г. Казань |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А65-41319/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 03.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 06.09.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Геоком" - Юсупзянова Ш.Р., доверенность,
ответчика - Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Бузиной Н.К., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геоком", д. Большая Шильна, Тукаевский район, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2019 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., Лихоманенко О.А., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-41319/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геоком" (ИНН 1639032840), д. Большая Шильна, к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района, д. Малая Шильна, обществу с ограниченной ответственностью "Земельное бюро" (ИНН 1639025755), г. Набережные Челны, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Геоком" (далее - ООО "Геоком", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком Тукаевского муниципального района), Исполнительному комитету Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района (далее - исполком Малошильнинского сельского поселения), обществу с ограниченной ответственностью "Земельное бюро" (далее - ООО "Земельное бюро"), Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство земельных отношений), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства по Республике Татарстан (далее - Министерство строительства), с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия исполкома Тукаевского муниципального района, обязании устранить допущенные нарушения, путем внесения изменений в генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 14.08.2017 N 17/5, а именно: изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102405:269 и 16:39:102405:270 находящиеся: Республики Татарстан, Тукаевский район, Малошильнинское сельское поселение, с "в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых" на категорию "индивидуальное жилищное строительство" и включение земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102405:269 и 16:39:102405:270 находящиеся: Республики Татарстан, Тукаевский район, Малошильнинское сельское поселение, в границу деревни Большая Шильна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019, в удовлетворении требований отказано.
ООО "Геоком", обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Исполком Тукаевского муниципального района в отзыве просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между обществом и исполкомом Тукаевского муниципального района заключен договор от 09.02.2012 N 97/12-п аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102405:269, общей площадью 59 500 кв. м, 16:39:102405:270, общей площадью 10 500 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения: разрешенное использование: в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Публичные слушания об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102405:269 и 16:39:102405:270, а именно: с разрешенного использования земельных участков "в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых" на разрешенное использование "индивидуальное жилищное строительство" были проведены 14.01.2011.
По итогам данных публичных слушаний вынесено заключение о принятии решения об удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102405:269, 16:39:102405:270 с разрешенного использования "в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых" на разрешенное использование "индивидуальное жилищное строительство".
Постановлением исполкома Тукаевского муниципального района от 14.02.2011 N 438 постановлено изменить вид разрешенного использования указанных выше земельных участков, на разрешенное использование "индивидуальное жилищное строительство". Заявителем получена выписка из генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решение Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 07.11.2012 N 11/1, в котором указано, что земельные участки заявителя, являются территорией усадебной жилой застройки, вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1 -зона жилой застройки.
Заявитель обратился в управление с заявлением об изменении категории земельных участков.
Управление уведомлением от 18.09.2015 приостановило осуществления кадастрового учёта, в связи с тем, что данные земли не включены в границы населенного пункта.
В целях перевода категории земель и разрешенного использования, заявитель заключил с ООО "Земельное бюро" договор на выполнение землеустроительных работ от 14.10.2015 N 108.
Предметом данного договора явилось формирование XML файла по внесению изменений в границу д. Большая Шильна с включением земельных участков 16:39:102405:269 и 16:39:102405:270 в границу д. Большая Шильна.
ООО "Земельное бюро" сформировало землеустроительное дело и направило его для согласования в исполком Тукаевского муниципального района в 2016 году, которое оставлено без письменного ответа, при этом, по утверждению заявителя, был дан устный ответ о невозможности согласования в связи с тем, что данные земельные участки в соответствии с генеральным планом являются землями озеленения.
В связи неполучением письменного ответа заявитель самостоятельно направил в исполком Тукаевского муниципального района заявление от 22.10.2018 о согласовании изменения категории земельных участков и включения их в состав населенного пункта "Малошильнинское", приложив землеустроительноедело. Данное заявление также осталось без ответа.
Не согласившись с бездействием исполкома Тукаевского муниципального района, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в требованиях, исходили из отсутствия оснований для их удовлетворения.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах со- ответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В силу пункта 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления.
