г. Казань |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А57-3509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ильиной Ирины Андреевны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019
по делу N А57-3509/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильиной Ирины Андреевны (ОГРНИП 3166451004701), заинтересованное лицо: администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН: 1026401410067, ИНН: 6439034991), третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области, г. Саратов, филиал "Саратовский" публичного акционерного общества "Т Плюс", г. Балаково, публичное акционерное общество "Т Плюс" (ОГРН: 1156451017700, ИНН: 6449079818) о признании недействительным ненормативного правового акта от 05.02.2019 N 01-33/468,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ильина Ирина Андреевна (далее - ИП Ильина И.А., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 05.02.2019 N 01-33/468 об отказе во включении сведений о нестационарном торговом объекте в Схему размещения нестационарных торговых объектов по Балаковскому муниципальному району, обязать устранить нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Ильина И.А. просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.01.2019 ИП Ильина И.А. обратилась в администрацию Балаковского муниципального района с заявлениями о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов по Балаковскому муниципальному району торговых павильонов "Цветы" с адресным ориентиром г. Балаково, ул. Степная, д. 3/3, район ТЦ "Гулливер".
Администрация Балаковского муниципального района, рассмотрев указанное заявление, отказала в удовлетворении заявления по основанию наличия в границах земельного участка, предполагаемого под размещение нестационарного торгового объекта инженерных коммуникаций, в частности магистральной тепловой сети ТМС 2Ду300, в связи с чем, НТО будет располагаться в пределах охранной зоны тепловых сетей, что противоречит Типовым правилам охраны коммунальных тепловых сетей, утв. Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197, пункту 3.10.2.1 решения Совета МО г. Балаково от 27.10.2017 N 379.
Предприниматель, полагая, что отказы администрации нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением администрации Балаковского муниципального района от 02.04.2018 N 1137 утверждён Порядок рассмотрения заявлений о включении, исключении НТО в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района" (далее - порядок рассмотрения заявлений в включении, исключении НТО).
28 марта 2018 года издано постановление администрации Балаковского муниципального района N 1023 "О Координационном совете по размещению нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района" (далее - О координационном совете по размещению НТО), которым признано утратившим силу постановление администрации Балаковского муниципального района от 31.05.2017 N 2285 "О Координационном совете по размещению объектов потребительского рынка на территории Балаковского муниципального образования (района)".
Пункт 2.10. Порядка рассмотрения заявлений о включении, исключении НТО содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении НТО в Схему.
Среди данных оснований указаны такие, как в случае:
- размещения нестационарного торгового объекта по адресному ориентиру, находящемуся в охранных зонах коммуникаций;
- размещение нестационарного торгового объекта повлечет нарушение требований технических регламентов, ГОСТов, СНиПов, СП.
Кроме того, пунктом 3.10.2.1 решения Совета МО г. Балаково от 27.10.2017 N 379 предусмотрено, что не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений, в то числе, в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов.
Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Типовые правила).
Согласно пункту 4 Типовых правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей (или от наружной поверхности изолированного теплопровода при бесканальной прокладке).
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или которые препятствуют ремонту (например, возводить временные строения и заборы, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей) (пункт 5 Типовых правил).
Пунктом 6 Типовых правил предусмотрено, что в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе, производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий.
Согласно пункту 4 Типовых правил, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее трех метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Таким образом, конкретные нестационарные торговые объекты не могут включаться в Схему размещения НТО произвольно, без учета необходимости соблюдения при их размещении установленных действующим законодательством обязательных санитарно-эпидемиологических, противопожарных, градостроительных требований, правил благоустройства, действующих на территориях соответствующих муниципальных образований.
В этой связи место размещения спорного объекта ИП Ильиной И.А. должно соответствовать указанным требованиям, действующим на момент принятия решения о включении данного объекта в Схему размещения НТО.
