г. Казань |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А55-29727/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Жигулевск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019
по делу N А55-29727/2018
по заявлению администрации городского округа Жигулевск, г. Жигулевск Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: Шнайдер Алины Дмитриевны, г. Жигулевск Самарской области, Баринова Александра Валентиновича, г. Жигулевск Самарской области, Бариновой Дианы Александровны, г. Жигулевск Самарской области, Бариновой Оксаны Тагирдановны, г. Жигулевск Самарской области, о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия.,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Жигулевск (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области), с привлечением третьих лиц Шнайдер Алины Дмитриевны, Баринова Александра Валентиновича, Бариновой Дианы Александровны и Бариновой Оксаны Тагирдановны, о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:02:0203006:617, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Фестивальная, д. 24, кв. 2, и земельного участка с кадастровым номером 63:02:0203006:653, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Фестивальная, д. 24, кв. 2, и земельного участка площадью 29,0 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена, изложенное в уведомлении от 13.07.2018 N 63-0-1-161/3301/2018-698, и обязании Управление Росреестра по Самарской области осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка площадью 416 кв. м (из земель населенных пунктов), относящегося к территориальной зоне Ж-1, частично ограниченного в использовании охраной зоной газопровода, расположенного адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Фестивальная, д. 24, кв. 2, разрешенное использование: блокированные жилые дома с приквартирными земельными участками, для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 63:02:0203006:617 площадью 252,0 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 63:02:0203006:653 площадью 135 кв. м, и земельного участка площадью 29 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена на основании заявления N 63-0-1-161/3301/2018-698.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе администрация просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 06.04.2018 муниципальное образование городской округ Жигулевск, Шнайдер Алина Дмитриевна, Баринов Александр Валентинович, Баринова Диана Александровна и Баринова Оксана Тагирдановна обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением N 63-0-1-161/3301/2018-698 о государственном кадастровом учете земельного участка, находящегося по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Фестивальная, д. 24, кв. 2. 13.07.2018 Управлением Росреестра по Самарской области в осуществлении заявленного учетного действия было отказано в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) вследствие не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и предусмотренных пунктом 7 частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ (л.д. 98).
В качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета представлен межевой план, подготовленный 05.04.2018 кадастровым инженером Волковой Еленой Ефимовной в связи с образованием земельного участка путем перераспределения двух земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0203006:617 и 63:02:0203006:653, государственная собственность на которые не разграничена и земель государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Фестивальная, д. 24, кв. 2. А также и земельного участка площадью 29 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0203006:617 площадью 252 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального домовладения, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Фестивальная, д. 24, кв. 2, находится в общей долевой собственности Шнайдер Алины Дмитриевны, Баринова Александра Валентиновича, Бариновой Оксаны Тагирдановны и Бариновой Дианы Александровны (дата регистрации 25.06.2013) на основании договора купли-продажи земельного участка и части жилого дома от 17.06.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.09.2017 (л.д. 17 - 18).
Земельный участок с кадастровым номером 63:02:0203006:653 площадью 135 кв. м категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Фестивальная, д. 24, кв. 2, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. В отношении указанного земельного участка 04.09.2014 в пользу вышеназванных собственников земельного участка с кадастровым номером 63:02:0203006:617 зарегистрирована аренда на основании договора аренды земельного участка от 30.07.2014 N 607, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.02.2017 (л.д. 20 - 22).
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета послужило то обстоятельство, что при перераспределении земельных участков и земель, находящихся в частной и в неразграниченной государственной собственности, образуется один земельный участок, что противоречит пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Посчитав уведомление управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета N 63-0-1-161/3301/2018-698 от 13.07.2018 незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 N 1266-О ЗК РФ, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
В соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.
Положениями статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается; существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (части 1, 2 статьи 11.2 ЗК РФ).
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой предусмотрены статьей 39.27 ЗК РФ.
Согласно статье 11.6 ЗК РФ при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок (пункт 2).
Норма пункта 5 статьи 11.6 ЗК РФ не допускает объединение земельных участков, принадлежащих нескольким лицам на ином праве, кроме права собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ).
Таким образом, закон жестко ограничивает субъектный состав перераспределительных отношений, запрещая перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами (кроме особо оговоренных случаев).
Основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения судам необходимо было установить наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ определены основания, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. К числу таковых, относится, в частности, подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 того же Кодекса.
Для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Данный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.2018 по делу N А49-2911/2018.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды мотивировали тем, что в данном случае при образовании спорного земельного участка были нарушены требования статьи 11.7 ЗК РФ, поэтому у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета данного объекта недвижимости.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должно осуществляться по правилам, установленным пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ.
Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, противоречит требованиям ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.
Как следует из схемы расположения земельных участков, утв. постановлением администрации городского округа Жигулевск от 21.03.2018 N 390, перераспределение земельных участков и земель в рассматриваемом случае не только не призвано устранить недостатки в местоположении границ исходных земельных участков, препятствующие их рациональному использованию, но и направлено на присоединение части земли, за счет которой мог быть сформирован самостоятельный земельный участок (л.д. 13 - 14).
Исследовав содержание представленного межевого плана от 05.04.2018, а также имеющихся в материалах дела документов в совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что указанный в межевом плане способ образования земельного участка не соответствует нормам земельного законодательства, так как в рассматриваемом случае фактически спорный земельный участок образован не путем перераспределения, а в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0203006:617 и 63:02:0203006:653 площадью 387 кв. м, заявлено же к постановке на кадастровый учет земельного участка 416 кв. м, в том числе и земельного участка 29,0 кв. м, государственная собственность на который не разграничена.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также предоставление в собственность Шнайдер Алины Дмитриевны, Баринова Александра Валентиновича, Бариновой Оксаны Тагирдановны и Бариновой Дианы Александровны арендуемого земельного участка, суд правильно посчитал, что перераспределение земельных участков и земель направлено на обход установленной законом процедуры предоставления земельного участка на торгах.
Из анализа материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что оснований предусмотренных в статье 39.28 ЗК РФ и обстоятельств, подтверждающих необходимость такого перераспределения в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ у земельных участков с целью приведения их в соответствие с проектом межевания территории отсутствуют.
С учетом специфики земельных отношений ЗК РФ также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, суды при рассмотрении настоящего спора должны проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.
В указанном выше определении Конституционного Суда Российской Федерации отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.
Таким образом, при отсутствии законных оснований для перераспределения земельных участков, третьи лица по настоящему делу не обладают правом на приобретение посредством такого перераспределения части участка, находящегося в публичной собственности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 по делу N А55-29727/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, суды при рассмотрении настоящего спора должны проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.
В указанном выше определении Конституционного Суда Российской Федерации отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф06-49755/19 по делу N А55-29727/2018