г. Казань |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А57-27244/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Лалаян К.Э., доверенность от 19.01.2018, Модиной И.А., доверенность от 14.08.2017,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Модиной И.А., доверенность от 18.05.2018,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2019 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А57-27244/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Гавриловой Алевтины Юрьевны (ИНН 64515904730) заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гаврилова Алевтина Юрьевна (далее - предприниматель, Гаврилова А.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - инспекция) от 06.08.2018 N 14921 о взыскании недоимки по страховым взносам в размере 104 076 рублей и пени в размере 201 рублей 21 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2019 заявленные требования удовлетворены, с инспекции в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы в виде расходов по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, судебные расходы на представителя в размере 15 000 рублей; в удовлетворении остальной части взыскания судебных расходов на представителя отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Гаврилова А.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и с 2017 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов.
Предприниматель представила в инспекцию налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год, в которой отразила доходы в сумме 11 907 072 рублей и расходы в сумме 10 407 600 рублей.
За 2017 год оплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, при величине дохода, превышающего 300 000 рублей, по расчету заявителя составила 11 994 рубля 72 копеек (11 907 072 - 10 407 600 - 300000 * 1% = 11 994 рубля 72 копеек).
Указанная сумма оплачена предпринимателем в полном объеме.
Вместе с тем инспекция выставила предпринимателю требование N 13090 об уплате страховых взносов по состоянию на 10.07.2018 и вынесла на его основании решение от 06.08.2018 N 14921 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Инспекция исходила из того, что из системного толкования положений подпункта 3 пункта 9 статьи 430, пункта 1 статьи 41, статей 346.15, 248, 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) доходом для целей расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, является сумма доходов без учета расходов.
В результате сумма страховых взносов за 2017 год, по мнению налогового органа, составила 116 070 рублей 72 копеек (11 907 072 - 300000 * 1% =116 070 рублей 72 копеек.
Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.
Как следует из пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 346.14 Налогового кодекса).
При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса (пункт 1 статьи 346.15 Налогового кодекса).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса плюс 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса (подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суды правомерно указали на то, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Указанная правовая позиция также изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017), утвержденного 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая, что подлежащая уплате сумма страховых вносов предпринимателя за 2017 год составляет 11 994 рубля 72 копеек (1% от суммы 1 199 472 рубля), вывод судов об отсутствии у налогового органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения о взыскании страховых взносов в размере 104 076 рублей и пени в размере 201 рубль 21 копеек, правомерен.
Отклоняя ссылку подателя жалобы на правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, судебные инстанции правильно указали, что данное письмо в силу требований статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, на которое ссылается инспекция. При этом решение Верховного Суда Российской Федерации не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 по делу N А57-27244/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что подлежащая уплате сумма страховых вносов предпринимателя за 2017 год составляет 11 994 рубля 72 копеек (1% от суммы 1 199 472 рубля), вывод судов об отсутствии у налогового органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения о взыскании страховых взносов в размере 104 076 рублей и пени в размере 201 рубль 21 копеек, правомерен.
Отклоняя ссылку подателя жалобы на правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, судебные инстанции правильно указали, что данное письмо в силу требований статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, на которое ссылается инспекция. При этом решение Верховного Суда Российской Федерации не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-51380/19 по делу N А57-27244/2018