г. Казань |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А57-5033/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 19.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 24.09.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019
по делу N А57-5033/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ареал", г. Саратов, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, третьи лица: Государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", г. Саратов, открытое акционерное общество "Саратовский кустовой вычислительный центр", г. Саратов, открытое акционерное общество "Центральная диспетчерская служба", г. Саратов, Алексеев Всеволод Романович, г. Саратов, Министерство инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, Государственная инспекция труда по Саратовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов, Банк ВТБ, г. Санкт-Петербург, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", г. Москва, Саратовский филиал Федерального государственного унитарного предприятия, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ареал" (далее - ООО "Ареал", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - управление) от 21.12.2017 N 64/181/001/2017-30823 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности, обязании произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на нежилые помещения, находящиеся в здании, литера АА1, кадастровый номер 64:48:030416:220, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 104.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019, требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение управления от 21.12.2017 N 64/181/001/2017-30823 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности, обязал управление произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на нежилые помещения, находящиеся в здании, литера АА1, кадастровый номер 64:48:030416:220, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 104.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В дополнительных пояснениях по делу, заявитель просит суд кассационной инстанции принять во внимание, что на момент кассационного рассмотрения решение суда по настоящему делу управлением исполнено, право общей долевой собственности на нежилые помещения общей площадью 393,1 кв. м в спорном здании зарегистрировано.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2015 по делу N А57-20958/2014 признано право общей долевой собственности на общее имущество в подвале нежилого здания, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Первая Садовая, д. 104,
13.09.2017 ООО "Ареал" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 1047,4 кв. м с кадастровым номером 64:48:030417:160, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Первая Садовая, д. 104, с приложением копии решения Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2015 по делу N А57-20958/2014.
Уведомлением от 21.09.2017 N 64/181/001/2017-30823 регистрирующий орган сообщил заявителю о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение общей площадью 1047,4 кв. м с кадастровым номером 64:48:030417:160 в связи с отсутствием сведений о государственной кадастровом учете объекта.
Письмом от 21.12.2017 N 123 ООО "Ареал" сообщило управлению о том, что объекты недвижимого имущества, право общей долевой собственности на которые было установлено судом, находятся в составе ранее учтенного и поставленного на кадастровый учет нежилого здания с кадастровым номером 64:48:030416:220 и были ранее учтены и поставлены на кадастровый учет в составе объекта - нежилого помещения с кадастровым номером 64:48:03017:160, что подтверждается техническим и кадастровым паспортом данного помещения и здания.
21.12.2017 обществом в регистрирующий орган представлены дополнительные документы: технические и кадастровые паспорта на вышеуказанные здание и помещение.
Уведомлением от 21.12.2017 N 64/181/001/2017-30823 заявителю отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение общей площадью 1047,4 кв. м с кадастровым номером 64:48:030417:160 в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.
ООО "Ареал", полагая отказ в государственной регистрации права собственности незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций исходили из того, что заявленные на регистрацию объекты являются ранее учтенными, и у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены состоявшихся судебных актов не находит.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае непредставления документов, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218.
Отказывая в государственной регистрации прав общей долевой собственности на общее имущество в подвале нежилого здания, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Первая Садовая, д. 104, регистрирующий орган указал, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - реестр) отсутствуют сведения об объекте недвижимости - нежилом помещении общей площадью 393,1 кв. м, являющимся общим имуществом собственников нежилого здания, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Первая Садовая, д. 104, заявление об одновременном государственном кадастровом учете и государственной регистрации в отношении данного объекта не подано.
В ходе рассмотрения настоящего дела между участниками процесса разногласий относительно принадлежности перечисленных объектов, являющихся общей долевой собственностью владельцев помещений в указанном здании, общей площадью 393,1 кв. м, не имелось.
17.04.1994 МУП "Городское БТИ" проведена техническая инвентаризация нежилого здания литера А, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 1 Садовая, д. 104, площадью 6383,4 кв. м, по результатам которой подготовлен технический паспорт на объект учета "здание", 26.06.2008 проведена техническая инвентаризация нежилого помещения, расположенному в подвале нежилого здания литера А по указанному адресу, площадью 1007 кв. м, по результатам которой подготовлен технический паспорт на объект учета "нежилое помещение".
