г. Казань |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А57-23867/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулезная больница N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Борисова Т.С., Жаткина С.А.)
по делу N А57-23867/2018
по исковому заявлению федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулезная больница N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (ИНН 6451110751, ОГРН 1026402497175) к обществу с ограниченной ответственностью "Рось" (ИНН 7804181222, ОГРН 1047806016367) о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение "Областная туберкулезная больница N 1" Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее-ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1", Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Рось" (далее - ООО "Рось", Общество, ответчик) о взыскании 115 501,55 руб. неустойки за нарушение исполнения обязательств по государственному контракту от 18.09.2017 N 0360100041817000040-0259435-01, из которых 107 184,00 руб. - штраф, 8 317,55 руб.- пени.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019, исковые требования удовлетворены частично: с ООО "Рось" в пользу ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1" взысканы пени за просрочку исполнения обязательств по поставке товара по государственному контракту от 18.09.2017 N 0360100041817000040-0259435-01 за период с 01.12.2017 по 05.02.2018 в размере 6 999,79 руб.; в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции с ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1" с заявителя апелляционной жалобы - Учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части взыскания государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт в названной части с указанием на нарушение судом норм процессуального права, поскольку судом не было учтено, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются:
прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ необходимо и достаточно подтвердить два признака: организационно-правовой статус лица (государственный орган, орган местного самоуправления) и его процессуальное положение (истец, ответчик).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1" является лечебно-профилактическим учреждением уголовно-исполнительной системы, специально созданным для содержания и лечения больных и предназначенным для оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, а также стационарного обследования подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Учредителем учреждения является Российская Федерация, полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (пункты 1.1, 1.2 Устава Учреждения).
Таким образом, Учреждение реализует указанные публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, являлось заявителем апелляционной жалобы, и следовательно, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ имело право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Изложенное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.11.2018 N 309-ЭС18-12587 по делу N А76-29996/2017.
При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что судом апелляционной инстанции государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы взыскана с ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1" неправомерно, в связи с чем обжалуемое постановление в соответствующей части подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 по делу N А57-23867/2018 отменить в части взыскания с федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулезная больница N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы, в остальной части постановление оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.А. Тюрина |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
...
Учредителем учреждения является Российская Федерация, полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (пункты 1.1, 1.2 Устава Учреждения).
Таким образом, Учреждение реализует указанные публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, являлось заявителем апелляционной жалобы, и следовательно, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ имело право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Изложенное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.11.2018 N 309-ЭС18-12587 по делу N А76-29996/2017."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф06-51413/19 по делу N А57-23867/2018