовлетворены исковые требования ПАО "Волгоградэнергосбыт" о взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России задолженности по оплате электрической энергии по договору ресурсоснабжения (государственный контракт) от 22.12.2017 N 1000073/18 в размере 17 021 061,52 рублей.
Также нижестоящими судами с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в доход федерального бюджета была взыскана государственная пошлина в сумме 106 105 рублей.
При этом суды исходили из того, что ответчиком суду не было представлено доказательств, что он является органом военного управления, созданным в целях обороны и безопасности государства, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), при выступлении в качестве истца или ответчика.
В соответствии с подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Из разъяснений, изложенных в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражный судах", в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Таким образом, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Приказом Министра обороны Российской Федерации утвержден Перечень органов военного управления, ответственных за работу по оформлению и ведению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями) базового (отраслевого) перечня и ведомственного перечня", а также Перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждениям.
Пунктом 8 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетом (автономным) учреждениям (приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.08.2016 N 520) дополнен пунктом следующего содержания: "76 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации".
К основным задачам ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России относятся: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России установлено, что "Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства". Являясь федеральным бюджетным учреждением ответчик осуществляет свою деятельность исключительно в рамках выделенных бюджетных лимитов.
Поскольку в данном случае спор возник с предоставлением услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, то участие ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа военного управления.
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395 по делу N А21-6452/2015 и от 30.08.2018 N 308-ЭС18-4775 по делу N А53-16607/2017.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в соответствии со статьей 333.37 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины
Исходя из изложенного, решение от 04.02.2019 и постановление от 12.04.2019 в части взыскания с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 106 105 рублей подлежат отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 по делу N А12-45146/2018 в части взыскания с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 106 105 рублей - отменить.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетом (автономным) учреждениям (приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.08.2016 N 520) дополнен пунктом следующего содержания: "76 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации".
...
Поскольку в данном случае спор возник с предоставлением услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, то участие ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа военного управления.
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395 по делу N А21-6452/2015 и от 30.08.2018 N 308-ЭС18-4775 по делу N А53-16607/2017.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в соответствии со статьей 333.37 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины
Исходя из изложенного, решение от 04.02.2019 и постановление от 12.04.2019 в части взыскания с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 106 105 рублей подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф06-50229/19 по делу N А12-45146/2018