г. Казань |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А57-24734/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Саратовской области представителя:
комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Булановой И.А. (по доверенности),
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019
по делу N А57-24734/2018
по заявлению комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1096439000943, ИНН 6439071023) об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436), администрация Быково - Отрогского муниципального образования (ОГРН 1156451024872, ИНН 6439089119),
УСТАНОВИЛ:
комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решений от 27.09.2018 N 64/18-14846, от 27.09.2018 N 64/18-14843 об отказе в осуществлении кадастрового учета сооружений; об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету объекта - сети газоснабжения низкого давления к жилому дому N 7/1 по ул. Кирпичная, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Быково-Отрогское МО, с. Маянга, протяженностью 4 м; об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету объекта - сети газоснабжения низкого давления к жилому дому N 7/2 по ул. Кирпичная, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Быково-Отрогское МО, с. Маянга, протяженностью 2 м.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Быково - Отрогского муниципального образования, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.02.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 12.04.2018 Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области обратился в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлениями по осуществлению государственного кадастрового учета и постановке на учет бесхозяйного имущества в отношении: - сети газоснабжения низкого давления к жилому дому N 7/1 по ул. Кирпичная, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Быково-Отрогское МО, с. Маянга, протяженностью 4 м; - сети газоснабжения низкого давления к жилому дому N 7/2 по ул. Кирпичная, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Быково-Отрогское МО, с. Маянга, протяженностью 2 м.
Решениями от 27.06.2018 N 64/18-10507, N 64/18-10502 Управление Росреестра по Саратовской области сообщило о приостановлении осуществления кадастрового учета в отношении указанных выше объектов в связи с тем, что с заявлением о государственном учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо. Решениями от 27.09.2018 N 64/18-14843, N 64/18-14846, Управление Росреестра по Саратовской области отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении указанных объектов недвижимого имущества.
Комитет, полагая, что указанные решения Управление Росреестра по Саратовской области являются незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что Комитет не уполномочен на подачу заявлений по осуществлению государственного кадастрового учета и постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории Быково Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 01.01.2017 государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218- ФЗ). В статье 18 названного Закона приведен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о государственной регистрации прав. Основания приостановления осуществления государственной регистрации прав определены статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
Судами установлено, что бесхозяйные сооружения - сеть газоснабжения низкого давления к жилому дому N 7/1 по ул. Кирпичная, протяженностью 4 м и сеть газоснабжения низкого давления к жилому дому N 7/2 по ул. Кирпичная, протяженностью 2 м, в отношении которых Комитет обратился с заявлениями в Управление Росреестра по Саратовской области, расположены по адресу: Саратовская область, Балаковский муниципальный район, Быково-Отрогское сельское поселение, село Маянга, т.е. расположены на территории Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области.
Как следует из статьи 1 Закона Саратовской области от 22.04.2015 N 41-ЗСО, вновь образованное Быково-Отрогское муниципальное образование Балаковского муниципального района Саратовской области, наделено статусом сельского поселения с административным центром в с. Быков Отрог.
Довод Комитета о том, что в регистрирующий орган было представлено письмо Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области от 25.06.2018 N 1770/01-38 о том, что муниципальное образование не возражает против проведения мероприятий по постановке на учет спорного бесхозяйного имущества, судами обоснованно отклонен, поскольку спорные сооружения расположены на территории Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, в силу статьи 225 ГК РФ, пункта 5 названного Порядка лицом, уполномоченным на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей является Быково-Отрогское муниципальное образование Балаковского муниципального района Саратовской области.
В данном случае Быково-Отрогское муниципальное образование Балаковского муниципального района Саратовской области не уполномочивало Комитет на обращение в регистрирующий орган со спорными заявлениями и не делегировала свои полномочия путем принятия компетентными органами решений в установленном порядке. Обратного материалы дела не содержат.
Спорные объекты - сети газоснабжения низкого давления к жилым домам N 7/1, N7/2 по ул. Кирпичная находятся на территории Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, что Комитетом не оспаривается.
