Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 января 2001 г. N КА-А40/6172-00
Акционерное общество "АвтоВАЗ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Межрегиональной инспекции МНС России по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков о признании недействительным решения ответчика от 13.06.2000 г. N 179 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым истцу доначислены суммы налогов и пени.
Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просит решение и постановление суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие предмета спора, поскольку еще до рассмотрения дела в суде первой инстанции оспариваемое решение налогового органа отменено Заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам решением от 08.08.2000 г. N 244.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку.
В данном случае Заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам отменил решение нижестоящего налогового органа - Межрегиональной инспекции Министерства России по налогам и сборам и назначил дополнительную проверку.
На момент вынесения решения арбитражным судом отсутствовал предмет спора, отмененное решение Межрегиональной инспекции МНС России от 13.06.00 N 179 не имело юридической силы, перестало действовать, не влекло никаких правовых последствий для Общества, не нарушало права и законные интересы истца.
В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.
Таким образом, условиями подведомственности арбитражным судам данной категории дел являются: ненормативный характер акта, не соответствие его закону и иным нормативным правовым актам, нарушение актом прав и законных интересов граждан и организаций.
Причем необходимо наличие всех этих условий в совокупности.
Это указано и в Постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 (пункт 6).
Суд кассационной инстанции считает, что дело не подведомственно арбитражному суду, спор не подлежал рассмотрению, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 5), 85 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение от 07.09.2000 г. и постановление от 08.11.2000 г. Арбитражного суда г. Москвы отменить.
Производство по делу по иску АО "Автоваз" к Межрегиональной государственной инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков о признании недействительным решения N 179 от 13.06.2000 г. - прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 января 2001 г. N КА-А40/6172-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании