г. Казань |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А57-23005/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Саратовской области представителя:
ответчика - Полянского Г.Ю. (доверенность от 09.01.2019),
при участии в судебном заседании присутствующих в Арбитражном суде Поволжского округа представителей:
истца - Назинцевой А.Ю. (доверенность от 06.05.2019),
третьего лица - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Бабича М.Н. (доверенность от 17.12.2018),
в отсутствие:
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019
по делу N А57-23005/2018
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова" (ИНН 6455024197, ОГРН 1026403670050), г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), г. Саратов, при участии третьих лиц: комитета по управлению имуществом города Саратова, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, муниципального унитарного предприятия "Саратовский коммунальный комплекс", г. Саратов, комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва, муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 220" Заводского района г. Саратова, администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", публичного акционерного общества "Т Плюс", Красногорский район Московской области об обязании принять имущество в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова" (далее - истец, ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Город Саратов", с участием третьих лиц - комитета по управлению имуществом города Саратова, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области), МУП "Саратовский коммунальный комплекс", об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по иску принять в муниципальную собственность сооружение - теплотрасса, назначение: теплотрасса, протяженностью 37,8 м, кадастровый номер 64:48:020604:217, инв. N 63:401:001:015750970, лит. Т1Т2, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пос. 3-й Пролетарский.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.03.2019 по делу N А57-23005/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.03.2019 по делу N А57-23005/2018 отменено. Исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования "Город Саратов" в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по иску принять в муниципальную собственность сооружение - теплотрасса, назначение: теплотрасса, протяженностью 37,8 м, кадастровый номер 64:48:020604:217, инв. N 63:401:001:015750970, лит. Т1Т2, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пос. 3-й Пролетарский.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции без изменения, по основаниям изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, по сведениям администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" (т.д. 3 л.д. 37), теплоснабжение МДОУ "Детский сад N 220", расположенное по адресу: ул. Экспериментальное хозяйство, строение 170, осуществляется через тепловой ввод d 100 мм, протяженностью 37,8 м от тепловой камеры до стены здания детского сада.
Тепловой ввод непосредственно присоединен к внутриквартальным тепловым сетям научно-производственного комплекса "Агроцентр" СГАУ им Н.И. Вавилова, которые подключены к центральному тепловому пункту, расположенному на территории комплекса.
Теплоснабжающей организацией МДОУ "Детский сад N 220" является ПАО "Т Плюс", о чем в материалы дела представлен муниципальный контракт от 01.01.2019 N 53644т (снабжение тепловой энергией в горячей воде).
Из акта разграничения балансовой принадлежности и тепловых сетей и эксплуатационной ответственности к указанному контракту следует, что точкой поставки тепловой энергии является входная стена здания Детского сада N 220, держателем участка трассы от Ут-290 до наружной поверхности входной стены здания Детского сада N 220 является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Саратовской области от 14.11.2014 N 535-р прекращено право оперативного управления ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ в отношении нежилого здания - детский сад, общей площадью 1804,7 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Саратов, 3-й Пролетарский пос., Экспериментальное хозяйство СХИ, б/н. Указанное имущество передано в муниципальную собственность МО "Город Саратов".
Согласно распоряжению ТУ Росимущества в Саратовской области от 04.12.2014 N 593-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:020604:300, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, 3-й Пролетарский пос., Экспериментальное хозяйство СХИ, 6/п, общей площадью 6153 кв. м, с разрешенным использованием: дошкольные образовательные организации, на котором расположены нежилое здание - детский сад и теплотрасса к зданию детского сада.
Теплотрасса протяженностью 37,8 м с кадастровым номером 64:48:020604:217, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020604:300, подающая тепло к нежилому зданию детского сада, принадлежит ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2013 серия 64-АГ N 714347, и до настоящего момента времени не передана в муниципальную собственность. 14.12.2016 администрация МО "Город Саратов" дала согласие на принятие теплотрассы в муниципальную собственность, что подтверждается письмом администрации МО "Город Саратов" от 14.12.2016 N 01-02-26/77. Действий, направленных на заключение договора и принятие объекта в муниципальную собственность от МО "Город Саратов", не последовало.
В ответе комитета по управлению имуществом города Саратова от 15.08.2018 N 09-08/18765 указано на невозможность передачи теплотрассы из федеральной собственности в муниципальную и закреплении указанного имущества за МУП "Саратовский коммунальный комплекс" (единственной эксплуатирующей организацией в сфере теплоснабжения среди муниципальных унитарных предприятий) на праве хозяйственного ведения, в связи с отсутствием денежных средств на содержание данного объекта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованный судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также согласно пункту 4 статьи 6 Устава МО "Город Саратов" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Организация теплоснабжения органами местного самоуправления осуществляется в силу прямого указания в законе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 указанного Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", следует, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 04.12.2007 N 828-О-П и от 07.02.2012 N 234-О-Р разъяснил, что при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность следует учитывать волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
Согласно пункту 5.4 Положения министерство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным министерству.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в федеральной собственности может находиться только: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Спорный объект, предназначенный для решения вопросов исключительно местного значения, в силу прямого указания закона, является объектом муниципальной собственности и не может находиться в федеральной собственности, так как не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений.
В материалах дела имеется государственный контракт на поставку тепловой энергии в дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 220" Заводского района г. Саратова, заключенный между ПАО "Т Плюс" и администрацией Заводского района муниципального образования "Город Саратов". Указанное обстоятельство подтверждает исключительную обязанность муниципального органа на организацию теплоснабжения в границах населенного пункта, в том числе на передачу теплотрассы в муниципальную собственность, поскольку с ее помощью происходит обеспечение поставки тепловой энергии в дошкольное учреждение. При этом, из акта разграничения балансовой принадлежности следует, что спорный участок теплотрассы обслуживает только дошкольное учреждение.
На основании анализа вышеперечисленных норм суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный объект инженерной инфраструктуры должны быть переданы в муниципальную собственность, и обязанность администрации принять его в муниципальную собственность возникла в силу закона.
Следовательно, объекты инженерной инфраструктуры города, предназначенные для решения вопросов местного значения, не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Довод ответчика о несоблюдении установленной процедуры передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, судом апелляционной инстанции отклонен, ввиду нижеследующих обстоятельств по делу.
Собственником имущества является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Воля собственника на распоряжение теплотрассой протяженностью 37,8 м с кадастровым номером 64:48:020604:217 выражена в письме Минсельхоза России от 25.09.2017 N 4Л-15-25/12185, а также в отзыве на исковое заявление при рассмотрении указанного дела по существу в первой инстанции. ТУ Росимущества в Саратовской области выразило согласие на передачу теплотрассы из федеральной собственности в муниципальную собственность, что подтверждается имеющимся в материалах дела отзывом ТУ Росимущества в Саратовской области на исковое заявление.
Как указал представитель университета Теплотрасса протяженностью 37,8 м подающая тепло к нежилому зданию детского сада, должна была передаваться вместе с ранее переданными в муниципальную собственность другими объектами (земельным участком, по которому проходит и зданием детского сада).
В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судом апелляционной инстанции уже дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А57-23005/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в федеральной собственности может находиться только: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
...
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 сентября 2019 г. N Ф06-50843/19 по делу N А57-23005/2018