Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 сентября 2019 г. N Ф06-50843/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А57-23005/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. С. Борисовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
при участии в судебном заседании:
- от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации представителя Бажановой Екатерины Александровны по доверенности,
- от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова" представителя Назинцевой Алёны Юрьевны по доверенности,
- от Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области представителя Шатовой Оксаны Павловны по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 марта 2019 года по делу N А57-23005/2018, (судья Н.В. Горбунова),
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова" (ИНН 6455024197, ОГРН 1026403670050), г. Саратов,
к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), г. Саратов,
третьи лица:
комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов,
муниципальное унитарное предприятие "Саратовский коммунальный комплекс", г. Саратов,
комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва,
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 220" Заводского района г. Саратова, г. Саратов,
администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
публичное акционерное общество "Т Плюс", Московская область,
Красногорский район, автодорога "Балтия",
об обязании принять имущество в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова" (далее по тексту - истец, ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "Город Саратов", с участием третьих лиц - комитета по управлению имуществом города Саратова, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, МУП "Саратовский коммунальный комплекс", об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по иску принять в муниципальную собственность сооружение - теплотрасса, назначение: теплотрасса, протяженностью 37,8 м, кадастровый номер 64:48:020604:217, инв. N 63:401:001:015750970, лит. Т1Т2, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пос. 3-й Пролетарский.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 марта 2019 года по делу N А57-23005/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Представители истца, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по сведениям администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" (т.д. 3 л.д. 37), теплоснабжение МДОУ "Детский сад N 220", расположенное по адресу: ул. Экспериментальное хозяйство, строение 170, осуществляется через тепловой ввод d 100 мм, протяженностью 37,8 м от тепловой камеры до стены здания детского сада. Тепловой ввод непосредственно присоединен к внутриквартальным тепловым сетям научно-производственного комплекса "Агроцентр" СГАУ им Н.И. Вавилова, которые подключены к центральному тепловому пункту, расположенному на территории комплекса.
Теплоснабжающей организацией МДОУ "Детский сад N 220" является ПАО "Т Плюс", о чем в материалы дела представлен муниципальный контракт от 01.01.2019 N 53644т (снабжение тепловой энергией в горячей воде). Из акта разграничения балансовой принадлежности и тепловых сетей и эксплуатационной ответственности к указанному контракту следует, что точкой поставки тепловой энергии является входная стена здания Детского сада N 220, держателем участка трассы от Ут-290 до наружной поверхности входной стены здания Детского сада N 220 является комитет по жилищнокоммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
На основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Саратовской области от 14.11.2014 года N 535-р прекращено право оперативного управления ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ в отношении нежилого здания - детский сад, общей площадью 1804, 7 кв.м., находящегося по адресу: Саратовская область, г. Саратов, 3-й Пролетарский пос., Экспериментальное хозяйство СХИ, б/н. Указанное имущество передано в муниципальную собственность МО "Город Саратов".
Согласно распоряжению Территориального управления Росимущества в Саратовской области от 04.12.2014 года N 593-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:020604:300. расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, 3-й Пролетарский пос., Экспериментальное хозяйство СХИ, 6/п, общей площадью 6153 кв.м, с разрешенным использованием: дошкольные образовательные организации, на котором расположены нежилое здание - детский сад и теплотрасса к зданию детского сада.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
Теплотрасса протяженностью 37,8 м с кадастровым номером 64:48:020604:217, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020604:300, подающая тепло к нежилому зданию детского сада, принадлежит ФГБОУ ВО Саратовский Г'АУ на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2013 серия 64-АГ N 714347, и до настоящего момента времени не передана в муниципальную собственность.
14.12.2016 администрация МО "Город Саратов" дала согласие на принятие теплотрассы в муниципальную собственность, что подтверждается письмом администрации МО "Город Саратов" от 14.12.2016 года N 01-02-26/77.
Действий, направленных на заключение договора и принятие объекта в муниципальную собственность от МО "Город Саратов", не последовало. В ответе комитета по управлению имуществом города Саратова от 15.08.2018 N 09-08/18765 указано на невозможность передачи теплотрассы из федеральной собственности в муниципальную и закреплении указанного имущества за МУП "Саратовский коммунальный комплекс" (единственной эксплуатирующей организацией в сфере теплоснабжения среди муниципальных унитарных предприятий) на праве хозяйственного ведения, в связи с отсутствием денежных средств на содержание данного объекта.