Положениями подпункту 4 пункта 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничена компетенция органов местного самоуправления муниципального района и поселения, в частности, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения газоснабжения.
В силу пункта 1 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 50 указанного Закона имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения муниципального образования соответствующего уровня, должно находиться в собственности именно этого муниципального образования (поселения).
Поскольку названными нормами разграничены вопросы местного значения между различными уровнями муниципального образования, и доказательств передачи органами местного самоуправления муниципального образования части своих полномочий по указанному вопросу газоснабжения населения органам местного самоуправления муниципального района в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заявителем в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ), апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что обращаясь с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества - сети газоснабжения низкого давления к жилым домам N7/1, N 7/2 по ул. Кирпичная, муниципальный район не подтвердил в установленном порядке, наличие соответствующих полномочий как у муниципального образования, в собственности которого должно находиться данное имущество.
Вышеуказанные выводы соответствуют сложившейся практике по делам N А50-6136/2010, N А57-22022/2018, N А57-24733/2018, N А57-256/2019.
Довод заявителя о наличии у муниципального органа обязанности по обращению с заявлением в Управление Росреестра с целью исполнения решения Балаковского районного суда от 28.02.2017 по делу N 2а-571/2017, верно отклонен, поскольку в рамках настоящего дела рассматривается законность вынесения решения регистрирующим органом по тем документам, которые были представлены на государственную регистрацию.
Кроме того, в рамках настоящего дела, Комитет обратился с заявлением о постановке на учет следующих объектов, - сеть газоснабжения низкого давления к жилому дому N 7/1 по ул. Кирпичная, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Быково-Отрогское МО, с. Маянга, протяженностью 4 м; - сеть газоснабжения низкого давления к жилому дому N 7/2 по ул. Кирпичная, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Быково-Отрогское МО, с. Маянга, протяженностью 2 м, которые не были предметом спора в рамках дела, рассмотренного судом общей юрисдикции.
Таким образом, поскольку в данном конкретном случае в отношении спорных объектов не принималось решений суда устанавливающих факт бездействия именно органов муниципального района в не обращении с заявлением в государственный орган о принятии на учет в качестве бесхозных объектов, ссылки заявителя кассационной жалобы о наличии уже установленных обстоятельств относительно обязанности муниципального района и препятствий для исполнения судебного акта суда общей юрисдикции, не основаны на правовой оценки спорных правоотношений и норм действующего законодательства.
Однако следует отметить, при получении согласия от соответствующего поселения по делегированию полномочий оформленных в установленном законом порядке через компетентные органы не исключает право Балаковского муниципального района обратиться с заявлением о регистрации спорных объектов, которые находятся в границах Быково-Отрогского муниципального образования, в этом случае будут соблюдены основные принципы разграничения полномочий между различными уровнями муниципального образования.
При этом, поскольку в отношении иных объектов поименованных во вступившем в законную силу решении Балаковского районного суда от 28.02.2017 по делу N 2а-571/2017, которым установлена обязанность по обращению в регистрирующий орган непосредственно органов муниципального района, отказ регистрирующего органа, в совершении (приостановлении) регистрации действий по основанию обращения ненадлежащего лица может признаваться незаконным.
В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 по делу N А57-24734/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Комитета о том, что в регистрирующий орган было представлено письмо Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области от 25.06.2018 N 1770/01-38 о том, что муниципальное образование не возражает против проведения мероприятий по постановке на учет спорного бесхозяйного имущества, судами обоснованно отклонен, поскольку спорные сооружения расположены на территории Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, в силу статьи 225 ГК РФ, пункта 5 названного Порядка лицом, уполномоченным на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей является Быково-Отрогское муниципальное образование Балаковского муниципального района Саратовской области.
...
Положениями подпункту 4 пункта 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничена компетенция органов местного самоуправления муниципального района и поселения, в частности, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения газоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф06-50554/19 по делу N А57-24734/2018