г. Казань |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А65-32936/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Шитенковой А.А., доверенность от 13.06.2019,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора г. Москвы
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2019 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Лихоманенко О.А., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-32936/2018
по заявлению акционерного общества "Казметрострой" (ИНН 1655256157, ОГРН 1121690080038), г. Казань к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы, г. Москва, о признании незаконным и отмене постановления комитета государственного строительного надзора г. Москвы N 204Ф-Ю от 11.10.2018.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Казметрострой" (далее - АО "Казметрострой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы (далее - Мосгосстройнадзор, административный орган, комитет) о признании незаконным и отмене постановления Мосгосстройнадзора от 11.10.2018 N 204Ф-Ю, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 450 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019, заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа от 11.10.2018 N 204Ф-Ю признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "Казметрострой" прекращено.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Мосгосстройнадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 отменить.
В отзыве АО "Казметрострой", полагая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако административный орган явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, АО "Казметрострой" (Субподрядчик) осуществляло проходческие работы по Договору от 30.03.2018 N 30/03/2018 на выполнение подрядных работ по объекту Калининско-Солнцевская линия, ст. "Раменки" - ст. "Рассказовка" (далее - Договор) с ООО "МИП-Строй N 1" (Подрядчик). Договор заключен на основании Договора N 18-3128, заключенного между ООО "МИП-Строй N 1" и АО "Мосинжпроект" (Заказчик-Генподрядчик). Инвестор-застройщик объекта - ГУП "Московский метрополитен", Заказчик-генподрядчик - АО "Мосинжпроект", Подрядчик - ООО "МИП-Строй N 1", Субподрядчик - АО "Казметрострой".
На основании распоряжения Мосгосстройнадзора от 04.07.2018 N РПМ-61/18-(0)-0 проведена проверка в отношении АО "Казметрострой", по результатам которой административный орган пришел к выводу, что строительство объекта метрополитена по указанному выше адресу осуществляется обществом с нарушением утвержденной проектной документации без получения положительного заключения экспертизы на внесенные изменения в проектную документацию, о чем был составлен акт проверки объекта капитального строительства, вынесено Предписание об устранении выявленного нарушения от 27.07.2018 N 61/18П.
Предписание содержит требования провести экспертизу проектной документации изменений, вносимых в проектную документацию на строительство, и выдано лицу, осуществляющему строительство указанного объекта капитального строительства - АО "Казметрострой".
На основании Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 04.09.2018 N РПМ-70/18-(0)-0 Комитетом проведена проверка АО "Казметрострой" с целью проверки устранения нарушений, указанных в предписании, выданном Мосгосстройнадзором, от 27.07.2018 N 61/18П.
По результатам проверки было выявлено, что предписание от 27.07.2018 N 61/18П не исполнено, нарушение не устранено, и 14.09.2018 Комитетом был составлен акт проверки N 70/18А, на основании которого было вынесено новое предписание от 14.09.2018 N 70/18П, а 21.09.2018 административным органом при участии представителя заявителя в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 11 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Комитетом 11.10.2018 вынесено постановление N 204Ф-Ю по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 450 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением N 204Ф-Ю, заявитель обратился в суд настоящим заявлением.
Судом первой инстанции установлено, что АО "Казметрострой" оспорило в Арбитражном суде г. Москвы предписание Мосгосстройнадзора от 27.07.2018 N 61/18П (дело N А40-204872/18). Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2018 в удовлетворении заявления АО "Казметрострой" отказано.
Девятым арбитражным апелляционным судом по делу N А40-204872/18 установлено, что согласно Договору от 30.03.2018 N30/03/2018 субподрядчику от подрядчика передавалась только рабочая документация, и работы производились только на основании утвержденной рабочей документации. Проанализировав положения части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 13 "Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, суд апелляционной инстанции указал, что АО "Казметрострой" не имеет возможности провести экспертизу проектной документации, так как не является застройщиком или заказчиком на Объекте, и АО "Казметрострой" в силу закона не может провести государственную экспертизу проектной документации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А40-204872/18 решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2018 по делу N А40-204872/18 отменено. Предписание Мосгосстройнадзора от 27.07.2018N 61/18П признано незаконным.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А40-204872/18 не обжаловалось и вступило в законную силу.
Указав, что факт вынесения Комитетом незаконного предписания от 27.07.2018 N 61/18П установлен вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора исходил из того, что требование предписания от 27.07.2018 N 61/18П, за неисполнение которого заявитель привлечен к ответственности обжалуемым постановлением от 11.10.2018 N 204Ф-Ю, не может быть признано законным и обязательным для исполнения лицом, которому оно адресовано.
Как следствие, неисполнение такого требования также не может являться основанием для привлечения общества к административной ответственности, поскольку событие административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, состоящее в неисполнении требований законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, в действиях заявителя отсутствует.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Мосгосстройнадзор оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы общества не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А65-32936/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Девятым арбитражным апелляционным судом по делу N А40-204872/18 установлено, что согласно Договору от 30.03.2018 N30/03/2018 субподрядчику от подрядчика передавалась только рабочая документация, и работы производились только на основании утвержденной рабочей документации. Проанализировав положения части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 13 "Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, суд апелляционной инстанции указал, что АО "Казметрострой" не имеет возможности провести экспертизу проектной документации, так как не является застройщиком или заказчиком на Объекте, и АО "Казметрострой" в силу закона не может провести государственную экспертизу проектной документации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А40-204872/18 решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2018 по делу N А40-204872/18 отменено. Предписание Мосгосстройнадзора от 27.07.2018N 61/18П признано незаконным.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А40-204872/18 не обжаловалось и вступило в законную силу.
...
Как следствие, неисполнение такого требования также не может являться основанием для привлечения общества к административной ответственности, поскольку событие административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, состоящее в неисполнении требований законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, в действиях заявителя отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф06-51746/19 по делу N А65-32936/2018