г. Казань |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А06-9927/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области:
заявителя - Шамсуаровой Л.Р. по доверенности от 02.04.2019
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2019 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Землянникова В.В., Степура С.М.)
по делу N А06-9927/2018
по заявлению Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным решения от 25.07.2018 N 38-НТ04-18 по делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, заинтересованные лица: Юсупова Халида Зулхарнаевна (Астраханская область, Харабалинский район), Тавакалян Семён Георгиевич (Астраханская область, Приволжский район),
УСТАНОВИЛ:
министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 25.07.2018 по делу N 38-НТ-04-18 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены индивидуальные предприниматели Юсупова Халида Зулхарнаевна и Тавакалян Семен Георгиевич.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В рамках исполнения возложенных полномочий министерством издано распоряжение от 30.05.2018 N 064-р о проведении в период с 31.05.2018 по 13.07.2018 открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области. Указанным распоряжением утверждены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация для проведения открытого конкурса, которые размещены на официальном сайте организатора конкурса.
Согласно извещению и конкурсной документации на открытый конкурс был выставлен, в том числе межмуниципальный маршрут регулярных перевозок на территории Астраханской области "Астрахань - поселок Кирпичного завода N 1" под лотом N 2 (далее - лот N 2).
Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 03.07.2018 следует, что на участие в конкурсе по лоту N 2 поступило 5 заявок: Тавакаляна С.Г., Такташевой З.Ф., Юсуповой Х.З., Кузнецова В.В., Доровской Л.Я.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов от 13.07.2018 к участию в конкурсе по лоту N 2 допущены 2 претендента - Тавакалян С.Г. и Юсупова Х.З., по результатам конкурса Юсупова Х.З. получила наивысшую оценку и признана победителем конкурса.
23.07.2018 министерством победителю конкурса Юсуповой Х.З. выдано свидетельство об осуществлении перевозок по спорному маршруту регулярных перевозок.
В антимонопольный орган поступила жалоба и дополнение к жалобе индивидуального предпринимателя Тавакаляна С.Г. на действия организатора конкурса (министерства), связанные с организацией и проведением вышеназванного открытого конкурса. По мнению подателя жалобы, конкурсной комиссией организатора конкурса при вскрытии конвертов допущены нарушения антимонопольного законодательства, а именно, на заседании комиссии отсутствовал председатель комиссии, впоследствии подписавший протокол вскрытия конвертов с заявками на участие, при вскрытии конвертов с заявками конкурсной комиссией не озвучивались документы, содержащиеся в них. Кроме того, победителем конкурса конкурсная комиссия необоснованно признала Юсупову Х.З., которая в подтверждение наличия на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, представила транспортные средства с характеристиками, не соответствующими указанным в заявке на участие в открытом конкурсе.
О поступившей жалобе антимонопольным органом в адрес министерства 20.07.2018 посредством электронной почты по адресам mintek_ao@mail.ru, mppr@astrobl.ru направлено соответствующее уведомление, содержащее сведения о дате и времени рассмотрения жалобы - 25.07.2018 в 10:00. Данное уведомление получено министерством в тот же день (карточка учета входящего документа).
Решением управления от 25.07.2018 по делу N 38-НТ-04-18 жалоба индивидуального предпринимателя Тавакаляна С.Г. признана обоснованной в части, а министерство - нарушившим пункт 6.4 и подпункт 5 пункта 6.8 конкурсной документации, часть 9 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок пассажиров и багажа), часть 19 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Предписание антимонопольным органом не выдавалось, поскольку по результатам конкурса организатором конкурса выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, министерство обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого акта и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем судебная коллегия считает, что судами не учтено следующее.
Порядок организации транспортного обслуживания регулярных перевозок, в том числе по межмуниципальным маршрутам, установлен Законом об организации перевозок пассажиров и багажа.
Согласно части 4 статьи 11 данного закона маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок установления межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок определяется законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений названного закона.
На территории Астраханской области установление межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется в соответствии с Законом Астраханской области от 28.12.2015 N 114/2015-03 "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Астраханской области" (далее - Закон N 114/2015-03) и Правилами организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области, утвержденными постановлением Правительства Астраханской области от 03.06.2016 N 161-П.
Одним из оснований для признания министерства нарушившим требования конкурсной документации и Закона об организации перевозок пассажиров и багажа послужили выводы антимонопольного органа о том, что в протоколе рассмотрения заявок и подведения итогов от 13.07.2019 не отражен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (подпункт 5 пункта 6.8 конкурсной документации).
