г. Казань |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А55-35259/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" - Заряева И.Г. доверенность от 22.05.2019,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Сидоровой М.И., доверенность от 01.02.2019, Шабановой О.В., доверенность от 01.02.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2019 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Лихоманенко О.А., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-35259/2018
по заявлению администрации городского округа Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" (ИНН 6317006122) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании незаконными решения и предписаний, третьи лица: департамент градостроительства городского округа Самара, департамент управления имуществом городского округа Самара, общество с ограниченной ответственностью "Мираж",
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Ярмарки Самары" (далее - предприятие), администрация городского округа Самара (далее - администрация) обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, управление), о признании незаконными решения антимонопольного органа от 31.10.2018 N 11135/10, за исключением пункта 1 резолютивной части данного решения, предписаний управления от 31.10.2018 N 11136/10, от 31.10.2018 N 11137/10, о признании решения антимонопольного органа от 31.10.2018 N 11135/10 по делу N 03- 231-18/10 незаконным и отмене его полностью, об отмене предписания управления от 31.10.2018 N 11137/10 по делу N 03-231-18/10 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент градостроительства городского округа Самара, департамент управления имуществом городского округа Самара, общество с ограниченной ответственностью "Мираж" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В антимонопольный орган поступило заявление общества о нарушении департаментом промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг администрации городского округа Самара и заявителем антимонопольного законодательства при заключении договоров на осуществление сезонной торговли хвойными деревьями.
Решением управления от 31.10.2018 по делу N 03-231-18/10 рассмотрение дела в отношении департамента управления имуществом городского округа Самара прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон), в связи с отсутствием в действиях департамента нарушения антимонопольного законодательства. Администрация и заявитель признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключение соглашения, запрещенного антимонопольным законодательством.
На основании указанного решения управлением заявителю выдано предписание в период с момента получения настоящего предписания до 31.12.2018 не допускать действий, которые могут привести к ограничению, устранению и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: не допускать действий, направленных на заключение договоров в целях осуществления сезонной торговли хвойными деревьями с использованием муниципального имущества (частей объектов дорожного хозяйства), принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения в нарушение требований действующего законодательства с учетом выводов, содержащихся в решении антимонопольного органа по настоящему делу.
Администрации выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: в срок до 10.12.2018 совершить действия, направленные на информирование неопределенного круга лиц, об органе, уполномоченном в соответствии с нормативными актами на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов для осуществления торговли хвойными деревьями; в срок до 25.12.2018 совершить действия по приведению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением администрации г.о. Самара от 19.04.2013 N 377, в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденного приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 N 240 (далее - Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов), с учетом выводов, содержащихся в решении антимонопольного органа по настоящему делу.
Не согласившись с принятыми антимонопольным органом актами, предприятие и администрация обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Из взаимосвязанного анализа положений Закона о защите конкуренции следует, что под соглашениями, указанными в статье 16 Закона, понимаются любые договоренности между органами власти или иными осуществляющими функции указанных органов органами и хозяйствующими субъектами как в устной, так и в письменной форме, приводящие либо которые могут привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016), факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
При этом квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона выступают реальные или возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды.
Исходя из положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" (далее - Закон N 76-ГД), Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 (далее - Порядок N 426), размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора аренды или договора на размещение нестационарных торговых объектов.
В схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденную постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, включены, в том числе торговые объекты с указанием специализации нестационарного торгового объекта как "площадка по реализации хвойных деревьев".
Согласно данной схеме, при предоставлении указанных нестационарных торговых объектов для осуществления торговли предусмотрено заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации и законодательства Самарской области установлены порядок размещения нестационарных торговых объектов, а также форма договора, на основании которого осуществляется размещение такого объекта.
Следовательно, торговля хвойными деревьями должна осуществляется с учетом указанных правил и требований, установленных действующим законодательством, регулирующим правоотношения в указанной сфере, а именно, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров аренды или на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Как усматривается из материалов дела, на сайте администрации 08.11.2017 размещена информация о начале приема заявок на торговлю хвойными деревьями в городе Самара (http://samadm.ru/media/news/12581).
Из указанной информации следовало, что департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг администрации информирует предпринимателей о начале приема заявлений на организацию торговли хвойными деревьями на территории городского округа Самара, с указанием на то, что прием заявлений осуществляет предприятие.