Согласно пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 07.11.2012 N 11/1 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, согласно которого в границы населенных пунктов поселения включены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем до утверждения генерального плана требовалось обязательное согласование проекта с Кабинетом Министров Республики Татарстан. Однако проект генерального плана сельского поселения с кабинетом министров Республики Татарстан согласован только 16.12.2013.
Впоследствии решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7 на основании полученного заключения Кабинета Министров Республики Татарстан генеральный план муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан утвержден повторно, а решение Совета сельского поселения от 07.11.2012 N 11/1 отменено.
Генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7 отменен на основании представления прокуратуры Тукаевского района Республики Татарстан от 08.06.2017 N 02-08-03 как принятый с нарушением норм действующего законодательства.
Указанные обстоятельства кассатором не оспариваются.
Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно постановлению исполкома Тукаевского муниципального района от 13.06.2017 N 1620 "О начале разработки генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" приступили к разработке генерального плана Малошильнинского сельского поселения.
Постановлением главы Тукаевского муниципального района от 14.06.2017 N 42 утверждены даты проведения публичных слушаний по проекту генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района.
Исполкомом Тукаевского муниципального района принято постановление от 03.08.2017 N 2422 "О согласии с проектом генерального плана Малошильнинского сельского поселения и направлении его в Совет Тукаевского муниципального района на утверждение".
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 принят новый генеральный план и отменен генеральный план поселения, утверждений решением Совета Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7, со всеми изменениями, который в установленном порядке не оспорен.
На момент принятия оспариваемых судебных актов перечисленные решения названного совета муниципального образования не отменены, не признаны недействительными.
В соответствии пунктом 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочии указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
В соответствии с абзацем 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В связи с чем суды двух инстанций пришли к выводу о том, что спорные земельные участки относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с разрешенным использованием: в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Требования заявителя по делу направлены на изменение категории земельных участков "промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, теле- видения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель оборо ны, безопасности и земель иного специального назначения" на категорию "земли населенных пунктов" с указанными зонами Ж1.
Учитывая, что генеральный план 2017 года не содержит сведений о включении спорных земельных участков в границы населенного пункта, обязание уполномоченного органа внести заявленные изменения приведет к правовой неопределенности режима использования спорных земельных участков и их категории.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков указанной обязанности путем внесения изменений в генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 14.08.2017 N 17/5.
Доводы заявителя о том, что решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 внесены изменения в ранее действующий генеральный план Малошильнинского сельского поселения, а не принят новый генеральный план, спорные земельные участки не были исключены из границы населенного пункта в соответствии с генеральным планом Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденным решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5, отклонены как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций.
Направление дела на новое рассмотрение с целью предоставления заявителю возможности приобщения дополнительных доказательств по делу привело бы к нарушению принципа равноправия сторон, предусмотренного статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Под защитой нарушенного права имеется ввиду не только возможность обращения в суд, но и возможность получения правового результата (постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13944/89).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела спорные земельные участки не входят в черту населенного пункта, в связи с чем требования заявителя не могли быть исполнены.
Оставляя судебные акты в силе, суд кассационной инстанции учитывает то, что апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.03.2017 по делу N 33а-4574/2017 Хайруллиной А.К., Мохтаровой Л.Ф., Гладкову Е.Н., Файзуллину М.А., ООО "Тимерхан" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия главы Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" по ненаправлению в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о категории земель земельных участков.
Данным судебным постановлением установлено, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан о переводе спорных земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не имеется, вид разрешенного использования указанных земельных участков также не может быть изменен.
Аналогичные позиции изложены в судебных актах по делу N А65-12040/2017.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу N А65-41319/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оставляя судебные акты в силе, суд кассационной инстанции учитывает то, что апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.03.2017 по делу N 33а-4574/2017 Хайруллиной А.К., Мохтаровой Л.Ф., Гладкову Е.Н., Файзуллину М.А., ООО "Тимерхан" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия главы Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" по ненаправлению в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о категории земель земельных участков.
Данным судебным постановлением установлено, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 сентября 2019 г. N Ф06-50596/19 по делу N А65-41319/2018