Согласно экспликации к поэтажному плану строения технического паспорта объекта недвижимого имущества, выполненного Саратовским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" 20.09.2008, в состав помещения подвала здания на поэтажном плане входят помещения: N 13 - теплоузел площадью 30,8 кв. м, N 14 - теплоузел площадью 33 кв. м, N 18 - электрощитовая площадью 17,8 кв. м, N 32 - насосная площадью 30,8 кв. м, N 33 - электрощитовая площадью 30,8 кв. м, лифты - помещения, обозначенные N 37-39, площадью 3,5 кв. м каждый, лестничные клетки: N 1 площадью 16,8 кв. м, N 20 площадью 16 кв. м, N 29 площадью 16,8 кв. м, общие коридоры: N 2 площадью 7 кв. м, N 10 площадью 10 кв. м, N 11 площадью 54,2 кв. м, N 12 площадью 19,5 кв. м, N 26 площадью 94,7 кв. м, санузлы: помещение N 5 площадью 3,2 кв. м, N 6 площадью 1,2 кв. м.
Арбитражным судом Саратовской области при рассмотрении дела N А57-20958/2014 исследованы и установлены основания возникновения права общей долевой собственности, в том числе, состав лиц сособственников указанного нежилого здания, момент возникновения права общей долевой собственности, состав и индивидуальные характеристики помещений в здании, являющиеся объектами права, их наименование и соответствие технической документации.
Согласно частям 4, 5 статьи 69 Закона N 218 технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в реестре и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в реестре сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 Закона N 218 запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в реестр на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части объекта недвижимости при том, что кадастровый учет самого объекта (здания в целом) произведен, не является препятствием для осуществления государственной регистрации на часть этого объекта (здания).
В силу абзаца 16 пункта 4 статьи 8 Закона N 218 в кадастр недвижимости вносятся сведения о месторасположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу сособственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество, в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности помещение в таком здании.
В данном деле судами установлено, что объекты недвижимого имущества здание и помещение подвала, на часть из которых по решению суда просило зарегистрировать право ООО "Ареал", были и как ранее учтенные, в отношении которых был произведен технический учет (представлены технические паспорта объектов 1994 года и 2008 года), и как поставленные на кадастровый учет в виде здания и помещения. При этом, индивидуальные характеристики на части целого объекта были также определены.
Доводы управления о том, что ранее техническая документация не передавалась от органов технического учета как на ранее учтенные объекты, техническая инвентаризация помещений, на которые заявитель просил зарегистрировать право общей долевой собственности, ранее не производилась, определить уникальные характеристики помещений невозможно, судами отклонены, поскольку при рассмотрении дела N А57-20958/2014 с участием управления суды исследовали все характеристики спорных помещений и, признали их объектами гражданского оборота, признали на них право общей долевой собственности.
Предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Закона N 218 оснований для осуществления одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, судом не установлено.
Помещения, право общей долевой собственности, на которые просило зарегистрировать ООО "Ареал", не являются вновь созданными, образованными объектами недвижимости, не являются частями объекта недвижимости, которые образованы или прекращают свое существование и на которые распространяются ограничения прав и обременения.
Выводы судов не противоречат подходам, изложенным в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 307-ЭС17-13298.
Необходимо отметить, что законодательство о кадастре устанавливает требования к помещениям являющимися объектами государственного кадастрового учета, которые должны быть изолированы и обособлены от других помещений в здании.
В связи с чем вопрос о постановке на кадастровый учет лестничных площадок, общих коридоров, лифтовых помещений технических узлов должен разрешаться с учетом возможности их самостоятельного нахождения в гражданском обороте.
Вместе с тем, указанная категория помещений, составляющая общее имущество в нежилом здании, не может быть самостоятельным предметом гражданского оборота, поскольку нарушит надлежащую эксплуатацию и обслуживание всего здания в целом и помещения в нем в частности.
В письмах Минэкономразвития РФ от 21.01.2014 N 14-00432/14, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.04.2015 N 14-исх/05677-ГЕ/15 также не отмечалось что такие помещения как лестничные клетки, тамбуры, лифтовые холлы и коридор не подлежат постановке на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что ООО "Ареал" на государственную регистрацию представлены все необходимые документы и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Удовлетворение заявленных требований общества привело к правовой определенности относительно объектов общей долевой собственности сособственников помещений в здании по вышеуказанному адресу.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 по делу N А57-5033/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае отсутствия в реестре сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 Закона N 218 запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в реестр на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
...
Выводы судов не противоречат подходам, изложенным в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 307-ЭС17-13298.
...
В письмах Минэкономразвития РФ от 21.01.2014 N 14-00432/14, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.04.2015 N 14-исх/05677-ГЕ/15 также не отмечалось что такие помещения как лестничные клетки, тамбуры, лифтовые холлы и коридор не подлежат постановке на кадастровый учет."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф06-50018/19 по делу N А57-5033/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5033/18
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50018/19
02.04.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1560/19
28.12.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5033/18