Как усматривается из материалов дела, порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса установлен разделом 6 конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 6.8 документации результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса фиксируются в протоколе, который, согласно подпункту 5 пункта 6.8, должен содержать, в том числе, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Суды согласились с выводами антимонопольного органа о том, что в нарушение указанных требований конкурсной документации в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области от 13.07.2018 не отражен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 6.5. конкурсной документации, конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в Законе об организации перевозок пассажиров и багажа и статье 7 Закона N 114/2015-03.
В подпункте 3 пункта 5 протокола подведения итогов от 13.07.2018 отражено, что в соответствии со статьей 7 Закона N 114/2015-03 комиссия оценила и сопоставила заявки на участие в конкурсе, присвоила значения по каждому из предусмотренных критериев оценки, присвоила порядковые номера и определила победителя в соответствии с набранными баллами (приложение N 1 к протоколу на 1 листе).
В приложении N 1 к протоколу подведения итогов от 13.07.2018 отражены номера лотов, показатели оценки и сопоставления заявок, критерии оценки, количество присвоенных баллов каждому номеру заявки по критериям оценки, алгоритм расчетов итогового рейтинга.
Кроме того, в приложении N 2 к протоколу подведения итогов от 13.07.2018 отражены, какие документы, предусмотренные конкурсной документацией, представлены участниками открытого конкурса.
Таким образом, не отражение в самом протоколе от 13.07.2018 порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе при наличии приложений N 1 и N 2 к данному протоколу, в которых отражены порядок оценки и сопоставления заявок, представленные участниками конкурса документы, не является основанием для признания протокола подведения итогов недействительным. Установленный заказчиком порядок присвоения участникам баллов является открытым (статья 24 Закона об организации перевозок пассажиров и багажа), конкурсная документация содержит соответствующий раздел (раздел 2 Законодательное регулирование), соответственно, критерии оценки и какие показатели имеют преимущественное значение известны участникам. Протокол подведения итогов и приложения N 1 и N 2 к нему были опубликованы на официальном сайте.
Поэтому выводы судов о правомерности доводов антимонопольного органа о неотражении в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса от 13.07.2018 порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе судебная коллегия признает ошибочными.
Министерство также признано нарушившим требования пункта 6.4 конкурсной документации.
Пунктом 6.4. конкурсной документации установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в заявлении и документах, представленных участником конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в открытом конкурсе на любом этапе его проведения.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что победителем конкурса признан участник, представивший недостоверные сведения и не подтвердивший впоследствии наличие транспортных средств, указанных в заявке (пункт 6.4 конкурсной документации). Суды согласились с доводами антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 3.1 конкурсной документации одним из требований, предъявляемым к участникам открытого конкурса, являлось наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.
К заявке на участие в открытом конкурсе индивидуальный предприниматель Юсупова Х.З. представила гарантийное письмо об обязательстве по приобретению транспортных средств с требуемыми характеристиками, в сроки, определенные конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 6.12 конкурсной документации победитель открытого конкурса, принявший на себя обязательства по приобретению транспортных средств, обязан в течение 7 календарных дней со дня подведения итогов открытого конкурса подтвердить наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Как указывает министерство, в соответствии с поданной Юсуповой Х.З. заявкой, она должна была предоставить для осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Астраханской области 16 автобусов малого класса, из которых: 2 имеют экологический класс "Евро 5", срок эксплуатации от 0-3 лет, оборудованы кондиционером и автоматической дверью; 11 имеют экологический класс "Евро 4", срок эксплуатации от 0-3 лет, оборудованы кондиционером и автоматической дверью; 3 имеют экологический класс "Евро 3", срок эксплуатации составляет от 3 до 5 лет.
Представленные документы соответствовали требованиям, установленным конкурсной документацией, о чем имеются сведения в протоколе вскрытия конвертов от 03.07.2018 и протоколе подведения итогов от 13.07.2018.
Фактически индивидуальный предприниматель Юсупова Х.З. после подведения итогов открытого конкурса подтвердила 17 транспортных средств, из которых: 10 имеют экологический класс "Евро 5", срок эксплуатации от 0-3 лет, оборудованы кондиционером и автоматической дверью; 7 имеют экологический класс "Евро 4", срок эксплуатации от 0-3 лет, оборудованы кондиционером и автоматической дверью;
Согласно извещению о проведении открытого конкурса период проведения конкурса с 31.05.2018 по 13.07.2018. Таким образом, процедура проведения торгов считается оконченной в момент подписания итогового протокола. Соответственно, после окончания открытого конкурса и определения победителя открытого конкурса, отстранить победителя конкурса от участия в оконченной процедуре конкурса фактически невозможно.