На основании поступивших заявлений предприятием заключены договоры на осуществление сезонной торговли хвойными деревьями. В соответствии с условиями данных договоров торговля хвойными деревьями осуществляется на частях объектов дорожного хозяйства, находящихся у предприятия на праве хозяйственного ведения. Из договоров также следует, что на время сезонной торговли предприятие передает лицам, с которыми заключается договор, унифицированный комплект ограждений для организации торговых мест. Договором установлена плата, подлежащая перечислению контрагентом на счет предприятия.
Таким образом, в целях организации сезонной торговли хвойными деревьями предприятием заключались договоры на осуществление сезонной торговли хвойными деревьями, что не предусмотрено законодательством, регулирующим правоотношения в указанной сфере.
Учитывая вышеизложенное, вывод судов о том, что организация торговли хвойными деревьями на территории городского округа Самара реализуется в порядке, не соответствующем требованиям действующих нормативных правовых актов в сфере регулирования торговой деятельности, а также на основании договора на осуществление сезонной торговли, не предусмотренного законодательством, регулирующим правоотношения в указанной сфере, правомерен.
Следовательно, порядок организации торговли хвойными деревьями, официально доведенный администрацией до неопределенного круга лиц, не соответствует порядку, который установлен положениями нормативно-правовых актов.
В силу пункта 2.1 Устава предприятия целями деятельности является удовлетворение общественных потребностей в результате его деятельности и получение прибыли.
Согласно пункту 2.3 Устава предприятие осуществляет деятельность по размещению сезонной торговли на территории городского округа Самара в соответствии с дислокацией, утвержденной муниципальными правовыми актами.
Суды установили наличие устной договоренности между администрацией и предприятием, в результате которой организация торговли хвойными деревьями осуществлялась на условиях, отличающихся от нормативно установленных требований. С предварительного согласия (одобрения) администрации размещение нестационарных торговых объектов по реализации хвойных деревьев осуществлялось в отсутствие сведений об указанном объекте в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Подпунктом "к" пункта 2.3 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что в схеме должно содержаться наименование органа, уполномоченного на распоряжение соответствующим имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем, действующая редакция схемы размещения нестационарных торговых объектов (утв. постановлением администрации г.о. Самара от 19.04.2013 N 377) содержит информацию о том, что муниципальная собственность, на которой возможно расположение нестационарного торгового объекта, закреплена на праве хозяйственного ведения за предприятием. При этом схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит сведений об органе, уполномоченном на распоряжение муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, на котором возможно размещение нестационарных торговых объектов для реализации хвойных деревьев. В схеме размещения нестационарных торговых объектов указано 246 нестационарных торговых объектов по реализации хвойных деревьев (часть схемы размещения нестационарных торговых объектов содержится в приложении N 1).
Реализация достигнутой между администрацией и предприятием договоренности привела к организации сезонной торговли хвойными деревьями на основании договоров, не предусмотренных действующими законодательством, регулирующим правоотношения в указанной сфере.
Заинтересованные лица лишены права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в установленном порядке, поскольку администрацией и предприятием установлен иной порядок заключения договора на осуществление сезонной торговли хвойными деревьями, нарушающий нормы действующего законодательства.
Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в целях организации предоставления мест под сезонную торговлю хвойными деревьями размещало на своем официальном сайте информацию о том, что для заключения договора заинтересованные лица должны обращаться в предприятие. Однако указанное предприятие, не являясь уполномоченным органом, в дальнейшем осуществляло действия по заключению договоров на предоставление мест под вышеуказанную торговлю в порядке, не предусмотренном законодательством.
Изложенные обстоятельства правомерно расценены антимонопольным органом в качестве нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия признает правильными выводы судов, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 18.10.2017 по делу N 03-231-18/10 является законным и обоснованным. Поэтому управление правомерно выдало предприятию и администрации соответствующие предписания.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А55-35259/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному предприятию городского округа Самара "Ярмарки Самары" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 20.06.2019 N 382.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" (далее - Закон N 76-ГД), Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 (далее - Порядок N 426), размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора аренды или договора на размещение нестационарных торговых объектов.
...
Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в целях организации предоставления мест под сезонную торговлю хвойными деревьями размещало на своем официальном сайте информацию о том, что для заключения договора заинтересованные лица должны обращаться в предприятие. Однако указанное предприятие, не являясь уполномоченным органом, в дальнейшем осуществляло действия по заключению договоров на предоставление мест под вышеуказанную торговлю в порядке, не предусмотренном законодательством.
Изложенные обстоятельства правомерно расценены антимонопольным органом в качестве нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф06-50815/19 по делу N А55-35259/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50815/19
17.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7848/19
26.03.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-35259/18
27.11.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-35259/18