Наличие рассматриваемого места размещения НТО в охранных зонах теплосетей подтверждается сообщением исполняющего обязанности директора - главного инженера филиала "Саратовский" территориального управления по теплоснабжению в городе Балаково ПАО "Т Плюс" от 23.01.2019 N 51207-06-0060. Указанное сообщение направлено в ответ на обращение заместителя главы администрации Балаковского муниципального района по экономическому развитию и управлению муниципальной собственность от 15.01.2019 N 25 о предоставлении информации о местонахождении инженерных коммуникаций относительно участка с приложением схемы, предоставленной Ильиной И.А. при подачи заявления о включении в Схему от 09.01.2019.
Согласно сообщению от 23.01.2019 N 51207-06-0060 в границах земельного участка планируемого размещения НТО по адресу: ул. Степная, д. 3/3, проходит магистральная тепловая сеть ТМС 2 Ду300, собственником которой является ПАО "Т Плюс". Охранная зона тепловых сетей составляет три метра в каждую сторону от края строительной конструкции.
В связи с дополнительными пояснениями в порядке статьи 81 АПК РФ ПАО "Т Плюс", данными в ходе судебного разбирательства, нестационарный торговый павильон "Цветы", принадлежащий ИП Ильиной И.А., по адресному ориентиру г. Балаково, ул. Степная, 3/3 ТЦ "Гулливер" находится на расстоянии 2 метров от проезжей части ул. Степная города Балаково, на расстоянии 8,2 м от ТЦ "Гулливер" и на расстоянии 1,92 метра от края лотка подземной теплотрассы ДУ-300, что противоречит требованию СНИП СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", в соответствии с которым расстояние по горизонтали в свету при подземной прокладке тепловых сетей, при диаметре труд менее 500 метров от наружной стены лотка подземной прокладки тепловых сетей до фундамента зданий и сооружений не должно быть меньше 2 метров.
Таким образом, оспариваемое решение об отказе во включении объекта ИП Ильиной И.А. в Схему мест размещения НТО на территории Балаковского муниципального района не является произвольным, оно обусловлено необходимостью соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что в границах земельного участка планируемого размещения НТО проходит магистральная тепловая сеть, правомерно признали оспариваемое решение администрации соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, размещение нестационарных торговых объектов согласно утвержденной в установленном порядке Схемы размещения НТО. Уполномоченный орган указанный вопрос разрешил ранее, исключив спорный объект из схемы. Предприниматель не оспаривая формирование схемы на настоящий период, заявляет требование об изменении схемы, путем обжалования отказа.
Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 по делу N А57-3509/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с дополнительными пояснениями в порядке статьи 81 АПК РФ ПАО "Т Плюс", данными в ходе судебного разбирательства, нестационарный торговый павильон "Цветы", принадлежащий ИП Ильиной И.А., по адресному ориентиру г. Балаково, ул. Степная, 3/3 ТЦ "Гулливер" находится на расстоянии 2 метров от проезжей части ул. Степная города Балаково, на расстоянии 8,2 м от ТЦ "Гулливер" и на расстоянии 1,92 метра от края лотка подземной теплотрассы ДУ-300, что противоречит требованию СНИП СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", в соответствии с которым расстояние по горизонтали в свету при подземной прокладке тепловых сетей, при диаметре труд менее 500 метров от наружной стены лотка подземной прокладки тепловых сетей до фундамента зданий и сооружений не должно быть меньше 2 метров.
Таким образом, оспариваемое решение об отказе во включении объекта ИП Ильиной И.А. в Схему мест размещения НТО на территории Балаковского муниципального района не является произвольным, оно обусловлено необходимостью соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что в границах земельного участка планируемого размещения НТО проходит магистральная тепловая сеть, правомерно признали оспариваемое решение администрации соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, размещение нестационарных торговых объектов согласно утвержденной в установленном порядке Схемы размещения НТО. Уполномоченный орган указанный вопрос разрешил ранее, исключив спорный объект из схемы. Предприниматель не оспаривая формирование схемы на настоящий период, заявляет требование об изменении схемы, путем обжалования отказа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-51602/19 по делу N А57-3509/2019