Поэтому выводы судов о нарушении министерством условий проведения открытого конкурса в части не отстранения от участия в открытом конкурсе участника, предоставившего в заявке недостоверную информацию, после окончания периода проведения открытого конкурса, на этапе подтверждения наличия транспортных средств, являются неправомерными.
Судебная коллегия соглашается с доводами министерства о том, что предоставление победителем конкурса транспортных средств, с лучшими экологическими характеристиками, чем указанные в заявке, в наибольшей степени отвечает целям проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок в Астраханской области и способствует эффективности исполнения принятых обязательств. Использование при осуществлении пассажирских перевозок транспортного средства с лучшими характеристиками не приводит к нарушению прав граждан на качественное транспортное обслуживание, к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок, к нарушению прав иных участников конкурса.
Кроме того, как отмечает министерство, даже с учетом расхождений, обнаруженных между заявкой победителя открытого конкурса и подтверждением им транспортных средств, направленным письмом от 19.07.2018, баллов у победителя открытого конкурса было бы значительно больше (критерии оценки, влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлогаемых для осществления регулярных перевозок статья 7 Закона N 114/2015-03), что так же не гарантировало бы победу в открытом конкурсе индивидуальному предпринимателю Тавакаляну С.Г., заявке которого присвоен второй номер.
При изложенных обстоятельствах выводы антимонопольного органа, поддержанные судами, о нарушении заявителем требования конкурсной документации и Закона об организации перевозок пассажиров и багажа, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются неправомерными. Отсутствие со стороны министерства нарушений условий проведения открытого конкурса свидетельствует и об отсутствии с его стороны нарушений части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в части запрета на заключения договора с победителем до принятия антимонопольным органом решения по жалобе Тавакалян С.Г.
В рассматриваемой ситуации заключение договора с победителем открытого аукциона не привело к нарушению принципов антимонопольного законодательства и Закона о защите конкуренции.
При этом следует отметить, что антимонопольный орган также вменяет заявителю нарушение части 9 статьи 24 Закона об организации перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии с названной нормой закона в случае, если победитель открытого конкурса отказался от права на получение хотя бы одного свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер. При этом составление каких либо документов (актов) за подписью членов конкурсной комиссии не предусмотрено.
Ссылаясь на необходимость отстранения индивидуального предпринимателя Юсуповой Х.З. от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, антимонопольный орган, вместе с тем, обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, решил не выдавать, так как по результатам конкурса выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Астраханской области "Астрахань - поселок Кирпичного завода N 1" (лот N 2), победителем которого признан индивидуальный предприниматель Юсупова Х.З.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к ошибочному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 по делу N А06-9927/2018 отменить.
Требования министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области удовлетворить.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25.07.2018 по делу N 38-НТ-04-18 признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия соглашается с доводами министерства о том, что предоставление победителем конкурса транспортных средств, с лучшими экологическими характеристиками, чем указанные в заявке, в наибольшей степени отвечает целям проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок в Астраханской области и способствует эффективности исполнения принятых обязательств. Использование при осуществлении пассажирских перевозок транспортного средства с лучшими характеристиками не приводит к нарушению прав граждан на качественное транспортное обслуживание, к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок, к нарушению прав иных участников конкурса.
Кроме того, как отмечает министерство, даже с учетом расхождений, обнаруженных между заявкой победителя открытого конкурса и подтверждением им транспортных средств, направленным письмом от 19.07.2018, баллов у победителя открытого конкурса было бы значительно больше (критерии оценки, влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлогаемых для осществления регулярных перевозок статья 7 Закона N 114/2015-03), что так же не гарантировало бы победу в открытом конкурсе индивидуальному предпринимателю Тавакаляну С.Г., заявке которого присвоен второй номер.
При изложенных обстоятельствах выводы антимонопольного органа, поддержанные судами, о нарушении заявителем требования конкурсной документации и Закона об организации перевозок пассажиров и багажа, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются неправомерными. Отсутствие со стороны министерства нарушений условий проведения открытого конкурса свидетельствует и об отсутствии с его стороны нарушений части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в части запрета на заключения договора с победителем до принятия антимонопольным органом решения по жалобе Тавакалян С.Г.
В рассматриваемой ситуации заключение договора с победителем открытого аукциона не привело к нарушению принципов антимонопольного законодательства и Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф06-51054/19 по делу N А06-9927/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51054/19
04.06.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4988/19
30.05.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9927/18
14.03.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9927/18