Со ссылкой на нормы статей 14, 50, 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оформленной в соответствующем процессуальном порядке воли собственника имущества.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, коллегия судей приходит к следующему.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (часть 1 статьи 8 ГК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 26.12.2018 N 64/194/003/2018-21982 (т.д. 3 л.д. 1-3) правообладателем сооружения - теплотрасса, кадастровый номер 64:48:020604:217, протяженностью 38 м, по адресу: г. Саратов, 3 Пролетарский пос., является Российская Федерация (дата государственной регистрации права 05.08.2009 за N64- 64-11/460/2009-057). В отношении указанного сооружения зарегистрировано право оперативного управления за ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ (дата государственной регистрации права 30.03.2009 за N64-64-11/136/2009-154).
Из регистрационного дела на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 64:48:020604:217 следует, что сооружение является федеральной собственностью на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (выписка из реестра федерального имущества от 02.02.2009 N 1288 т.д. 2 л.д. 4).
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В федеральной собственности может находиться только: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении N 3 к указанному Постановлению в пункте 1 указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии с пп.4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также согласно п.4 ст.6 Устава МО "Город Саратов" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Организация теплоснабжения органами местного самоуправления осуществляется в силу прямого указания в законе.
Кроме того, в материалах дела имеется государственный контракт на поставку тепловой энергии в дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 220" Заводского района г. Саратова, заключенный между ПАО "Т Плюс" и Администрацией Заводского района муниципального образования "Город Саратов". Указанное обстоятельство подтверждает исключительную обязанность муниципального органа на организацию теплоснабжения в границах населенного пункта, в том числе на передачу теплотрассы в муниципальную собственность, поскольку с ее помощью происходит обеспечение поставки тепловой энергии в дошкольное учреждение.
При этом, из акта разграничения балансовой принадлежности следует, что спорный участок теплотрассы обслуживает только дошкольное учреждение.
По мнению суда апелляционной инстанции, спорный объект, предназначенный для решения вопросов исключительно местного значения, в силу прямого указания закона, является объектом муниципальной собственности и не может находиться в федеральной собственности, так как не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Выводы суда о несоблюдении установленной процедуры передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, суд апелляционной инстанции находит ошибочными, несоответствующими нижеследующим обстоятельствам дела.
В силу положений Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", пункта 5.4. Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450 (далее - Положение), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
Таким образом, собственником имущества является Министерство сельского хозяйства РФ. Воля собственника на распоряжение теплотрассой протяженностью 37, 8 м с кадастровым номером 64:48:020604:217 выражена в письме Минсельхоза России от 25.09.2017 года N 4Л-15-25/12185, а также в отзыве на исковое заявление при рассмотрении указанного дела по существу в первой инстанции.
В свою очередь, Территориальное управление Росимущества в Саратовской области выразило согласие на передачу теплотрассы из федеральной собственности в муниципальную собственность, что подтверждается имеющимся в материалах дела отзывом на исковое заявление.
В суде апелляционной инстанции представители Министерства сельского хозяйства РФ и Территориального управления Росимущества в Саратовской области также выразили своё волеизъявление на передачу теплотрассы из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Таким образом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, а также полномочия собственника по передаче такого федерального имущества юридическим и физическим лицам выражена воля на распоряжение спорным имуществом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о соблюдении порядка передачи имущества подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Поскольку в силу прямого указания закона передача спорных объектов имущества в муниципальную собственность должна быть осуществлена независимо от статуса заявителя, а истец непосредственно несет обязанности по содержанию спорных объектов, относящихся к муниципальной собственности, следовательно, ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ выбран надлежащий способ защиты нарушенного права.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований истца, в связи с чем, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
При распределении расходов по уплате государственной пошлины суд руководствуется правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходит из того, что расходы по оплате государственной пошлины следует возложить на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Истцом произведена уплата государственной пошлины за подачу иска в размере 6 000 руб., а также 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Ответчик, в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дела в арбитражном суде.
Тем не менее, уплаченная сумма государственной пошлины является судебными расходами истца, в связи с чем, последние подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 марта 2019 года по делу N А57-23005/2018 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по иску принять в муниципальную собственность сооружение - теплотрасса, назначение: теплотрасса, протяженностью 37,8 м, кадастровый номер 64:48:020604:217, инв. N 63:401:001:015750970, лит. Т1Т2, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пос. 3-й Пролетарский.
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова" 6 000 руб. госпошлины за подачу иска, 3 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.