г. Казань |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А65-25676/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Ахтямовой Р.Н. (доверенность от 29.07.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 (председательствующий судья Сергеева Н.В., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А65-25676/2018
по заявлению муниципального казенного учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным действий антимонопольного органа, при участии третьих лиц: Хусаинова Айрата Альбертовича, г. Казань, ОВО по Высокогорскому району - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России" по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель, МКУ Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС России по Республике Татарстан) о признании незаконными действий антимонопольного органа, фактически оспаривались действия в виде вынесения решения от 24.05.2018 по делу N Т04-153/2018 и предписания.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, 24.05.2018 Комиссия УФАС России по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - комиссия), рассмотрела жалобу заявителя Хусаинова А.А. (от 16.05.2018 вх. N 7768) на действия организатора торгов при проведении аукциона по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков N 050418/17873499/02 на сайте https://torgi.gov.ru.
Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан во исполнение постановления от 04.04.2018 N 736 объявил о проведении открытого (по составу участников и по форме подачи предложений о цене) аукциона по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
По мнению заявителя жалобы, торги проводятся с нарушением норм действующего законодательства.
Согласно доводам заявителя жалобы в УФАС России по Республике Татарстан, в последний день подачи заявок 02.05.2018 здание по указанному в извещении адресу было закрыто, в связи с чем, заявитель не смог подать заявку на участие в торгах.
Рассмотрев вышеуказанную жалобу, комиссией было принято решение от 24.05.2018 по делу N Т04-153/2018, которым
- жалоба Хусаинова А.А. (от 16.05.2018 вх. N 7768) на действия организатора торгов при проведении аукциона по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков N 050418/17873499/02, признана обоснованной.
- в действиях организатора торгов МКУ "Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" признаны нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
- выдано организатору торгов МКУ "Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Во исполнение указанного решения заявителю выдано предписание 24.05.2018, которым также предписано в целях устранения нарушений законодательства: отменить все протоколы, составленные при проведении торгов по номеру извещения N 050418/17873499/02; внести изменения в извещение по вышеуказанным торгам в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению комиссии по делу N Т04-153/2018 от 24.05.2018; повторно провести процедуру размещения торгов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В пункте 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В силу пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.
В силу пункта 4 статьи 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Судами установлено, что 10.05.2018 во исполнение постановления от 04.04.2018 N 736 Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды и по продаже в собственность земельных участков" МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" проведен открытый (по составу участников и по форме подачи предложений о цене) аукцион по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Извещение о проведении аукциона опубликовано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в газете "Высокогорские вести" от 06.04.2018 N 24 (9882), в сети Интернет: на официальном сайте Высокогорского муниципального района Республики Татарстан http://vysokaya-gora.tatarstan.ru/ и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (извещение N 050418/17873499/02).
Дата и время окончания подачи заявок определена МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" 02.05.2018 (12.00).
Как верно указали суды, в рассматриваемом деле срок размещения на официальном сайте Российской Федерации соответствует требованию вышеуказанных норм.
Довод антимонопольного органа о несоответствии срока размещения извещения (27 дней) о проведении аукциона требованиям пункта 19 статьи 39.11 ЗК РФ отклоняется судебной коллегией, как несостоятельный.
Судами установлено, что открытый аукцион был проведен заявителем 10.05.2018, извещение о проведении аукциона размещено 06.04.2018, что соответствует требованиям пункта 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что определив дату окончания подачи заявок 02.05.2018, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" не нарушило нормы действующего законодательства.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом обязанность заказчика изменить установленные им сроки в зависимости от того, приходится ли их окончание на нерабочий праздничный день, не предусмотрена.
Так как последний день приема заявок пришелся на выходной день, то Хусаинов А.А. мог обратиться на следующий за ним рабочий день, но этим правом не воспользовался.
Также судами установлено, что вопреки доводам заявителя жалобы в УФАС России по Республике Татарстан Хусаинова А.А. о намерении подать заявку на участие в аукционе 02.05.2018, документов об оплате задатка, предусмотренных требованиями пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ, у него не имелось, также на счет МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" задатка от Хусаинова А.А. не поступало.
Факт обращения гражданина Хусаинова А.А. с заявлением о подаче заявки на участие в аукционе или с иными заявлениями 02.05.2018 опровергается показаниями свидетеля (заместителя председателя Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района), находящегося в указанную дату на рабочем месте.
Кроме того, в нарушение подпункта 3 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба Хусаинова А.А. на действия организатора торгов при проведении аукциона не содержала сведения, предусмотренные частью 6 указанной статьи, и в соответствии с подпунктом 1 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежала возвращению заявителю.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что вышеуказанное решение антимонопольного органа не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
Положенные в основу кассационной жалобы антимонопольного органа доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А65-25676/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом обязанность заказчика изменить установленные им сроки в зависимости от того, приходится ли их окончание на нерабочий праздничный день, не предусмотрена.
Так как последний день приема заявок пришелся на выходной день, то Хусаинов А.А. мог обратиться на следующий за ним рабочий день, но этим правом не воспользовался.
Также судами установлено, что вопреки доводам заявителя жалобы в УФАС России по Республике Татарстан Хусаинова А.А. о намерении подать заявку на участие в аукционе 02.05.2018, документов об оплате задатка, предусмотренных требованиями пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ, у него не имелось, также на счет МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" задатка от Хусаинова А.А. не поступало.
Факт обращения гражданина Хусаинова А.А. с заявлением о подаче заявки на участие в аукционе или с иными заявлениями 02.05.2018 опровергается показаниями свидетеля (заместителя председателя Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района), находящегося в указанную дату на рабочем месте.
Кроме того, в нарушение подпункта 3 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба Хусаинова А.А. на действия организатора торгов при проведении аукциона не содержала сведения, предусмотренные частью 6 указанной статьи, и в соответствии с подпунктом 1 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежала возвращению заявителю."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 сентября 2019 г. N Ф06-50374/19 по делу N А65-25676/2018